В основе статьи - доклад на семинаре по проблеме поколений в российской истории ХХ века под руководством Теодора Шанина (Московская высшая школа социальных и экономических наук, февраль 2002=г.). После обсуждения текст доработан с учетом замечаний Л.Д.=Гудкова, В.П.=Данилова, Ю.А.=Левады, Т.=Шанина, В.А.=Ядова.

В последнее десятилетие проблематика поколения, смены поколений и межпоколенческой трансляции ценностей, установок, опыта не раз привлекала внимание отечественных социологов и историков (1), к ней обращались и..." />

18 сентября 2019, среда, 19:17
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

17 апреля 2002, 13:45

Поколение: социологические границы понятия

В основе статьи - доклад на семинаре по проблеме поколений в российской истории ХХ века под руководством Теодора Шанина (Московская высшая школа социальных и экономических наук, февраль 2002=г.). После обсуждения текст доработан с учетом замечаний Л.Д.=Гудкова, В.П.=Данилова, Ю.А.=Левады, Т.=Шанина, В.А.=Ядова.

В последнее десятилетие проблематика поколения, смены поколений и межпоколенческой трансляции ценностей, установок, опыта не раз привлекала внимание отечественных социологов и историков (1), к ней обращались и исследователи ВЦИОМ (2); ряд социологических и исторических работ европейских специалистов появился в недавнее время в русском переводе (3). По-моему, имеет смысл обобщить и накопленные эмпирические разработки, и предложенные концептуальные ходы. Я буду рассматривать понятие поколения лишь в нескольких специальных планах: социокультурный контекст возникновения понятия в его современных смыслах; основные вехи в истории исследований "проблемы поколения"; смысловая структура понятия в его эмпирическом употреблении и проблематизации исследователями; проблема поколения в российском, но прежде всего - в советском и постсоветском обществе. В качестве концептуально исходной я держу в уме типологическую ситуацию "современного" социума, или, иначе говоря, полной структуры общества, когда, среди прочих, и понятие поколения проявлено во всей его смысловой полноте, различиях, сопряженности, взаимоналожении в нем разных функциональных планов. Исходным же в эмпирическом плане я мысленно полагаю наиболее молодое и наиболее проблематичное сегодняшнее "поколение-один" (условно говоря, россияне моложе 30 лет), которое условно олицетворяет для меня переход от нынешнего дня к завтрашнему и по отношению к которому я столь же условно отсчитываю в уме поколения "старших" (средних) и "старых" (пожилых); оставляю пока что в стороне, до какой степени сами действующие лица именно так размечают и опознают ситуацию.

К понятию "поколение"

В самом первом приближении и в самом общем смысле поколение можно представить как форму (тип) социальной связи и фокус символической солидарности: это нормативная рамка воображаемого соотнесения с другими "по горизонтали" - такими же, как "ты". Уже здесь видно, что в категории и в языке "поколений" соединяются:

  • представление о границах одного поколения (фиксация общей для него нормы социального и культурного, значимого опыта, типовых реакций и проч., включая общие символы и символические фигуры, объединяющие поколение, точнее - несколько соседних поколений, см.об этом ниже);

  • "точка" и способы перехода от поколения к поколению (фиксация устойчивости передаваемых образцов, но едва ли не прежде всего - смены норм, в том числе перелома и общего обвала нормативных систем, т.е. сбой самого механизма трансмиссии).

Тем самым, поколение выступает внутрикультурной формой (а потом и собственно исследовательской конструкцией), в которой социальные сходства и различия (нормативные параметры взаимодействия - структуры идентификации, типы ориентаций, отношения господства, власти, влияния) редуцируются посредством их перевода на язык до-модерных, традиционализирующих, партикулярных отношений родства и семьи - старших-младших или равных по возрасту. Так и социология на начальных этапах ее становления (например, в "Курсе позитивной философии" Конта) концептуализировала традиционное представление о "возрастах жизни" (4) - циклах и ритмах периодической смены людских потоков. Иначе говоря, "поколение" в околонаучном и публицистическом языке, в интеллигентской речи становится эталоном (мерой) простого и общепонятного социального сопоставления (сравнения). С его помощью отмечают, с одной стороны, выделившихся и отставших на фоне одного поколения сверстников, а с другой - перепады между старшими и младшими современниками ("давно и недавно", "раньше и теперь"). Ортега-и-Гассет применительно к сверстникам пользуется термином "поколение", применительно к современникам - обозначением "эпоха" (5). В России члены ОПОЯЗа - в частности, Виктор Шкловский - предлагали, кроме того, различать"синхронистов", лишь "попавших" или "заброшенных" в одно время, и "современников" (считающих отведенный им отрезок времени "своим" - Ортега в этом последнем смысле говорит о людях, "олицетворяющих зрелость своей эпохи" (6)).

