26 ноября 2020, четверг, 01:05
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 августа 2006, 06:00

Классик - звезда - модное имя - культовая фигура: о стратегиях легитимации культурного авторитета

Синий Dиван

Что такое культурный авторитет и каковы механизмы его формирования? Каким образом социокультурная структура общества влияет на этот процесс? В чем разница между классиком, звездой и культовой фигурой? "Полит.ру" публикует тезисы доклада Бориса Дубина на круглом столе "Литературный культ. Механизмы его формирования и бытования в современном культурном пространстве", организованном в Институте мировой литературы (Москва, 21 ноября 2005 г.). "Моя задача – не историческая, а социологическая. Для меня дело не в «самих» текстах, а в институтах, задающих, поддерживающих и тиражирующих их значение в качестве символических посредников социальной коммуникации. Общую концептуальную рамку для меня в данном случае составляет формирование «классики» как конструирование собственной традиции «литературы» в качестве символа ее автономности с дистанцированием от и против основных источников власти и авторитета на тот момент – двора, аристократии, церкви". Материал опубликован в новом выпуске журнала "Синий Диван" (2006. Вып. 8).

0. Важно с самого начала подчеркнуть, что авторитетом назначают, что его конструируют – «короля играет свита».

1. Моя задача – не историческая, а социологическая. Для меня дело не в «самих» текстах, а в институтах, задающих, поддерживающих и тиражирующих их значение в качестве символических посредников социальной коммуникации. Общую концептуальную рамку для меня в данном случае составляет формирование «классики» как конструирование собственной традиции «литературы» в качестве символа ее автономности с дистанцированием от и против основных источников власти и авторитета на тот момент – двора, аристократии, церкви. (Кавычки здесь обозначают, что обе упомянутые институции возникают, фигурируют и должны пониматься именно в данном контексте.) Усложнение социокультурной структуры общества, обособление в ней зон концентрированного многообразия и динамики, связываемых с ценностью нового, актуального, современного (город, центр), выражаются как умножение пространственных и временных параметров действия и делают проблемой для новых, нетрадиционных элит модернизирующегося социума связь между этими центрами и структурой общества[1]. Встает задача создания обобщенных коммуникативных средств (таких форм, как, например, газета и журнал), универсальных «языков»-посредников (от искусства до дорожных знаков), институтов всеобщего образования, где усваивают значения коллективных образцов и инструментально обучаются «языкам». В таком проблемном контексте и возникает необходимость в «изобретении» литературы – с использованием, разумеется, более старых механизмов письменной культуры, норм вкуса и суждения, выработанных в салонах, кружках и т.д.[2]

Литература возникает как общее и в обществе, но уже за предписанными пределами «хорошего общества» (высшего и проч.) – вместе с духом и формами «общественности» (Offentlichkeit, по Хабермасу), то есть, так или иначе, массовости. Различия между разными группами и группировками письменно образованной элиты в их системах самосоотнесения и адресации, ценностных ориентациях, нормах взаимодействия со значимыми другими определяют разницу в стратегиях узаконения и массовизации авторитета, формах утверждения и поддержания своих ценностей, формировании групповой идентичности с учетом партнеров, соратников, соперников, врагов – настоящих, прошлых и будущих. Эти многосоставные процессы становления нового социального порядка и его смыслового обоснования разворачиваются в Европе (прежде всего в Великобритании и Франции) со второй половины XVIII века и на протяжении XIX столетия вплоть до fin de siècle с его радикальной ревизией всех ценностей.

