В МИАНе состоялся Круглый стол "Математика и общество"
9 июня 2009 г. в Математическом институте РАН состоялся Круглый стол «Математика и общество», посвященный 75-летию этого ведущего научного центра страны и мира.
Академик РАН, главный н.с. МИАН Виктор Васильев начал с того, что подчеркнул важность наличия в стране высокого уровня фундаментальной математики, обеспечивающей высокий уровень математического образования. По его мнению, без обращения к фундаментальной науке любая замкнутая образовательная система быстро выродится и по индукции, шаг за шагом, каждое последующее поколение учеников будет знать и понимать меньше своих учителей.
Отвечая на вопрос журналистов о том, какое влияние окажет ЕГЭ на математическое образование в России, он ответил, что «сейчас идет некая игра с ЕГЭ, турбулентный процесс и чем он закончится, пока непонятно». В. Васильев считает, что у ЕГЭ есть несколько позитивных свойств – внешний независимый контроль качества образования в школе и уровня абитуриентов, поступающих в вузы. Однако в новой системе есть много и негативного. Он выразил уверенность в том, что ЕГЭ по математике, как и другим предметам необходимо изменить в лучшую сторону.
В. Васильев поддержал новую концепцию зкзамена по математике, о которой затем более подробно рассказал Иван Ященко, директор МЦНМО. По мнению последнего, ЕГЭ мог бы стать важным институтом поддержания уровня математического образования в стране, однако в существующем виде он оказывает лишь негативное влияние. Так, вместо обучения своему предмету учителя начали натаскивать учеников на решение тестов. За 6-10 лет уровень образования по математике в России снизился. Недавние опросы показали, что только в Москве до 25% учащихся не изучали геометрии в школе.
В сентябре 2008 г. была создана рабочая группа во главе с А.Л. Семеновым, в которую вошел и И. Ященко. Ее задачей стала разработка новой концепции ЕГЭ по математике. Новый проект был апробирован на больших массивах школьников (50-80 тыс. чел.) и, скорее всего, будет принят принят в качестве основной концепции ЕГЭ по математике 2010 г. В этом случае, в ЕГЭ не будет задач с multiple choice (выбором ответа из предложенных вариантов), ответ на которые для многих школьников сводился к подстановке предложенных ответов в условие задачи. Сокращено число задач, теперь их будет 18 (12 задач из «школьной» части и 6 задач из «вузовской» части). Станет больше задач по геометрии.
И. Ященко считает, что необходимые для аттестации школьника баллы в ЕГЭ должны быть заранее определены и объявлены – обществу должны быть известны требования к знаниям, несоблюдение которых влечет к кому, что государство не готово признать такие знания средним образованием. Предусмотрена и еще одна новация. Осенью 2009 г. планируется опубликовать весь банк "школьных" задач ЕГЭ по математике, из которых потом будут сформированы варианты экзамена. Однако вряд ли это поможет нерадивым ученикам, потому что в банке будет несколько тысяч задач. «Хотите заучивайте ответы, хотите решайте», – отметил И. Ященко.
Главный н.с. СПб отделения Математического института Анатолий Вершик привлек внимание присутствующих к самой теме круглого стола – «Математика и общество». «Так ли связаны математика и общество? Как математики могут способствовать тому, чтобы авторитет этот науки в обществе был выше, чем он есть?» – этим вопросам А. Вершик и посвятил свое выступление.
По его мнению, математики скорее активны в популяризации математики, и мало думают о том, как объяснить широкому кругу людей, в чем состоит суть математического творчества, и почему важны не только приложения математики, но и более отвлеченные математические исследования сами по себе.
А. Вершик, в частности, напомнил о недавней речи президента США Б. Обамы перед членами Национальной академии наук, в которой основной идеей был тезис о том что, потребительское общество, существующее в США, должно уступить место креативному обществу, и в частности, приоритет должен иметь прогресс в фундаментальных исследованиях. Петербургский математик отметил, что нынешняя Россия скорее идет как раз по пути создания потребительского общества, в котором приоритет отдается не фундаментальным исследованиям, а и тем, которые якобы дают мгновенный эффект.
Он также подчеркнул, что «вопросами образования должны заниматься сами ученые и педагоги, которые сначала должны в своем кругу достигнуть согласия по основным вопросам с тем, чтобы потом гораздо тверже, чем сейчас, настаивать на своих предложениях перед министерской и иной бюрократией».
Подробности дискуссии смотрите в репортаже, который в ближайшее время появится на "Полит.ру".
На фото справа налево и сверху вниз: Дж. Акияма, В. Васильев, А. Вершик, И. Ященко, В. Козлов, О. Виро.
См. также:
- Математический институт им. Стеклова РАН празднует свое 75-летие
- Что могут сказать архивные документы о жизни математика, статистика, экономиста и поэта Евгения Слуцкого? - статья Петра Клюкина
- «Давайте думать быстро, пока не стало поздно». Дискуссия о судьбах российской математики в программе «Тем временем»
- Летит ли кирпич в сторону российской математики? - репортаж и стенограмма с Круглого стола в Независимом московском университете
- "Судьбы математики в России" - стенограмма Публичной лекции Михаила Цфасмана
- "Анатолий Вершик – классификации не поддается?" - статья к юбилею известного российского математика
- Юрий Манин: «Не мы выбираем математику своей профессией, а она нас выбирает»
- Первым лауреатом Международной Добрушинской премии стал математик Роберт Минлос
- Владимир Арнольд как явление природы. Три юбилейных портрета
- Международный союз математиков предостерегает от неправильного использования статистики цитирований
- Новая ветвь математической школы - интервью с математиком Сергеем Ландо
- Математическое образование и маркетинг репутаций - интервью с математиком Сергеем Ландо
- "Необходимы прочные и разнообразные контакты с научной диаспорой" - математик Анатолий Вершик
- Зеркальная симметрия и кольца инвариантов. Как строится математическая политика государства
- Новые перспективы науки. Лекция Федора Богомолова
Обсудите в соцсетях