В историко-социологическом плане "поколение" (как и обозначение "молодежь" или, чуть позднее, "интеллигенция") представляет собой, насколько можно судить, категорию языка позднего, смещенного во времени перехода от сословно-иерархического порядка к достижительскому, мобильному обществу, когда этот процесс происходит практически одновременно (или по крайней мере, в большой хронологической близости) с процессом построения национального государства, задачами формирования его элит, выработки общего символического наследия и механизмов его передачи и т.д. Иными словами, речь идет о процессе запоздалой модернизации (7). Именно поэтому на подобном переходе проблематизируются и фиксируются особые возрастные группы национального сообщества, молодежи как воплощения национального "духа", энергии сдвигов и проч. (таковы всевозможные общества и кружки типа "Молодая Германия", возникшие в ходе и после наполеоновских войн, французской революции 1830=г.: "Молодая Ирландия", Италия, Польша (1830-1840-е=гг.), Россия (1860-е), затем Китай (начало ХХ=в.); таковы же группы и движения младоафганцев, -бухарцев, латышей, турок, финнов, чехов в конце XIX - начале XX вв., еще позднее - младоалжирцы и т.п.). Поколение при этом предназначено олицетворять единство нации, ее "душу" или "гений" (в ряде случаев, как, например, в Германии - символизировать национальное объединение) и понимается как активное поколение - те, кто считают себя призванными изменить социокультурную реальность и нередко напрямую связывают свое определение, перспективу, судьбу с тем или иным событием, которое символически обозначает или обещает для них общий сдвиг, "требуя" от них собственного ответа, действия, самостоятельного шага. Здесь в семантической конструкции понятия соединяются:

  • значения разнокачественности, разноуровневости (намечающие вектор динамики, проект или след движения) и

  • семантика природности (вводящая общий модуль, структуру родового времени как эталон для сравнения).

Иными словами, можно говорить о метафоре поколения в языке социальных наук и наук о культуре (истории, социологии, филологии и т.д.), о поколении как метафоре, разбирая далее ее конструкцию, функциональную семантику элементов, модальные формы их связи и проч.

Семантика понятия и исторический контекст ее трансформаций

В постановке и изучении "проблемы поколений" в Европе выделяются 1860-1870=гг. и 1910-1920=гг. В этот последний период и вышли наиболее известные работы - К.=Мангейма и Ортеги-и-Гассета (обе - 1928). Новый толчок работе уже 1970-х годов дали майские события 1968-го в Европе и США, когда был зафиксирован межпоколенческий разрыв (Маргарет Мид и др.) (8). Известны попытки исследовать поколенческие модели социальной адаптации на примере иммигрантов (Ф.=Боас, Ш.Н.=Айзенштадт (9)). Поколенческая проблематика разрабатывалась в связи с исследованиями молодежи, с проблемами культурной трансмиссии и соотносительными ролями в ней "отцов и детей" (Э.=Шпрангер, Л.=фон=Визе). Активно изучались литературные поколения, поколения в искусстве (Э.Р.=Курциус, В.=Пиндер, А.=Пейр (10)).

Обобщая эту исследовательскую работу, можно выделить несколько смысловых планов категории "поколение" в ее внутрикультурном употреблении/понимании (исторической семантике) и в языке исследователей (историков, социологов, филологов):

  • поколение как рамка идентификации действующих субъектов, набор их ориентаций, структура опыта;

  • нормативные циклы смены человеческого материала - занятия основных социальных позиций (кроме "номенклатурных"); точнее, это всегда несколько рамок, часть которых - старших и старых - действующие субъекты всегда застают уже готовыми (11);

  • норма социальной реализации (границы ее (пространства, "пол" и "потолок"); параметры адаптации к наличному окружению, сложившемуся до и вне индивидуального субъекта действия (формам господства, структурам социальной стратификации, другим поколениям), словами Ортеги: "-главное в жизни поколений отнюдь не то, что они сменяют друг друга; главное - их взаимопересечение, перехлест" (12);

  • собственно "проблема поколения" (как результат и осмысление его недореализованности, затруднений и сбоев в культурной реализации, социальном продвижении); разрыв между выделившимися и остальными; напряжения в системах мобильности и признания, указывающие на институциональные и гратификационные дефициты общества;

  • проблема потерянных поколений ("манкуртов", "големов" без прошлого - отечественная "безотцовщина" 1930-х и 1940-х=гг. рождения, на которую указывает в приведенной статье М.О.=Чудакова - и без будущего, о чем и говорила Гертруда Стайн в своей известной реплике Хемингуэю: "пропащие", потерявшие смысл и лишь воспроизводящие то, чему их научили "старшие братья" или чего они нахватались); обозначения типа "новые-" или "молодые-" представляет собой попытку ввести простейший, чисто "указательный", символический механизм проблематизации разрывов и, вместе с тем, их хотя бы какой-то компенсации, связывания (13);

  • поколения элиты (культурной, экономической, политической) и массы как продукта работы "больших" массовых институтов, одного призыва и т.п. (14);

  • "именные" поколения, поколения "свидетелей" крупномасштабного перелома, общего срыва большинства рутинных механизмов социального порядка, систем его поддержания и воспроизводства - и социальных, и культурных (моральных) (15).

