В основе статьи v доклад на конференции "Антиамериканизм в современном мире" (Неаполь, апрель 2002 г.). Обзор проблемы на отечественном материале представлен в докладе Л. Гудкова на той же конференции и развит в его статье "Отношение к США в России и проблема антиамериканизма". За помощь в работе с источниками благодарю Марию Ферретти, Алексея Береловича, Марчелло Флореса и Сергея Дубина.

Годы, о которых будет говориться ниже, v это уже ставший историей период, когда "США были державой-гегемоном..." />

15 сентября 2019, воскресенье, 19:10
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 мая 2002, 14:28

Антиамериканизм в европейской культуре после Второй мировой войны

В основе статьи v доклад на конференции "Антиамериканизм в современном мире" (Неаполь, апрель 2002 г.). Обзор проблемы на отечественном материале представлен в докладе Л. Гудкова на той же конференции и развит в его статье "Отношение к США в России и проблема антиамериканизма". За помощь в работе с источниками благодарю Марию Ферретти, Алексея Береловича, Марчелло Флореса и Сергея Дубина.

Годы, о которых будет говориться ниже, v это уже ставший историей период, когда "США были державой-гегемоном миросистемы" (1). За указанными хронологическими пределами (ближайшие к нам вехи здесь v объединение Германии, распад СССР и социалистического блока, Маастрихтский договор) начинается другая, уже нынешняя эпоха, требующая особого обсуждения; новый поворот теме придали сентябрьские события 2001 г. и последовавшие за ними антитеррористические акции США на Ближнем Востоке. Речь пойдет о группах публичных интеллектуалов, однако с учетом социального, политического, экономического контекста их идей, а также в сопоставлении их концепций с массовыми оценками, выраженными в общественном мнении. И, наконец, я ограничусь Западной Европой, поскольку в странах социалистического блока антиамериканизм, как указывают исследователи (2), носил в описываемые годы исключительно официальный, государственно-пропагандистский характер. Он выступал знаком демонстративной лояльности местных политических элит и обслуживающих их интеллектуалов (школы, прессы) советскому руководству и провозглашенному им после Второй мировой войны внешнеполитическому курсу (3).

Источники антиамериканских настроений (выраженных негативных установок в отношении экономической и политической системы США, американского образа жизни и особенностей культуры, отношений с другими странами, которые переносятся на страну и общество в целом, а нередко и на характер народа, язык, тип человека) весьма многообразны. Как указывает П. Холландер, они могут "возникнуть на почве национализма, антизападных настроений, антикапитализма, отрицания научно-технического прогресса и урбанизации, страха ядерной войны, общего отвращения к современной жизни, попыток защитить традиционный образ жизни и культурных амбиций существующей элиты"(4). Перечисленные идеологические моменты v так или иначе общие в данный период для интеллектуалов практически всех западноевропейских стран. Наряду с ними в каждой стране есть свои исторические особенности: различается экономическая и социальная обстановка, конструкция политической сферы, состав и композиция элит, их смысловые и риторические ресурсы, включая устойчивые национальные традиции.

В первом приближении и в самом общем плане антиамериканские установки и настроения разных интеллектуальных групп и слоев в послевоенной Западной Европе можно связывать со следующими моментами их самоопределения:

  • итоги Второй мировой войны, включая роль той или иной страны в ней и перспективы послевоенной Европы;
  • роль США как победителей, их военное и экономическое присутствие в Европе, их роль в качестве нового мирового гегемона;
  • отношение к Советскому Союзу как победителю в войне, к странам социалистического блока, идеологии коммунизма; прямое воздействие советского государства, его дипломатии, внешней и культурной политики (5);
  • понимание модернизации и отношение к традиции, к проблематике и символике национальной и этнической идентичности в своей стране;
  • отношение к "массовой культуре" и "потребительской цивилизации", к США как их воплощению и "экспортеру".

В любом случае, оценка Америки складывается для европейских интеллектуалов в идейном многоугольнике, образуемом такими проблемными точками, как "моя страна v Европа v СССР v Восточная Европа v США". Полюсными группами на типологической шкале здесь будут выступать, с одной стороны, коммунистические и левоанархистские партии, движения и кружки, объединенные антикапиталистическими идеями и настроениями. Другой полюс будут представлять традиционалистские круги, отстаивающие национальные, этнические или даже расовые, религиозные и другие автохтонные символы самобытности в борьбе с массовой культурой развлечений и потребительства, нивелирующей подобные различия и угрожающей процессам воспроизводства Европы с ее образом жизни и мысли, разнообразием и высоким уровнем национальных культур (прежде всего v структурам образования и воспитания, репродукции культурного наследия и социализируемым группам, наиболее подверженным "вредному" внешнему влиянию). В политическом плане подобные консервативно-охранительные взгляды будут наиболее отчетливо выражать правые партии, церковные круги (6).

Устойчивые антиамерианские настроения и оценки характерны прежде всего для европейской элиты. Среди населения стран Европы в целом ЮСИА (1983) фиксируют откровенный антиамериканизм на уровне от 14% в ФРГ до 23% в Великобритании (7). Военные базы США, а позже размещение ракетного оружия на территории европейских стран вызывают с конца 1940-х гг. широкое движение за мир и ядерное разоружение, позже - движения протеста (в том числе - молодежные), которые и в Европе, и в самих США выступают проводниками антиамериканизма. В 1949 г. проходит первый Всемирный конгресс сторонников мира (Париж-Прага), учреждаются Международные премии за мир. В 1950 г. был создан Всемирный совет мира. Сторонники движения за мир и за ядерное разоружение (радикалы из среднего класса) наиболее критичны и по отношению к собственным странам. Интеллектуалы выступают и противниками капитализма, общества благосостояния и потребления. Вместе с тем именно они связаны с печатью, масс-медиа, школами и университетами у себя в стране. Отсюда возможности их более широкого влияния, но отсюда и их постоянная борьба за подобные возможности, тревога в случае их сужения или при малейших намеках на него.

