Верховный суд Коми запретил мужчинам надзирать за женщинами в тюрьмах
Верховный суд республики Коми признал неправомерной практику надзора мужчинами-полицейскими за женщинами, находящимися в заключении в изоляторах временного содержания. Об этом говорится в пресс-релизе правозащитного фонда «Общественный вердикт», который имеется в распоряжении «Полит.ру».
Такое решение суд принял после рассмотрения жалобы студентки Марины Седовой на условия ее содержания в спецприемнике полиции города Сыктывкара. Девушка была задержана 9 июля 2012 года во время акции протеста против мэра Сыктывкара на центральной площади города. Седова была задержана на двое суток, в течение которых в качестве тюремного персонала работали исключительно мужчины.
Задержанная рассказала, что за ней постоянно наблюдали: каждые 15-20 минут, в том числе ночью, через дверной глазок в камеру заглядывали полицейские. При этом через глазок можно было наблюдать не только за жилой частью камеры, но и за той частью, где были установлены раковина и унитаз.
После выхода на свободу девушка обратилась в Сыктывкарский суд с жалобой на условия содержания в изоляторе, апеллируя к статье 3 Европейской Конвенции по правам человека, запрещающей пытки и иные формы унижения человеческого достоинства.
В результате суд признал условия содержания Седовой незаконными, указав, что сотрудники сыктывкарского отделения МВД нарушили принятые ООН правила обращения с заключенными, согласно которым, надзор за находящимися в заключении женщинами могут производить только сотрудники женского пола. После повторного обращения, суд признал, что в своем решении опирался также и на статью 3 Европейской Конвенции.
По мнению директора Фонда «Общественный вердикт» Натальи Таубиной, решение суда вполне можно назвать «революционным», поскольку это тот редкий случай, когда российский суд признал унижение человеческого достоинства, учитывая, что ранее аналогичные ситуации не рассматривались в Европейском суде по правам человека. Кроме того, решение суда станет серьезным подспорьем в требованиях изменений системы большого количества ИВС и спецприемников по всей России, где женский персонал либо полностью отсутствует, либо его численность слишком мала, чтобы возможно было выполнять требования ООН.
В 2011 году содержание женщин-заключенных под присмотром мужчин-полицейских осудил Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Тогда гражданская активистка Инга Абрамова провела пять дней в ИВС белорусской милиции в городе Бресте, где отсутствовал женский персонал. За заключенной также наблюдали в дверной глазок, а своими высказываниями охранники подвергали ее моральному унижению. Комитет охарактеризовал такую практику как «оскорбительное и унижающее человеческое достоинство обращения, а также как разновидность сексуального насилия».
Обсудите в соцсетях