В европейской и шире - в западной истории поколение как понятие было проблематизировано в эгалитаристском, анти-аскриптивном (анти-генеалогическом, анти-династическом) контексте революций XVIII в. и связано с утопическими представлениями о "новом человеке", новом человечестве, новом народе и т.п. Показательно, что возникновение проблемы и проблематического понятия поколения возникает в обстоятельствах рождения идеологий - с началом "века идеологий". В этом смысле оно несет в себе - в частности, в представлении о "переломе времен" - структурно-смысловые следы ценностно-нагруженного, идеологического понятия. То есть, содержит волюнтаристский компонент (значение противостояния "другим" и "миру", борьбы и подчинения окружающего своей коллективной воле) и сальвационистский компонент (значение спасения, по логике "было старое - стало новое", "было греховное - станет священное", "было проклятое - станет спасенное" и т.п.: "От нас одних зависит подчинить мир нашей воле", - пишет Новалис).

Так, по Проекту национального образования, составленному Рабо Сент-Этьенном (1792), "нужно, обязательно нужно обновить нынешнее поколение, создавая в то же время поколение грядущее, нужно превратить французов в новый народ" (16). Парадигматическая фигура здесь, например, Марат, который на упрек в незнатности его предков отвечал: "Я сам предок". Функциональный смысл понятия виделся тогда в том, что ни одно из поколений не превосходит другое и не имеет прав и преимуществ над ним (Декларация прав человека, 1793: "Ни одно поколение не имеет права подчинять своим законам будущие поколения"; Джефферсон: "Каждое поколение можно рассматривать как отдельный народ- прав на следующее поколение у него не больше, чем на жителей другой страны"; Томас Пейн: "Все поколения обладают равными правами-" и т.п. (17)). Логика здесь та же, что в переходе от иерархии сословий к динамике групп и классов общества, от "единственного правильного" вкуса к различным и конфронтирующим вкусам и т.п. - логика перехода от традиционного общества к модерной эпохе и буржуазному, дифференцирующемуся, динамичному обществу.

За пределами института семьи (и форм традиционного общества) понятие поколения то выступает в значении общества как течения, движения (романтическое поколение, поколение 1914 года, поколение 68 года и т.п.), то представляет хронологический (синхронный) срез работы массовых институтов - школы, армии, производства (включая отставку и выход на пенсию). Это примерно соответствует внутрисемейным, историческим и институциональным поколениям, которые выделяет Клодина Аттиас-Донфю (18) и близко к разделению демографических и исторических (значимых) поколений у Ю.А. Левады (19). Я предполагаю (и здесь - один из центральных пунктов статьи), что понятие поколения и существует в этом семантическом поле напряжений - напряжений между представлениями о традиционно-иерархическом (его образ - семья), модерном ("общество" и элита, активные группы как его воплощение) и постмодерном (масса как продукт деятельности анонимных всеобщих институтов) обществе. В свернутом виде понятие поколения фиксирует соответствующие точки разлома социального и культурного порядка, направления и механизмы опосредования и перехода между "прежним" и "новым". То же можно показать на "внутренних" напряжениях действия, фиксируя эти напряжения на аналитических осях "достижения/воспроизводства" или "ориентации/идентификации".

Поколения и проблема поколений в современной России

Наша ситуация - российская, но прежде всего советская и постсоветская. Характерно появление темы и символов молодежи, молодежной субкультуры и проч. на первом этапе перестройки, прежде всего - в форме визуальной репрезентации масс-медиа, в кино, на ТВ, в рок-культуре ("Покаяние", "Легко ли быть молодым", популярнейшая из тогдашних телепердач "Взгляд", ключевой мотив ожидания перемен в песне В.=Цоя в фильме С.=Соловьева "Асса" и др.). За молодежью в этот период средние, а отчасти и старшие поколения ("шестидесятники") записывали значения дефицитной энергии коренных изменений и - в такой, возвратно-негативной форме - идею своей ответственности перед будущим ("иначе молодежь потеряем").

Важно, что проблема молодого поколения фиксировалась здесь с точки зрения и в языке другого, старшего; для младших поколений подобная разметка и ее обозначения будут предметом отталкивания. Чтобы стать проблемой, обозначение поколения и должно затронуть как минимум два "соседних" поколения. С помощью подобного назначения того или иного поколения другими, через вменение ему поколенческих определений извне понятие и выходит за рамки чисто возрастных, социализационных и прочих фазовых феноменов, потому и кратковременных для "младших" или "старших" участников действия, а обозначает характер их взаимодействия, взаимных отношений между ними, ставший для обоих проблематичным. Вероятно, в отчасти похожем смысле Ортега отмечал, что "полемика- и есть своеобразная преемственность, обучение, сотрудничество, развитие достигнутого" (20).