"Левые", формируя и поддерживая в общественном сознании идеологизированную двуполярную структуру мира (глобальное противостояние СССР и США), подчеркивают угрозу человеку и человечеству, ценностям "свободы, равенства, братства" со стороны Соединенных Штатов. "Правые", со своей стороны, акцентируют проблематику этнического, религиозного, культурного своеобразия и видят в США угрозу национальной идентичности европейских стран и народов (замечу, что открытые или полускрытые расистские установки выражаются при этом уже не в императивах расового превосходства "белых" и нивелирования мира в их пользу, а в антиуниверсалистском подчеркивании неустранимых, более того v ценимых и культивируемых расовых и этнических различий, в том числе v в самих США). Понятно, что за этими идеологическими платформами стоят разные образы общества, в том числе - современного общества, различные представления о социальной природе человека (опять-таки v современного человека). Покажу это лишь на нескольких, лучше освещенных в литературе примерах.

Великобритания (8). Традиции резкой критики США, подчеркивания европейского и британского превосходства над Америкой восходят в Англии к консервативной позиции Т. Карлейля и М. Арнольда, которую уже в ХХ в. продолжают "критики культуры" (Ф.Р. Ливис и др.). Особенности же послевоенного антиамериканизма в Великобритании прежде всего связаны с тем фактом, что в период войны территория страны не была оккупирована, в ней отсутствовало собственное профашистское и коллаборационистское движение, а значит и соответствующий комплекс вины. Слабой была и Британская коммунистическая партия.

В основном антиамериканские настроения приняли в Великобритании форму антивоенного движения (со второй половины 50-х гг. в него включился Бертран Рассел, писатели Дж.Б. Пристли и Джеймс Олдридж, видный историк искусства и художественный критик Герберт Рид) и молодежного контркультурного протеста 1950-х, а затем 1980-х гг. Оба эти феномена, обращенные против технизации и стандартизации жизни, в защиту природы, нередко переплетались в конкретных акциях. Питательной средой антиамериканизма в Великобритании выступало чувство угрозы традиционной "английскости", выливавшееся в романтическую ностальгию по былой славе Британской империи и разного рода национальный ревивализм. При этом британский национализм мог тут причудливо объединяться с шотландским, да еще, к тому же, ярко окрашенным политической "левизной" (как оно было, скажем, у шотландского поэта-коммуниста Хью Макдиармида).

Стоит добавить, что в послевоенной ситуации еще достаточно ощутимо сказывались традиции "старых" английских левых v неомарксистов 1920-1930-х гг., а также антиурбанистического протеста таких критиков западной культуры того же периода, как Д.Г. Лоуренс. Кроме того, британская мысль и британская молодежь ("новые левые") были особенно настойчивы в поисках "другой Америки" (9) - альтернативной культуры бунта, будь то негритянского, будь то молодежного. При этом формы и символы современной американской культуры парадоксально выступали для британцев v и вообще европейцев v в виде борьбы с современностью и американизмом.

Особенностью Великобритании было и то, что население страны в своих политических оценках придерживалось равной удаленности как от США, так и от СССР. Так по данным общенационального опроса 1985 г. (1000 чел.), роль, которую играют в современном мире США и СССР, преобладающей частью респондентов расценивалась отрицательно (51 и 58% соответственно), хотя по отношению к Америке, в сравнении с Россией, преобладали все же положительные оценки (соответственно 32% и 16%).

Бертран Расселл, особых симпатий к Советскому Союзу не высказывавший, в годы "холодной войны" приравнивал США как "полицейское государство" к нацистской Германии и сталинскому СССР. Особенно резкими его оценки Америки были годы вьетнамской войны: "США стали источником страданий, реакции и контрреволюций во всем мире" (10). Грэм Грин, напротив, симпатизировал СССР, был в дружеских отношениях с руководителями повстанческих движений и революционных правительств Панамы, Сальвадора, Кубы и отличался антиамериканизмом в культурных оценках, подчеркивая "вечную подростковость американского ума" (11). Джеймс Олдридж входил во Всемирный Совет мира, был награжден его медалью.

ФРГ (12). Антиамериканские настроения - в ответ на ощущаемую угрозу немецкой Kultur со стороны "власти большинства" v восходят в Германии еще к Гейне, а затем к Буркхардту и Ницше. В своем истоке это романтически-элитистская критика буржуазной "цивилизации посредственностей", которую к началу ХХ в. подхватывают и развивают кружок Штефана Георге (Рудольф Панвиц и др.), Шпенглер, Рильке (13). Эту аристократическую, почвеннически-консервативную, антимодернизаторскую линию довершает Хайдеггер, во "Введении в метафизику" критикующий США за одержимость технологией, усредненную массовую культуру, заорганизованность обычного человека. Параллельно этому с леворадикальной критикой Америки в 1920-х - начале 1930-х гг. выступают неомарксистские круги: Зигфрид Кракауэр, Теодор Адорно и др., которые, оказавшись в вынужденной эмиграции, к 1940-м гг. переносят ее на территорию самой Америки (программа исследования авторитарной личности, массового манипулирования через медиа), - эту "леворадикальную" линию, уже в ГДР, завершает Бертольд Брехт.

Источники послевоенного антиамериканизма в ФРГ - масштабное военное присутствие США и промежуточное положение страны между странами советского блока и НАТО, план Маршалла и внедряемая в его рамках система "перевоспитания" населения в духе либерализма, влияние США через массовую культуру (глянцевые журналы, реклама, одежда, быт, мода, туризм, кино, музыка) и связанное с этим ощущение угрозы национальной идентичности немцев. В качестве особой и очень мощной составляющей выступает сознание побежденных, чувство национальной вины за нацизм, комплекс униженности и стигмы.