2. Формирование классики одними группами практически немедленно вызывает противодействие со стороны других, «антиклассикалистских». Последние ищут ресурсы альтернативных определений значимости литературы и искусства – через апелляцию к «жизни» («реализм», «натурализм»), к «современности», смысловому озарению и прорыву («модернизм»). Процессы классикализации в этих рамках, когда новыми и наиболее значимыми авторитетами в литературе и искусствах признаются собственно антиклассики, нарушители эстетических, социальных и даже этических норм, приобретают парадоксальный характер. Впрочем, парадоксальность, стоит признать, вообще неотделима от «литературы» в ее новом, модерном понимании, заданном немецкими и английскими романтиками, Э. По, Бодлером (последний активно разрабатывал идею о двойном измерении прекрасного[3]). Основу современной литературы составляют неклассические жанры, не узаконенные классическими и классицистскими поэтиками от Аристотеля до Буало – лирика как «парадигма модерности» (по позднейшей концептуализации этого момента Х.-Р. Яуссом), роман (по Лукачу или Бахтину), драма (в концепции П. Сонди).

3. Можно аналитически выделить два режима существования классического образца: учреждение (признание, удостоверение, награждение) и поддержание (репродукция, передача через пространство и время, через социальные и культурные границы – поколения, языки). И учреждение и поддержание образцов в больших масштабах, «для всех», может до определенного времени – до возникновения массовых обществ и техник массовой коммуникации в ХХ веке – обеспечить только государство, государство светское (об институте церкви сейчас не говорю). Роль национального государства, государства национальной культуры состоит, среди прочего, в присвоении и функциональном переосмыслении классики. Теперь это уже «классики нашего народа», «нашего языка», и они выступают символами достижения национальной зрелости, самостоятельности и проч. Дух и стратегия модерна, модернизм (он, одной стороны, как правило, интернационален, а с другой – самодостаточен, как бы опирается сам на себя и не отсылает к «предкам»[4]) не уходят в прошлое, а напротив, становятся собственным, «внутренним», механизмом динамики культуры. «Классика», равно как и «история», – феномены XIX века, буржуазного общества; их фундаментальная ревизия происходит в «конце века», разворачиваясь далее в «войне богов» с характерным педалированием символики «конца», «заката», «кризиса», «краха» (симптоматика ценностного политеизма, по М. Веберу).

4. Собственно на протяжении ХХ века, с самого его начала и далее, после Первой мировой войны и выхода на сцену «потерянного поколения», мы имеем дело уже с перерождением культа классики в условиях массового общества, разных его типов. Различия здесь связаны с исторически сложившимися особенностями элитных групп, взаимоотношениями между ними, а также между ними и центрами общества, власти (особый случай неотрадиционализации в закрытом обществе – СССР, централизованно-организаторская роль государства и государственных репродуктивных систем, функции дефицита и распределения). В этих условиях исследователь все больше имеет дело не собственно с элитными группировками, а с работой больших анонимных систем: это рынок, реклама и продвижение (promotion), система массовых коммуникаций (радио, кино, ТВ), причем литература не только включается в их деятельность, но все больше становится производной от этой деятельности. Литература теперь – многоуровневая, динамическая конструкция, и классика как механизм консервации и воспроизводства – лишь один из ее уровней. Он проецируется на другие «этажи» общества, так что для исследователя возникает возможность фиксировать группы ввода образцов, механизмы их укоренения и распространения, временные рамки соответствующих смысловых трансформаций образца, внутренние и внешние связи тех или иных фигур авторитета. Здесь открывается поле вполне эмпирической работы: например, используются обсчеты упоминаний писательских имен в рецензиях (пространственные и временные измерения признания, его социальная “география”, объем аудитории, символический “возраст” писателя, со-упоминания его имени – кого с кем и т.д.)[5]. Складываются и исследуются роли кандидата в классики, малых классиков, забытого и возвращенного классика.

5. Классика (словесная, живописная, музыкальная) входит в индустрию досуга и развлечений. Удостоверение значимости образца осуществляется здесь через единение потребителя с другими такими же – приравнивание времени, синхронизацию, а значит повторение. Символический авторитет выступает фокусом коллективной идентификации и интеграции, ритуалы которых воспроизводятся в режиме повторения. Но повторяется здесь, подчеркну, не только и не просто символ идентификации и акт единения – повторяется (тиражируется) его субъект: он становится воспроизводимым, в том числе сам для себя (дело не в манипулировании извне), массово воспроизводимым и (этим способом, таким образом) социально удостоверенным.