Видимо, представление о "нормальной" передаче опыта от поколения к поколению сильно идеализирует даже западную ситуацию XIX-XX веков, за исключением разве что поздних фаз развитого общества потребления. В России же - по крайней мере, в России ХХ века - подобный смещенный, возвратно-негативный тип связи между "старшими" и "младшими" выступает даже не преобладающим, а, кажется, единственно реальным. Категорией поколения и фиксируется разрыв между ними, обрыв смысловой линии, забывание смысла, неполучение опыта - факт, что важные ценности и значения, рамки их упорядочения и осмысления уходят, исчезают из поля зрения, разрушаются.

Поэтому представляется, что, по крайней мере, в России исследователи поколений или проблемы поколений так или иначе все время имеют дело со "следом" или "симптомом" другой, не упоминаемой проблемы. Точнее, узла проблем: 1) лидерства (инновации), 2) его успеха, признания (гратификации) и 3) поддержания и передачи достижений (репродукции). Иными словами, речь идет о системных дефицитах советского общества, а может быть и российского общества эпохи ускоренной модернизации (XIX - начала ХХ=вв.) - о системе его дефицитов, дефиците как системе. Элита в советском обществе - исключительно позиционная, это элита постов, а значит - корпораций и кланов, (ведомственных, территориальных и проч.). Отсюда и формы общепринятой служебной карьеры для классических и поздейших советских времен (отказ от проявлений честолюбия, соревновательности), и ее социальная "цена" (отбор все более средних, эпигонов - эпигонизация как механизм адаптивного движения). Так "выдвиженцы" 1920-х - начала 1930-х=гг. явно чувствуют свою временность, осознают себя "заместителями" (см. "Город Градов" Андрея Платонова).

Отказ от продвижения, даже от установки на продвижение, как раз и дает в итоге, среди прочего, категорию и язык поколения ("своих" - прежде всего по возрасту, но и по другим недостижительским характеристика - "земляки" и проч.). Навязывание языка поколений или семейных отношений (органически-общего, "для всех") выступает собственно культурным механизмом анти-дифференциации, анти-институционализации. "Обобщенный Другой" вводится в жесткие рамки аскриптивного кода как младший (зависимый и т.д.) и только так становится воспринимаем, терпим, допустим "сверху" (соответственно этим задается и удерживается "верхняя" - доминирующая - позиция). Так возникает, формулируется и в дальнейшем воспроизводится метафора и тема конфликта отцов и детей (21) (герой ключевого для шестидесятников фильма М.=Хуциева "Застава Ильича"/"Мне двадцать лет" такое определение ситуации не поддерживает: у него конфликт не с отцом, который погиб на фронте, а с типом человека, который воплощен большим начальником - отцом героини). Объявленный, закрепленный в культуре авторитетом национального классика, ставший нормой самопонимания и в этом качестве воспроизводящийся зазор "между" поколениями скрывает ценностный раскол "внутри" едва ли не каждого из поколений - раскол на "отличников", "ботаников", "карьеристов" и "остальных", на "людей" ("настоящих людей") и "деловых" и проч. Иными словами, таким способом маскируется незаконность, ценностная непризнанность, неоправданность личного, индивидуального успеха в советской культуре (22).

Но это значит, что и общей ценностной системы, ориентирующей на улучшение социального, культурного, человеческого качества, в обществе нет - как нет и соответствующей антропологии (а есть человек приспосабливающийся, выживающий, лукавый и проч.). Происходит переодическое накопление нереализовавшегося потенциала нескольких поколений, принудительно оказывающихся в одном времени, которое они, тем не менее, не могут назвать "своим". Авторитет старших при этом падает, временные дистанции "между" старшими и младшими как бы сокращаются, слипаются: им, можно сказать, нечего передавать друг другу, ни у одного из них, строго говоря, нет позитивного опыта социальности, социальной реализованности и признанности (23). Отсюда структурное и функциональное значение "обломов", "обвалов" в русской и советской истории - резкого и всеобщего изменения, типа войн и революций (1905 год, Первая мировая, Октябрьская революция и гражданка, Вторая мировая и проч.). Поскольку общество "закрыто", не дифференцировано, продвижение в нем контролируется с предельной жесткостью, невзирая на объем "социального брака", то зачатки, стимулы движения в обществе принимают вид разрыва, раскола, либо осознаются таким образом, что и фиксируется в виде "проблемы поколения".