В целом это дает наиболее активное в послевоенной Европе движение за мир и экологическое движение, приводит к формированию очень влиятельной в ФРГ до нынешнего дня партии "зеленых". Рупором антиамериканизма выступала здесь и церковь (и протестантская, и католическая). Деятели церкви чувствовали свою вину за пассивное и соглашательское поведение в годы нацизма, а потому стремились в 1960-х гг. возглавить левые "прогрессивные" движения и инициативы в ФРГ, либо хотя бы примкнуть к ним.

Наиболее острой критике США подвергаются за свое чувство военного, экономического, политического, цивилизационного превосходства ("империализм", "экспансионизм"). Хронологические вехи этой критики v война в Корее (начало 1950-х гг.), маккартизм (1953-1957), война во Вьетнаме (1963-1965), Уотергейтский скандал и его развитие (1972-1974). Противодействующей силой в сознании "левых" критиков США выступает соответственно Советский Союз и народно-освободительные движения стран третьего мира: многие из немецких интеллектуалов посещают Азию, Африку, Латинскую Америку, поддерживают дружеские отношения с руководителями повстанческих армий, оказывают им финансовую помощь. После военного вторжения СССР в Чехословакию "левые" либо приравнивают СССР и США как "полицейские государства" (так поступает в 1970 г. известный драматург Рольф Хоххут), либо, как Гюнтер Грасс после вторжения СССР в Афганистан, заранее лишают США даже права "выносить какие бы то ни было моральные суждения по этому и какому бы то ни было вопросу". Оправдание репрессий в Никарагуа. Генрих Белль называет Соединенные Штаты "единственным виновником нестабильности в современном мире" и подписывает антиамериканское Крефельдское воззвание левых партий и организаций (в целом оно собрало 1,5 миллиона подписей).

Масштабы современного воздействия американских культурных стандартов можно, среди прочих, видеть в Австрии (14). По данным национального Союза исполнителей, композиторов и авторов песенных текстов, в 1996 г. отечественная популярная музыка на радио занимала 1,44% эфирного времени, тогда как 98,56% было отведено зарубежной поп-музыке, прежде всего v американской и британской. Среди проданных CD, кассет и альбомов 78,1% принадлежали к зарубежной поп-музыке. В кино, на телевидении и видеорынке ситуация складывалась примерно так же: 85% фильмов, шедших на экранах Австрии в 1980-х гг., были американскими. Понятно, что защита австрийских товаров и продуктов, поддержка народных традиций и национальной культуры - начиная с высокой музыкальной классики до вальса и оперетты - обязательная статья в программах австрийских правых.

Франция (15). Об "американизации" Франции, в связи со II Всемирной выставкой, писал еще Шарль Бодлер; в этот же период (1863) в Большом Ларуссе впервые зафиксировано слово "американизм" v склонность ко всему американскому (16). 1920-1930-е гг. во Франции - период по преимуществу правоконсервативного антиамериканизма ("Раковая опухоль Америки" Робера Арона и Арно Дандьё, американские эпизоды в "Путешествии на край ночи" Л.Ф. Селина). В эти годы начинает складываться самоощущение французов как "новых бедных" и отношение к американцам как "новым богатым" ("дядюшке Шейлоку", по характеристике тогдашних французских карикатур). Либерально настроенные интеллектуалы (Реймон Арон, Сартр и Симона Бовуар тех лет) в целом скорее симпатизируют Америке v американскому кино (Чаплин), музыке (джаз), литературе (Дос Пассос, Фолкнер, Хемингуэй).

Антимериканские установки среди интеллектуалов послевоенной Франции соединяют реакцию на ощущение угрожающего кризиса национальной идентичности, культурной гомогенизации и колонизации со стороны Америки в 1930-е гг. и нарастающие в период 1950-1970-х гг. левые настроения. Определенное влияние на французскую университетскую, журналистскую, художественную среду на протяжении нескольких поколений оказывала критика США американскими интеллектуалами v Генри Миллером и Джеймсом Болдуином, битниками и Райтом Миллзом, Гэлбрейтом и Рисменом, Фроммом и Маркузе.

Источники послевоенного антиамериканизма во Франции близки к общеевропейским, в том числе - к перечисленным выше применительно к Германии. К ним добавляется "синдром Виши" - сознание вины за национальное предательство, напоминание о котором, вместе с тем, вызывало у французов обостренную негативную реакцию (17). Отсюда - быстрая переоценка победы в войне: по данным опроса 1945 г., 57% населения считали, что больше других стран для победы над нацизмом сделал СССР, 20% v что это были США. Нарастающее раздражение у французских интеллектуалов вызывает в послевоенные годы нарастающая экспансия американской культуры (прежде всего - кино). Характерна в этом плане эволюция Ж.-П. Сартра. Уже в пьесе "Почтительной потаскушке" (1946), затем в драме "Грязные руки" Сартр переходит к антиамериканским выпадам, а с 1952 г. - к открытому антиамериканизму. В 1960 г. он посещает Кубу, демонстративно фотографируется с Фиделем Кастро. С 1965 г. (через Джона Джерасси, близкого к "Черным пантерам") Сартр сближается с антиамериканскими движениями в США, выступает со статьями и заявлениями в защиту Малькольма Икс и др.