6. Особую, повышенную и ценностно нагруженную роль фигуры национальных классиков и проблема культурных заимствований приобретают в так называемых «запоздавших» нациях, где строительство национального государства, формирование национальных элит осложнено социально-культурными обстоятельствами и традициями, сдвинуто во времени (Германия, Россия, Италия, Испания, еще позже – Латинская Америка).

Здесь можно типологически выделить две стратегии “конструирования традиции”. Один тип – эпигонская учеба у классиков как программа формирования корпорации советских писателей во второй половине 1920-х гг. (горьковский журнал “Литературная учеба”, выходивший с 1930 г., тома “Литературного наследия”, издававшиеся с 1931 г., – вся симптоматика идеологического перенесения “центра мира” в Советскую Россию с соответствующими лозунгами типа “Мы – наследники” и проч.[6]). Другой тип самосознания и поведения – осмысление и демонстрация невозможности классикоцентризма на географической/хронологической периферии, рефлексивная, самосознающая и самоподрывная словесность (см. программное выступление Борхеса “Аргентинский писатель и традиция”, 1951). Борхес деконтекстуализирует проблему традиции, выводя ее за рамки актуального времени и национальной литературы (в том числе испанской) – отсюда его вызывающие, подчеркнуто антинационалистические апелляции к Чосеру, Шекспиру и Расину, роли ирландцев в английской словесности и проч.

Перспективным предметом исследований ранней советской словесности может стать роль Пушкина и Толстого в представлениях о литературной норме (при вытесненной, но актуальной криптотрадиции Гоголя и Достоевского). В этом контексте борьба за “своего” Пушкина и Толстого, против Достоевского и Чернышевского, входит в литературную стратегию Набокова (как Гомер и Данте, Шекспир и Сервантес – в литературную стратегию Борхеса).

7. Принципиально другую композицию авторитета, по сравнению с классиком, предлагается видеть в типологической фигуре звезды: это носитель и символ актуального успеха и признания. Характерна здесь потребность в узнаваемом и портретируемом «лице», в последовательно конструируемой «биографии» (Блок, Маяковский, Есенин, Высоцкий), что чаще всего сочетается с авторским культом собственной личности, особенно заметным, скажем, у Маяковского, но также у Байрона, Уитмена, Уайльда, Дж. Лондона, Хемингуэя, молодого Аксенова. На уровне текстов упомянутых авторов стоит отметить повышенную значимость для них «общих мест», стереотипов (крылатых словечек), подчеркнутой «вторичности» (романсовости, плакатности, журнализма, использования форм частушки, песни): их можно трактовать как специфические механизмы связывания «индивидуального» и «массового» (как они связаны в общедоступной рекламе: «Только для вас»). Звезды – от спортсменов до космонавтов, от политиков до эстрадных певцов – представляют собой фигуры новой элиты в условиях массового общества. Премии, празднества, ритуалы «меморизации» того или иного авторитета выступают механизмами утверждения элит, их компоновки, перемешивания и сплочения.

8. Фигуру модного автора предлагается толковать как кандидата в звезды (тогда звезда – возможный кандидат в классики). Ср. у Блока: «Был он только литератор модный…» (и scriptor classicus sed non proletarius, по классическому определению Авла Геллия в его «Аттических ночах»). Характерная формула общественного признания здесь – «проснулся знаменитым»: таковы Байрон, Э. Сю, Бальзак, Диккенс, Леонид Андреев или Северянин. Явная и даже специально демонстрируемая связь модного автора с запросом и откликом со стороны общества в его наличном составе позволяет исследователю эмпирически фиксировать временные рамки признания (сезон), прослеживая обязательную конкуренцию и смену авторитетов, переход с уровня на уровень культуры (литературы), содержательные и модальные трансформации образца при подобных переходах: для социолога функция образца и состоит в том, чтобы связывать эти уровни. Хорошим примером тут может быть Горький, прошедший все фазы от модного автора сезона, анархиста и апаша, до символа государственного авторитета (барельеф на фасадах позднесоветских средних школ, при характерном отсутствии полного собрания сочинений и жесткой цензуре текстов признанного классика). Но не таков ли, впрочем, уже Пушкин, начавший с немедленно вошедшей в моду, но жестоко поносимой староверами новинки сезона – «Руслана и Людмилы» (см. книгу Рейтблата[7])?