Во-первых, в ходе обвала и первое время после ("пока пыль не осела") открываются прежде закрытые или суженные возможности для достижения. Во-вторых, при этом так или иначе, пусть даже невольно, двигаются все, что снимает момент единоличного выбора, риска и проч. В-третьих, это позволяет включить механизм рутинных и аскриптивных связей, на которых держалась и держится повседневная жизнь (родственных, локальных, поколенческих). Использовавшие эту возможность становятся еще на одно-два поколение ориентирами и эталонами для подражания или отторжения в более широких группах и слоях, пока не накопится новая критическая масса нереализованного человеческого материала.

Изменение от поколения к поколению в советском обществе - не во властной пирамиде! - есть, но 1) не в ключевых сферах, 2) скорее общецивилизационное и 3) идущее по типу диффузного просачивания, ненаправленного привыкания, а потому очень медленное. "Между" названными выше критическими точками общих переломов находятся пропущенные, потерянные, нереализовавшиеся поколения (всегда нагруженная в России метафорика безвременья, паузы и проч.). В этом, более широком контексте я склонен трактовать и известную метафору опоязовцев о том, что передача образцов происходит не от отцов к детям, а от дедов (или дядьев) к внукам (племянникам). Если понимать это соображение расширительно, тогда для старшего поколения это означает вольный или невольный уход от открытой состязательности ради более длительного удержания за собой уже имеющихся, доминантных жизненных позиций (включая карьерные). Для младших такой перенос значений авторитета и образца на фигуры, не актуальные в их реальной жизненной практике, в прямом социальном сравнении и соревновании, подразумевает - опять-таки вольно или невольно - непризнание и неприятие ответственности за то, что непосредственно им предшествовало и, вообще говоря, должно было бы оставаться для них так или иначе актуальным, - в том числе, неприятие исторической ответственности, ответственности за историю как свое время (такое сокращение времени совего существования до самых коротких дистанций чаще всего означает, понятно, и вообще непонимание смысла прошлого как необходимой части опыта). Из сознания и тех, и других групп история как проблема, как напряженная связь между настоящим и прошлым вытеснены; если она и может вернуться, быть сколько-нибудь значимой для тех и для других вместе, то разве что в форме официозной истории, идеологически-тенденциозной легенды власти.

Подобные стратегии прятания и ускользания от травматических конфликтов (в том числе - от признания, принятия, осознания реальных напряжений и столкновений внутри и между поколениями) многократно затрудняют их систематическую рационализацию силами образованного сообщества, закрывают возможность институционалировать эту работу, а значит и выработать некие средства для цивилизованного освоения подобных болезненных моментов другими, более широкими группами населения. Вместо этого власть в советской России ставила целью устранить такие и подобные им моменты, не допуская их в публичный обиход, попросту замалчивая и скрывая. Они выводились из сферы внимания и обсуждения, а вместо отсутсвующих институтов рационализации названных проблем в обществе, казалось бы, вставшем на путь модернизации, индустриализации, ускоренного технорлогического развития и т.п. разрастались институты контроля над процессами возможной инновации, с одной стороны, формами признания и каналами репродукции любых образцов, с другой. Монополизация и централизация подобного нормативного контроля не могла не приводить лишь к обострению описанных напряжений и конфликтов, включая их межпоколенческое и внутрисемейное отражение, к криминализации и варваризации общества, к принудительному ограничению сколько-нибудь самостоятельной и ответственной деятельности в культуре нелигитимными формами ("запретной полкой" для фильмов, сам- и тамиздатом, распространяемыми через межличностные связи "своих"), выталкиванием в эмиграцию и т.п. (24)

Поэтому культурная амнезия и безъязычие не только "массы", но кандидатов в "элиту" на протяжении советской истории периодически воспроизводится, включая нынешнюю ситуацию (память и язык - символы идентичности и законное достояние самостоятельных, активных групп; о косноязычии власти сейчас не говорю). Для действительно общих воспоминаний не существует, не создается и не остается другого языка, кроме рутинного героизирующе-официозного. Межпоколенческой передачи, трансляции, трансферта при этом, строго говоря, тоже нет, точнее - она идет в формах негативных, смещенных, неопознаваемых, о чем уже говорилось. Отсюда, например, ощущавшийся всеми слоями позднесоветского общества - когда драматический, а когда и комичный - разрыв между языками номенклатуры ("пропаганды") - интелигенции ("Литгазета", с одной стороны, "кухни" - с другой) и массы ("улицы"); но отсюда же и нынешняя глоссолалия, будь то в жизни, на улицах, будь то на телевидении или в словесности. Характерно, что сюжетообразующими в групповой легенде советской интеллигенции и в интеллигентской (внеофициальной) литературе вступают чаще всего два мотива или мотивных узла: затор и обвал нескольких поколений или даже "всего сразу"; символ и фигура беспамятства, разрыва, негативно порождающего императивную задачу "сохранить и донести" образ прошлого, передать "наследие" и т.п.