Инициаторами антиамериканских оценок и выступлений в послевоенной Франции является Коммунистическая партия, напрямую связанная с советским руководством. В 1947 г. через Коминформ распространяется призыв А. Жданова к борьбе с "американским планом порабощения Европы". Со своей стороны, образ единой Европы "от Атлантики о Урала" противополагает Соединенным Штатам идеология голлизма (вообще в 1950-х гг. французский антиамериканизм скорее левый, в 1960-х - больше правый). Однако в симпатиях к СССР объединяются "старые" и "новые" левые. А на неприятии "атлантизма" сходятся элита и массы, голлисты, коммунисты и левые католики (издатели, авторы и читатели трех наиболее влиятельных тогдашних периодических изданий - "Monde", "Esprit" и "Temps modernes"). Характерно, что в тогдашней политической риторике (прежде всего, у самого де Голля) СССР фигурирует как Россия, то есть, страна причисляется к Европе и вместе с нею противопоставляется США.

Традиционная для классицистской Франции борьба за чистоту языка находит в этот период выражение в создании при де Голле, а затем при Помпиду и Миттеране комитетов, комиссий и советов, которые должны бороться с засорением французской речи американизмами, поддерживать и развивать франкофонию. В борьбу с американской массовой культурой - кока-колой, макдональдсом, джинсами, комиксами, ридерз-дайджестами - вступают Владимир Познер ("Письмо американскому другу", 1948), Франсуа Мориак, выступающий против американской музыки и кино. Антииндустриальный характер носит протест Жоржа Бернаноса ("Франция против роботов"). Об угрозе нашествия "цивилизации холодильников" заявляет член ФКП и Всемирного Совета мира Луи Арагон. Ролан Барт видит в американских проповедниках, приезжающих во Францию, продолжение маккартизма, подчеркивает "соглашательские" тенденции в популярном американском кино (18). С лево-анархистских позиций критикует Америку и массовую культуру Жан-Люк Годар. Сартр и Симона де Бовуар выступают против Реймона Арона, который подвергает СССР и коммунистическую идеологию в целом постоянной и резкой критике, убеждает различать "американизацию" и индустриализацию (19).

Пиком антиамериканизма во Франции была эпоха Картера - вторая половина 1970-х гг. В 1980-е гг. он сменяется своеобразной "рейганоманией". Подобные сдвиги характерны как для интеллектуалов, так и для населения в целом: если в 1982 г., по данным общенациональной социологической службы SOFRES, оценки политической роли США в мире были среди французов достаточно резко поляризованы и положительно ее оценивали 30% (национальная выборка в 1000 чел.), а 51% - отрицательно, то уже в 1985 г. соответствующие цифры сменились на 43 и 27, причем заметно вырос уровень неопределенности (30% затруднились дать однозначный ответ).

Среди факторов, приведших к ослаблению антиамериканской пропаганды и антиамериканских настроений среди интеллектуалов и населения, стоит отметить политическую "независимость" деголлевской Франции (в 1966 г. страна вышла из НАТО), но прежде всего - резкое дистанцирование от внешней и внутренней политики брежневского СССР после вторжения объединенных сил СССР и стран восточного блока в Чехословакию, под воздействием советских диссидентов и прежде всего книг Солженицына, Шаламова, мемуаров Н.Я. Мандельштам и др., наконец, после ввода советских войск в Афганистан. Кроме того, с 1970-х гг. начинается смена формации ангажированных французских интеллектуалов (Арагон - Сартр - Арон) постструктуралистами и постмодернистами в философии (Фуко, Деррида, Бодрийяр), социологами нового поколения (Э. Морен). Эти последние демонстрируют проамериканские симпатии, нарастает их влияние - через преподавание и переводы - на американские университетские круги, на художественную богему Америки в целом.

Этапной в этом смысле представляется книга Жана Бодрийяра "Америка" (1986). США выступают в ней "воплощенной утопией" (20), доводящей до предела тенденции, движущие собственно европейскими культурами в современную эпоху (21). В этом плане США - воплощенная программа модерна: "Америка - оригинальная версия современности, мы же - версия дублированная или с субтитрами- Для Америки вопрос об истоке не существует- Америка постоянно живет в современности" (22). Если Америка сегодня воплощает напряженную множественность взаимодействующих этносов и культур, то национальная культура (а вместе с нею и национальное государство) в Европе порождает и поддерживает страх перед социальным и культурным смешением, внутреннее раздражение против Другого, скрытое неприятие чужака, снова и снова воспроизводя это обстоятельство как вытесненную, но не решенную проблему.

Централизацизму и классикализму Европы, "фетишизму культурного наследия" противостоит полицентризм и мультикультурность Америки, где "нет ни культуры культуры, ни религии религии", где, "можно было бы, скорее, говорить об "антропологической" культуре" (23). "Культура" в Америке, по Бодрийяру, несет в себе образ жизни и технологии его представления, коммуникации: Америка это мира пространства, одержимого идеей скорости. США и строились как задуманное и, в конце концов, удавшееся бегство от истории. Европейские интеллектуалы, по Бодрийяру, на протяжении всей современной эпохи всегда испытывали тягу к подобному бегству (24); его невозможность и заставляла их вымещать свою неспособность в форме раздражения против Америки, - отсюда ее негативные определения как "плоской", "одномерной" и проч. К концу ХХ в. Америка стала парадоксальным экс-центричным центром мира, что, по Бодрийяру, привело к закату "идею Европы": "Сегодня все мифы современности американские" (25).