Иначе говоря, в поколенческом языке, языке поколения как проблемы "отцов и детей" исследователи, как в искажающем зеркале, видят движение социального механизма, который, можно сказать, не предназначен для движения. Он не имеет для него соответствующих органов и приспособлений - например, независимых элит, самостоятельных институтов, различных по ценностям и целям, но имеющих друг друга в виду оформленных групп. Вероятно, поэтому вопрос о траектории и скорости подобного перемещения периодически возобновляется, что каждый раз отмечает его очередной новый поворот.


Примечания
1. Коровицына=Н.В. Среднее поколение в социокультурной динамике Восточной Европы во второй половине ХХ века. М., 1999; Савельева=И.М., Полетаев=А.В. Смена поколений // Савельева=И.М., ПолетаевА.В. История и время: в поисках утраченного. М., 1997. С.=360-371; Семенова=В.С. Дифференциация и консолидация поколений // Россия: Трансформирующееся общество. М., 2001. С.=256-271; Чудакова=М. Заметки о поколениях в советской России // Новое литературное обозрение. 1998. ¦=2(30). С.=73-91.
2. Дубин=Б. Старшие и младшие: Три поколения на переходе // Дружба народов. 1994. ¦=2. С.=159-170; он же. Социальный статус, культурный капитал, ценностный выбор: Межпоколенческая репродукция и разрыв поколений // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. ¦=1. С.=12-16; он же. О поколенческом механизме социальных сдвигов // Куда идет Россия?: Альтернативы общественного развития. II. М., 1995. С.=237-247; он же. Дети трех поколений // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. ¦=4. С.=31-33; он же. К вопросу о поколенческих и региональных параметрах социокультурных перемен // Куда идет Россия?: III. М., 1996. С.=327-334; он же. Жизнь по привычке: быть пожилым в России 90-х годов // Мониторинг общественного мнения. 1999. ¦=6. С.=18-27; Левада=Ю.А. Три "поколения перестройки" // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1995. ¦=3. С.=7-10; Поколения ХХ века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения. 2001. ¦=5. С.=7-14; Седов=Л. Проблема смены политических элит: поколение "next" // Мониторинг общественного мнения. 2000. ¦=3. С.=22-25.
3. Берто=Д., Берто-Вьям=И. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность на протяжении пяти поколений // Вопросы социологии. 1992. ¦=1/2. С.=106-122; Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. 1998. ¦=2(30). С.=7-47 (текст 1928=г.); Нора=П. Поколение как место памяти // Новое литературное обозрение. 1998. ¦=2(30). С.=48-72; Ортега-и-Гассет=Х. Тема нашего времени // Ортега-и-Гассет=Х. Что такое философия? М., 1991. С.=3-7; он же. Вокруг Галилея // Он же. Избранные труды. М., 1997. С.=251-294.
4. Арьес=Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999. С.=26-43.
5. См.: Ортега-и-Гассет=Х. Вокруг Галилея. С.=260-261.
6. Там же. C.=259.
7. Это принципиальный момент: "нормальная" модернизация проходила в условиях уже сформировавшихся национальных государств, так что обслуживающие их кадры сложились до начала крупномасштабных процессов урбанизации и индустриализации, а не приняли на себя всю тяжесть социальной ломки, внутреннего раскола на "прогрессистов" и "обскурантов" и проч.
8. Mead=M. Culture and commitment: A study of the generation gap. London, 1970.
9. Eisenstadt=S.N. From generation to generation. Glencoe (Ill.), 1956.
10. См., например: Peyre=H. Les generations litteraires. Paris, 1948.
11. См., например: Attias-Donfut=Cl. Sociologie des generations: L'empreinte du temps. Paris, 1988; Chauvel. Le destin des generations. Structure sociales et cohortes en France au XX siecle. Paris, 1998; Drouin=V. Enquetes sur les generations et la politique. Paris, 1995; Niemi=R., Jennings=M. Generations and politics: A panel study of young adults and their parents. Princeton, 1981.
12. Ортега-и-Гассет=Х. Вокруг Галилея. C.=274.
13. Применительно к собственному поколению родившихся в начале ХХ=в. о близких проблемах писала Лидия Гинзбург: Гинзбург=Л.Я. Еще раз о старом и новом. (Поколение на повороте) // Тыняновский сборник. Вторые Тыняновские чтения. Рига, 1986. C.=132-140; она же. "И заодно с правопорядком-" // Тыняновский сборник. Третьи Тыняновские чтения. Рига, 1986. C.=218-230. В связи с самоубийствами Есенина и Маяковского на резкий межпоколенческий разрыв, даже срыв указывал с своей время Роман Якобсон. Его известная статья "О поколении, растратившем своих поэтов" отозвалась еще через два поколения (одно из них было частью уничтожено в лагерях, а другой частью выбито на фронтах отечественной войны) в более позднем манифесте-некрологе: Седакова О. О погибшем литературном поколении: Памяти Лёни Губанова // Седакова=О. Проза. М., 2001. C.=782-813 (статья 1984=г.). Некоторые соображения о настойчивости подобной диагностики на отечественном материале см. ниже.
14. См. одно из ранних таких исследований: Mentre=F. Les generations sociales. Paris, 1920.
15. См., например: Caron=J.-C. Generations romantiques: Les etudiants de Paris et le quartier Latin (1814-1851). Paris, 1991; Spitzer=A.B. The French Generation of 1820. Princeton, 1987; Wohl=R. The Generation of 1914. Cambridge (Mass.), 1980 и др.
16. Цит. по: Бенетон=Ф. Введение в политическую науку. М., 2002. C.=267.
17. Цит. по: Нора=П. Указ. соч.
18. Attias-Donfut=Cl. Rapports des generations. Transferts intrafamiliaux et dynamique macrosociale // Revue francaise de sociologie. 2000. Vol.=41. ¦=4. P.=644-646.
19. Левада=Ю.А. Поколения ХХ века. C.=7.
20. Ортега-и-Гассет=Х. Вокруг Галилея. C.=269.
21. Напомню, что напряжение между полюсами метафоры, заданной тургеневским романом (опубл. 1862) и разворачивающейся в его сюжете, к концу романа сводится на нет: один из двух главных молодых героев нелепо погибает, а его друг и двойник пассивно адаптируется к ситуации. В исходной метафоре (см. рукописный эпиграф к роману, позже снятый) противопоставлялись "содержание без силы" у отцов и "сила без содержания" у детей. Наконец, укажу, что по крайней мере двумя ближайшими поколениями тогдашних молодых читателей, от Добролюбова до марксистских критиков, главный герой романа был принят резко полемически. В рамках сравнительно-исторической социологии культуры было бы перспективно сопоставить такие модели воображаемого жизненного пути молодого человека, как англо-немецкий роман воспитания, французский роман социального восхождения и классический "русский роман" юного героя "на рандеву" (с молодой героиней, читай - жизнью, Россией) и его неудачи; отдельные соображения об этом см.: Дубин Б. Сюжет поражения // Он же. Слово - письмо - литература. М., 2001. C.=262-272.
22. Во второй половине 1970-х - начале 1980-х=гг. закрытые группы "своих", уклоняющиеся от публичного социального действия, демонстративно сторонящиеся успеха и признания, в порядке компенсаторного самоутверждения аттестовали (и воспевали) себя как "поколение дворников и сторожей".
23. Ср. настойчивую мысль Мамардашвили о невзрослости, а потому внеисторичности русской и советской интеллигенции. Перед нами другая, нелицеприятная ценностная транскрипция вечных характеристик россиянами себя как людей молодого общества, юной культуры, "страны-подростка" и т.п. См.: Мамардашвили М. Эстетика мышления. М., 2000. C.=47-48.
24. Один из путей разгрузки, осознания такого рода конфликтов модернизации уже на ранних ее стадиях, а особенно - рационализации последствий ее запаздывания и подстегивания (в том числе - конфликтов, принимающих характер или вид межпоколенческих) был в более "открытых" обществах предложен, например, психологией и социальной психологией конца XIX в., в частности - Фрейдом и его школой, чьи идеи в первые десятилетия ХХ в. не случайно вызвали на Западе такой масштабный резонанс и массовый интерес. В частности, ключевая для модернизирующихся обществ проблематика социальной состязательности и ее неизбежные, болезненные трансформации в структуре партикуляристских отношений семьи и родства получили при этом рационализированное выражение в символическом обозначении "эдипов комплекс" и системе соответствующих концептуальных разработок, терапевтических техник и т.п. Наш отечественный путь - и здесь другой: напротив, перевести проблему на язык партикулярных отношений ("отцы и дети"), этим ее увековечив, а самые тяжелые, неприятные последствия нерешенного вытеснив в неофициальные сферы, в прямом смысле - загнав в подполье: в дворовую субкультуру, перепоручив ее милиции, во "вторую культуру", передав ее под надзор соответствующего компетентного ведомства (локализованную группу удобнее контролировать и уничтожать), наконец, выдавить за границу (по логике: "Вот пусть там они с вами и разбираются").