В 1980-1990-х гг. антиамериканизм во Франции, с одной стороны, маргинализируется: его приверженцами выступают немногочисленные левые маргиналы, "раскаявшиеся" коммунисты (Режис Дебре, Роже Гароди). С почвенно-националистических, даже антисемитских и расистских позиций Америку и проамериканские настроения критикуют новые правые (кружок "GRECE" и его лидер Ален де Бенуа). Вместе с тем антиамериканская риторика проникает на официальный уровень, входит в лексикон правительственных чиновников (министр культуры Жак Ланг), членов парламента (лидер партии "зеленых", участник нынешних президентских выборов Ноэль Мамер (26)). Сохраняет свои позиции культурный антиамериканизм, отстаивающий французскую кулинарию и вино перед макдональдсами и кока-колой. Жак Ланг (в свое время нанесший, кстати, дружеский визит Фиделю Кастро), предлагает удалить нефранцузские слова из словаря, призывая к "активному культурному сопротивлению, крестовому походу против- финансового и интеллектуального империализма" (27); в этом ему вторит известный в прошлом кинорежиссер (и не менее известный антисемит), член ле-пеновского Национального фронта Клод Отан-Лара. В 1983 г. в Париже проходит организованная французским правительством международная конференция, посвященная культурному империализму. На ней с протестом против всеевропейской демонстрации телесериала "Даллас" выступают американские писатели, левые 60-х гг. - Норман Мейлер, Сьюзен Зонтаг, Уильям Стайрон. Новым объектом антиамериканской критики становится построенный под Парижем Диснейленд (1992) - известный театральный режиссер Ариана Мнушкина называет его "культурным Чернобылем". Ввести квоту на американские телепрограммы, выходящие на экраны Западной Европы, требует во Франции Ж. Ланг (с аналогичными инициативами, кроме того направленными против американского спутникового телевидения, расширения деятельности американских агентств новостей, выступают интеллектуалы в Дании, Исландии, Швеции (28)).

В целом современные исследователи рассматривают антиамериканизм как ответную реакцию тех или иных групп населения на какую-то из коллективных фрустраций, болезненное ощущение которой смягчается перенесением вины и ответственности на отдельные "модерные" институты внутри своей страны либо на США как воплощение осуществленной модерности и модернизации в мире (Питер Бергер говорит в подобных случаях об импульсах контрмодернизации).

Чаще всего, как на массовом, так и на элитарном уровне, перенос осуществляется через представление об угрозе со стороны США партикулярным (традиционалистским) символам коллективной идентичности - национальной, культурной либо религиозной, особенно - путем воздействия на молодежь той или иной страны через систему воспитания и масс-медиа. Нидерландский социолог Роб Крёс придерживается мнения, что "та Америка, которая сегодня вызывает неприязнь, на самом деле является зашифрованным обозначением, символом более глобального отрицания современной культуры и современного общества" (29). При этом критики Америки обращают к ней свои же завышенные надежды и нереалистические требования, а потому рано или поздно отмечают расхождение в Америке между словом и делом, лицемерие американских политиков и проч. Иначе говоря, в своем антиамериканизме они демонстрируют предельно высокий ценностный ранг Америки в собственном сознании. Западногерманский социолог Эрвин Шойх замечает: "Самая развитая в индустриальном отношении страна в мире (и богатейшее из когда-либо известных обществ), что вполне естественно, вызывает зависть и обиды менее развитых стран- Антиамериканские настроения приобретают в отдельной стране более широкий размах и интенсивность в тех случаях, когда ее собственные условия становятся более тяжелыми" (30).

Идеализация США связана еще и с представлением об Америке как осуществленной утопии, где как бы не знают тех ограничений, налагаемых реальностью и историей, которые характерны для Европы. Нередко в таких случаях Америка явно или скрыто наделяется статусом будущего Европы и мира в целом. Между тем многие интеллектуалы испытывают страх перед собственным будущим, отвращение к нему, переживают чувство, что время и история им не принадлежат.

С одной стороны, антиамериканисты обвиняют США в гегемонизме и миссионерстве, в демонстрации превосходства и постоянном стремлении вмешиваться в дела других стран. С другой, их упрекают в недостаточном внимании к этим странам, равнодушии, слабой помощи, нежелании вникнуть в их проблемы и особенности. Иными словами, за такого рода требовательностью и недовольством можно различить скрытые представления об ответственности США перед миром; перенос этих собственных и явно завышенных представлений на реальную политику США и порождает обвинения ее в отступничестве от собственной миссии, принципов и проч. Судя по подобным оценкам, Америка ответственна за модернизацию, включая все ее последствия (себя же интеллектуалы тем самым от ответственности освобождают, даже признают свою несамостоятельность и незрелость). Так что отторжение и критику со стороны теперь уже могут вызывать динамизм, мобильность, растущее разнообразие Америки, ее настойчивые поиски самореализации и признания, тогда как прежде такие чувства вызывала, напротив, стандартизированность американского образа жизни, подчеркивание социальной устойчивости (которые связаны с тем же динамизмом и разнообразием как интегрирующие, стабилизирующие их тенденции, которые опосредуют неизбежные при таком разнообразии и динамизме напряжения и конфликты). Тем самым, подозрения в лицемерии, стремлении подчинить себе весь мир сменяются в антиамериканистской риторике упреками американце в неглубокости ("поверхностности") и конформизме.

При этом происходящее в самих Соединенных Штатах не воспринимается в терминах проблем, которые нужно продумывать и можно решать, а задается как черты системы или человеческого характера - готовые, почти природные свойства, не требующие усилий, мысли, работы: в них лишь фиксируются дефициты собственного общества. Напротив, свои обстоятельства непременно переживаются как проблема, к которой принуждают прислушаться, которая требует немедленного вмешательства. Тем самым образ интеллектуальных групп, либо не обладающих автономными ценностными ресурсами, либо в силу тех или иных причин теряющих социальный вес, положение, авторитет, престиж, пассивных и не способных к изменениям, переносится на значимого и ответственного Другого, от которого, соответственно, требуют активности, в недостаточности этой активности его же и обвиняя. Эжен Ионеско (1969) видит в таких установках по отношению к США "выражение немыслимой неблагодарности- и колоссальной зависти" (31).