Заметки о "проблеме поколений"

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18:38 В Киеве вооруженный мужчина открыл стрельбу. Он угрожает взорвать мост через Днепр
18:10 Мосгорсуд отменил штраф задержанному на акции 3 августа Андрею Рюрину
18:03 Власти Иркутской области освободили пострадавших от паводка от уплаты налогов и коммуналки
17:36 РПЦ изучит дела участников московских протестов на предмет соблюдения прав человека
16:55 Общественники попросили не вводить обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Минпросвещения отказалось
16:25 «Давайте дождемся апелляции»»: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков прокомментировал приговор Павлу Устинову
15:29 Мусульманка вступилась за Ольгу Бузову. Фолловеры обвинили ведущую в лицемерии после посещения бутика дочери Кадырова
15:04 Умер бывший футболист «Зенита» Фернандо Риксен
14:18 Северокорейским браконьерам, которые напали на пограничников ФСБ в Японском море, грозит пожизненное заключение
14:05 Президент «Кинотавра» рассказал о свадьбе Федора Бондарчука и Паулины Андреевой. Молодожены просили гостей «воздержаться от фотографий и соцсетей»
14:00 На одном из экземпляров «Первого фолио» Шекспира найден автограф Джона Мильтона
13:18 Американские ученые разработали симуляцию ядерной войны между Россией и США. В первые часы погибнут 90 млн человек
13:12 В Москве актеры устроили одиночные пикеты в поддержку Павла Устинова. Больше сотни человек собрались у администрации президента
13:00 Исчезновение перелетных бабочек поставило под угрозу существование горного кускуса
12:43 Суд освободил Айдара Губайдулина из-под стражи. Следствие обвиняло его в применении насилия к представителю власти
12:30 Под Липецком родители инсценировали пропажу дочки, чтобы не отдавать ее в школу
12:05 Умерла заведующая военным складом под Ачинском. В августе там взорвались боеприпасы
12:00 Предок самых больших в истории летающих птиц был размером с обычную чайку
11:55 В Москве мужчина бросил в полицейских гранату для страйкбола
11:20 Студента екатеринбургского вуза собираются отчислить из-за розового телефона и участия в группе про ЛГБТ
11:16 Искупавшаяся в «шоколаде» ульяновская чиновница сохранила работу. Комиссия по этике не нашла нарушений
11:08 В Астрахани уволили главврача детской больницы – они избил подчиненную
10:48 Секретарь генсовета «Единой России» вступился за Павла Устинова. Турчак назвал приговор актеру «вопиющей несправедливостью»
10:45 Самая массивная нейтронная звезда в два с лишним раза тяжелее Солнца и всего 24 километра диаметром
10:36 Покрас Лампас показал новый вариант своей работы в Екатеринбурге. Крест принял форму дубинки
10:31 Письмо против политрепрессий в России подписали 77 общественных деятелей. Среди них − сценаристы «Игры престолов» и бывшие главы государств
10:06 Петиция за освобождение Павла Устинова собрала более 85 тысяч подписей
09:48 Паводок в Хабаровском крае причинил ущерб около 1 млрд рублей
09:46 Таксисты смогут купить топливо в рассрочку на заправках «Газпром нефти»
09:41 Крупнейший производитель троллейбусов в России сократил штат наполовину. Завод перешел на особый режим после задержания гендиректора
09:08 «Медуза» узнала, кто сломал ногу Коновалову перед акцией 27 июля
09:00 В РПЦ прокомментировали письмо священников в защиту фигурантов так называемого «московского дела»
08:58 Банкротство станет основанием для списания штрафов за нарушение ПДД. Правительство поддержало поправки в Бюджетный кодекс
08:35 Депутат Госдумы и главы крупных СМИ обратились к генпрокурору в защиту Устинова
08:28 Следствие обвинило адвоката Дагира Хасавова в воспрепятствовании правосудию. Юрист известен как защитник обвиняемых в экстремизме
07:50 В Хакасии задержан подозреваемый в попытке убийства ребенка
07:29 Центробанк пообещал банкам льготы за сбор биометрии клиентов
06:51 США подали на Сноудена в суд. Власти просят передать им все доходы от книги бывшего агента
06:30 «Коммерсантъ»: новая оценка акций может привести к прекращению дела Калви
05:53 «Зенит» сыграл вничью с французским «Лионом»
05:24 МИД России потребовал от КНДР принять меры в связи с нападением на российских пограничников
17.09 18:54 Биатлонистка Васильева за допинг получила 1,5 года дисквалификации
17.09 18:08 У Олимпиады-2022 появились талисманы. Это китайский фонарик Сюэ Жунжун и летающая панда Бин Дуньдунь
17.09 17:46 У экс-главы Клинского района Подмосковья изъяли имущество на девять миллиардов рублей
17.09 17:24 Полиция прекратила дело против жителя Кузбасса, который сравнил «Единую Россию» с «крысиной чумой»
17.09 17:07 Полиция оштрафовала Собчак на тысячу рублей за езду в катафалке
17.09 16:34 Дерипаска подал в краснодарский суд на The Times, The Telegraph и The Nation
17.09 15:50 В Японском море на российских пограничников напали северокорейские браконьеры. Трое военных ранены
17.09 15:27 Суд оштрафовал на 10 тысяч рублей дизайнера, которому сломали ногу перед акцией 27 июля
17.09 15:10 Регулярное питье чая положительно влияет на мозг
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.