Иной вариант таких идеологических проекций - образ США как воплощенного будущего, которое именно поэтому не требует усилий и не подлежит изменениям: сверхидеализация ведет к разочарованию и символическому вымещению своих негативных чувств на Другом. Еще один вариант конструирования образа Америки в сознании европейских интеллектуалов можно было бы описать известными словами из грибоедовского "Горя от ума": "Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи". При этом недоброжелатели США, глядя на них извне, часто используют критику американцами собственных порядков изнутри. Внутренняя самокритика - конструктивная черта развитого, демократического общества - переносится при этом в обиход консервативных групп, неотрадиционалистских движений в Европе (не говоря уж о странах третьего мира). П. Холландер говорит даже об "экспорте антиамериканизма" из США (32) - вряд ли это справедливо. Важней другое: Соединенные Штаты при этом как бы символически "наказываются" извне за беззащитность европейских интеллектуалов в их борьбе с модерностью и противостоянии собственному обществу, за их подверженность воздействию со стороны, неимунность к влиянию.

Более аналитичный, свободный от идеологической предвзятости взгляд исследователей показывает, что, например, применительно к культуре речь должна идти не об "американизации" Европы, а о своеобразном вызове, который в ряде случаев принимают на себя более динамичные группы и который стимулирует их собственные силы и возможности. Уж скорей здесь следует говорить о европеизации заимствований из американской культуры и быта (такова, скажем, британская панк-культура 1970-1980-х гг. как реплика на аналогичную американскую, а затем выросшая из нее британская поп-музыка 1990-х, которая породила уже "внутреннее" соревнование севера и юга страны, - то же можно сказать об скандинавской, да и о восточноевропейской молодежной культуре трех последних десятилетий). Более консервативные группы общества испытывают парализующий страх перед подобной гибридизацией, а ведь именно она, собственно, и лежит в основе американской культуры.

Подобные обстоятельства не так редко влияют даже на собственно исследовательские средства социологов, политологов, историков культуры: в изучении "антиамериканизма" преобладают субстанциалистские подходы и экзогенные схемы. Антиамериканизм описывается как объективное явление и наглядный процесс. При этом интеллектуалам Европы отводится либо пассивно-рецептивная роль (включая прямую идеологическую накачку и финансовую поддержку извне v с той или другой стороны), либо чисто реактивная функция. Между тем более адекватным был бы "эндогенный" подход средствами социологии интеллектуальных групп и движений v как в интранациональном плане, так и в кросс-культурном исследовании их межнациональных связей. Общей рамкой таких исследований выступала бы идея и концепция модернизации как исторического проекта. Непосредственным контекстом рассмотрения тех или иных стратегий действия интеллектуалов стали бы конкретные особенности разворачивания модернизационных процессов в различных обществах, функция интеллектуалов в этих процессах, их трактовка современности (modernitй, modernity, Modernitaet) и своей роли в развитии культуры как программы модерности, различные идейные, символические, риторические ресурсы самопонимания, включая полученные от прошлого. "Антиамериканизм" v не столько ответ на те или иные шаги со стороны США, сколько хроническая болезнь самих интеллектуалов и в Европе, и в Америке, внутренние конфликты их ролевого самоопределения, следствие отчуждения от ведущих, наиболее модерных и выступающих локомотивами модернизации институтов собственного общества.

Факт внешних воздействий на национальные элиты v ни со стороны США, ни со стороны СССР v при этом нисколько не исключается. Но принципиальным обстоятельством является то, что отношение культурных элит, вырабатывающих интегративные символы и образцы, к Америке (включая их "антиамериканизм"), задано, опосредовано отношением к массовой культуре, иначе говоря v проблемами их самоопределения в качестве публичных интеллектуалов у себя в стране, борьбой за более широкое общественное влияние и культурный авторитет. Если же говорить о политических элитах, задающих ценностные и целевые ориентиры социума, то для них решающую роль, вообще говоря, должны были бы играть представления о демократии и гражданском обществе. Именно в рамках и в форме подобных представлений фиксируется для современных развитых стран уровень самостоятельности (либо, напротив, несамостоятельности) той или иной группы претендентов на власть, их компетентность, зрелость, заинтересованность в партнерах, обоснованность (либо необоснованность) их притязаний на выдвижение приоритетов и ориентиров общества, на управление его подсистемами.


Примечания
1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001. С. 267.
2. См., напр.: Barbu B. Images of the United States in Cold War Romania. Автор, профессор Бирмингемского университета, указывает, что за железным занавесом в социалистическом блоке существовали три источника информации об Америке: официальная пропаганда СССР и местных властей (она концентрировалась вокруг гонки вооружений/борьбы за мир; расизма, эксплуатации и обнищания трудового народа в США; "убожества" американской культуры v на примере абстракционизма); официальные издания США v журналы типа "Америка" и другая подобная продукция; массовая культура, прежде всего аудиовизуальная (музыка, кино), предметы потребительской цивилизации, реклама.
3. Для всех других групп и слоев здешнего общества любая критика, высказанная по адресу США (а она v особенно упреки Америки и Запада в нерешительности, непоследовательности, недопонимании восточноевропейской ситуации v разумеется, были), немедленно и помимо воли попадали бы в данный официально-пропагандистский контекст. Отсюда характерное для советской системы и стран-сателлитов "двоемыслие", требующее от исследователя иной социологической оптики: оно точно описано очевидцем Чеславом Милошем в его "Порабощенном разуме" (1953, глава "Запад"); в русском переводе см.: Милош Ч. Личные обязательства: Избранные эссе о литературе, морали и религии. М., 1999.
4. Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. СПб., 2000. С. 734.
5. Один из каналов такого воздействия v коммунистические партии соответствующих стран, руководство ими из Москвы. Другой v международное движение за мир и ядерное разоружение, в руководстве которого значительная роль также принадлежала Советскому Союзу и его западным симпатизантам. Одним из механизм взаимодействия СССР с западными интеллектуалами, включая и американских, выступали при этом премии (международные и собственно советские), поездки по советской стране, ее республикам, издания книг (для писателей), организация концертов и выпуск пластинок (для музыкантов), подготовка выставок и выпуск альбомов (для художников) и проч. Из многих лауреатов подобных премий в Европе и Америке назову лишь некоторых v в хронологическом порядке: Поль Робсон (Международная премия мира, 1950; Международная Ленинская премия, 1952), Пабло Неруда (Международная премия мира, 1950; Международная Ленинская премия, 1953), Фредерик Жолио-Кюри (Международная Ленинская премия, 1951), Жоржи Амаду (Международная Ленинская премия, 1951), Хадльдоур Лакснесс (Международная премия мира, 1952), Андре Стиль (Государственная премия СССР, 1952), Николас Гильен (Международная Ленинская премия, 1954), Луи Арагон (Международная Ленинская премия, 1957), Уильям Дюбуа (Международная Ленинская премия, 1959), Пабло Пикассо (Международная премия мира, 1950; Международная Ленинская премия, 1962), Международные Ленинские премии Рафаэлю Альберти (1964), Мигелю Анхелю Астуриасу (1966), Рокуэллу Кенту (1967), Ренато Гуттузо (1972), Джеймсу Олдриджу (1973) и др. Особая тема v западные симпатизанты, "обманувшие доверие" советских властей, начиная с Андре Жида (Говард Фаст, Джон Стейнбек и др.).
6. См., напр.: Nacci M. Il "comunismo borghese: la Russia e l-America viste dall-Europa // Il Mulino. 1990. » 329. Р. 347-364; Idem. «a civilta non cattolica. Una certa immagine dell-America // Ibidem. 1992. » 340. Р. 192-203.
7. Холландер П. Указ. соч. С. 677.
8. Кроме книги П. Холландера, cуммирую работы: Richards V. Protest Without Illusions. «ondon, 1981; Veldman M. Fantasy, the Bomb, and the Greening of Btitain: Romantic Protest, 1945-1980. Cambridge, 1994; Yankee Go Home (& Take Me With U): Americanisation and Popular Culture / Ed. by G. MacKay. Сheffield, 1997; MacKay G. Anti-Americanism, youth and popular music, and the Campaign for Nuclear Disarmament in Britain.
9. Подобное раздвоение - не столько свойство наблюдаемого "объекта", сколько особенность и оптики смотрящего, который выделяет и опознает прежде всего близкое себе, но отодвигает и ценностно снижает чуждое. Примерно таков же смысл противопоставления "одноэтажной Америки" Америке небоскребов в известных путевых записках И. Ильфа и Е. Петрова (1935).
10. Russell B. War Crimes in Vietnam. «ondon, 1967. P. 112.
11. Холландер П. Указ. соч. С. 687.
12. Суммирую работы: America and the Germans / Ed. by F. Trommler, J. McVeigh. Philadelphia, 1985; Perceptions and Misperceptions: The United States and Germany. Studies in Intercultural Understanding / Ed. by «. Bredella, D. Haack. Tuebingen, 1988; Willett R. The Americanization of Germany 1945-1949. «ondon; N.Y., 1989; Gemuenden G. Framed Visions: Popular Culture, Americanization, and the Contemporary German and Austrian Imagination. Ann Arbor, 1998.
13. См. в его письме 1925 г. польскому переводчику Витольду Гулевичу: "-из Америки к нам вторгаются пустые равнодушные вещи, вещи-призраки, суррогаты жизни- Дом, в американском понимании, американское яблоко или тамошняя виноградная лоза не имеют ничего общего с домом, плодом, виноградом, которые впитали в себя надежды и думы наших предков-" (Рильке Р.М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М.: Искусство, 1971. C. 306).
14. Wagnleitner R. Coca-Colonization and the Cold War: The Cultural Mission of the United States in Austria after the Second World War. Chapel Hill, 1994; Idem. The Sound of Forgetting Meets the United States of Amnesia. An Introduction to the Relations between Strange Bedfellows.
15. Суммирую работы: «acorne D., Rupnik J., Toinet M.-F. The Rise and Fall of Anti-Americanism: A Century of French Perception. Basingstoke, 1990 (франц. изд. - 1986); Kuisel R.F. Seducing the French: The Dilemma of Americanization. Berkeley, 1993.
16. "Большой словарь французского языка Ларусс включает тридцать два слова с приставкой "анти". Из них только одно относится к народу - слово "антиамериканизм", - отмечает французский исследователь в конце ХХ в. (см: Kaspi A. «es Etats-Unis aujourd-hui. Paris, 1999. Р. 28).
17. Подобным двойственным чувством проникнуты уже корреспонденции Жоржа Бернаноса в период войны: не желая признать право Америки - "международных плутократов" - на поведение и тон победителя, он называет Виши "ошибкой, за которую наш народ сам ответит перед историей" (Бернанос Ж. Сохранять достоинство: Художественная публицистика. М., 1988. С. 370).
18. См.: Барт Р. Мифологии. М., 1996. С. 111-113, 141-144 и др.
19. См.: Aron R. «a Republique imperiale: «es Etats-Unis dans le monde, 1945-1972. Paris, 1973 (есть англ. перевод).
20. Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000. C. 151.
21. Еще в 1927 г. близкую мысль высказывал Ортега-и-Гассет: "То, что средний уровень жизни v это уровень некогда элитарный, ново для Европы, но исконно для Америки- То психологическое состояние, когда человек сам себе хозяин и равен любому другому, в Европе обретали немногие и лишь особо выдающиеся натуры, но в Америке оно бытовало с XVIII века - по сути, изначально- Едва этот психологический настрой появился у рядового европейца, едва вырос его общий жизненный уровень, как тут же стиль и облик европейской жизни повсеместно приобрели черты, заставившие многих говорить: "Европа американизируется" (Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997. C. 52).
22. Бодрийяр Ж. Указ. соч. С. 150.
23. Там же. С. 178.
24. Джон Херф в своей известной монографии назвал одну из разновидностей подобной стратегии "реакционным модернизмом"; см.: Herf J. Reactionary Modernism. Technology, Culture and Politics in Weimar and Third Reich. Cambridge, 1987.
25. Бодрийяр Ж. Указ. соч. С. 156.
26. См. недавнюю книгу последнего: Mamere N. Warin O. Non, merci, oncle Sam! Paris, 1999.
27. Холландер П. Указ. соч. С. 700.
28. Esard E., Herion-Sarafidis E., Blanck D. American Influences in Sweden.
29. Холландер П. Указ. соч. С. 721.
30. Там же. С. 732.
31. Ионеско Э. Противоядия. М., 1992. С. 176.
32. Холландер П. Указ. соч. С. 721.


Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18:56 Неизвестные второй раз за месяц осквернили памятник жертвам Холокоста на Украине
18:19 Виктор Ан занял первое место в забеге на 1000 м в Кубке Союза конькобежцев России
17:53 МЧС предупредило москвичей о сильном ветре в ближайшие часы
16:53 Ребенок получил травму в одном из бассейнов Москвы
16:25 Представитель Заворотнюк признался, что ему запретили говорить о ее состоянии
15:57 Второй этап поставок С-400 в Турцию завершился
15:21 Глава Бурятии пришел на митинг в Улан-Удэ. Собравшиеся встретили его криками «Позор!»
14:36 Актеры в Голливуде получают на $1,1 млн больше, чем актрисы
13:19 Умер академик РАН Виктор Ивантер
12:38 В конце сентября Крым примет делегатов из Германии и США
12:21 В Челябинской области четыре человека насмерть отравились парами гниющего картофеля
11:43 В Якутии пропал вертолет с пилотом и двумя пассажирами. СКР начал проверку
11:21 Киев готовится упростить жизнь для жителей ДНР и ЛНР
11:04 На месте ТЦ «Зимняя вишня» открыли сквер
10:14 В Москве перекроют 20 улиц ради велофестиваля
09:53 Саудовская Аравия вдвое сократила добычу нефти из-за атаки дронов. США предложили свой запас нефти для стабильности рынка
09:30 Восемь человек доставлены в больницу после взрыва в жилом доме Ангарска
14.09 18:55 НХЛ сообщила о дисквалификации Кузнецова из-за кокаина
14.09 18:24 Министр предложила убрать из школьных учебников слова о дружбе России и Украины
14.09 17:52 В Крыму волки стали нападать на людей
14.09 17:07 Власти США сообщили об уничтожении сына бен Ладена
14.09 15:56 В РПЦ опровергли зарплаты священников в 1 млн рублей
14.09 15:32 Киркоров попросил Заворотнюк «держаться»
14.09 15:02 Полиция в Улан-Удэ задержала подозреваемого в распылении газа в лицо сотруднику Росгвардии
14.09 14:34 На дереве в Крыму нашли бомбу времен Великой Отечественной войны
14.09 13:59 Полиция возбудила уголовное дело по ДТП под Ярославлем
14.09 13:27 Чемезов прокомментировал сообщение ФБК о квартире на 5 млрд рублей. Он готов ее продать
14.09 12:41 ТАСС: МАК подготовил предварительный отчет по посадке Airbus A321 в кукурузном поле
14.09 12:09 Семь человек погибли в ДТП под Ярославлем. ГИБДД сообщила, что грузовик выехал на встречную полосу
13.09 18:55 Минфин США ввел санкции против северокорейских хакеров
13.09 18:33 В Петербурге агитаторы предвыборного штаба Беглова пожаловались на невыплату зарплат
13.09 18:19 На жителя Кузбасса завели второе дело об оскорблении власти. Он сравнил «Единую Россию» с «крысиной чумой»
13.09 18:12 В Великом Новгороде врачи детской областной больницы объявили забастовку
13.09 16:45 Посетитель Центра Помпиду в Париже ударил ножом картину Даниеля Бюрена
13.09 16:06 С ноября РЖД запустит поезда из Москвы в Москву
13.09 15:40 В Петербурге суд приговорил офицера ФСБ к 4 годам колонии за пытки бизнесмена
13.09 15:00 Новость из прошлого: 13 сентября 1999 года – Президент Ичкерии Масхадов призвал чеченцев готовиться к войне
13.09 14:30 «Первый канал» обновил систему голосования на шоу «Голос»
13.09 14:02 В отделениях «Почты России» начали собирать биометрические фото и записи голоса
13.09 13:57 Телеведущая Ксения Собчак и режиссер Константин Богомолов поженились
13.09 13:32 В банке Порошенко на Украине проходит обыск
13.09 13:00 Стволовые клетки костного мозга необходимы для наступления беременности
13.09 12:52 Материнский капитал в следующем году увеличат до 466,6 тыс. рублей
13.09 12:29 Минздрав подготовил законопроект о введении акцизов на электронные сигареты
13.09 11:51 В Гарварде вручили Шнобелевские премии. Лауреаты намагничивали тараканов и изучали пиццу
13.09 11:47 ФСБ хочет заблокировать два почтовых сервиса – Mailbox.org и scryptmail.com по примеру Telegram
13.09 11:30 Крысы с удовольствием играли в прятки с немецкими учеными
13.09 11:08 «Коммерсантъ»: правительство хочет обновить городской транспорт на 2 трлн рублей
13.09 10:59 Новость из прошлого: 13 сентября 1999 года – В Москве взорван дом на Каширке
13.09 10:21 «Левада-центр»: треть мужчин-респондентов назвали оправданным поступок сестер Хачатурян
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.