Звездность и модность имеют, среди прочего, количественный аспект: здесь «говорят цифры» – тиражи, количество копий фильма, время подготовки и самих съемок (большое или, напротив, малое). Звезда, как и модный автор – по определению рекордсмены, они невозможны без техник массового тиражирования, включая визуальные (сначала фото, затем кино и ТВ). Особую разновидность модного писателя можно видеть в писателе-моднике (пример – Эренбург, а его противоположность – Пикассо или Хармс, создававшие не отдельные картины или стихи, а целые новые манеры или даже жанры, почему такие авторы плохо классикализируемы).

9. Еще одну перспективу в изучении различных стратегий утверждения и легитимации авторитета открывает такое понятие, как культовая фигура; в последние годы оно нередко используется исследователями культуры (например, Н. Самутиной). Я бы предложил видеть в подобном «культе» символическую самозащиту локальных и маргинальных групп. Характерно здесь намеренное сужение рамок оценивания, миниатюризация ценного объекта; скажем, у культовых авторов – уменьшительные имена (Леничка /Губанов/, Веничка /Ерофеев/, Эллик /Л. Богданов/, Женя /Евг. Харитонов/)[8]. Культовый автор – продукт конструирования (и самоконструирования) групп, не рассчитанных на расширение, массовость, хотя и допускающих приобщение, посвящение. Текст культового автора (в семиотическом смысле слова “текст”) – не столько средство коммуникации, сколько ее символ, символ общности “нас”, не таких, как “все другие”. Культ в данном понимании – это, среди прочего, культ антиколичества. Культовыми делаются авторы, написавшие или снявшие мало, а то и совсем ничего (“авторы одной книги” или “одного фильма” – Грибоедов, еще не произведенный в классики и распространявшийся устно, через рукопись, был автором протокультовым). Закрытая культура (“подполье”, “вторая культура”) в своем коллективном определении и поведении как бы возвращается к устности, отказу от тиражирования и проч., поэтому она с обязательностью продуцирует культовые имена. Здесь, собственно говоря, осуществляется не просто порождение текстов, а производство культурных границ и игра на двойной принадлежности образца: письменное, становящее устным, популярное – элитарным и т.п. (отсюда культовая роль неконвенциональных искусств – фото, кино, песни, научной фантастики и фэнтези).

10. Такого рода «культы» фиксируют новое понимание личного как всеобщего и, вместе с тем, идиосинкразического, не редуцируемого к групповому, историческому и т.д.; хороший пример тут – Набоков[9]. В более общем смысле, такое изменение границ между частным, интимным, и общим, публичным, свидетельствует для социолога о глубоких изменениях в социуме и культуре: частное (дневник и письма, как у Л. Богданова, «внутренняя речь», «разговоры про себя», как в прозе Улитина) становится групповым, общим. Культовым автором нередко делается безвременно умерший, психически неуравновешенный, самоубийца, маргинал или девиант – перед нами как бы отсылка к прежним, раннемодерным ролям поэта-провидца и поэта-отверженного, «самоубитого обществом», по выражению Арто о Ван Гоге, на стадии постмодерна (Гёльдерлин – Жене – Целан – Роберт Вальзер – М. Кузмин – Евг. Харитонов – Иван Сулуэта в Испании или Рустам Хамдамов в России). Опять-таки показательна роль мелочи, случайного, нетипового, проходного в текстах и образе культовой фигуры – то есть всего антивеликого, антисистемного. К этому же феномену относится подчеркнутая антижанровость текстов культового автора, его «неумелость», «грубость», «наивность» либо столь же абсолютная, «неуместная» изысканность (Набоков или Саша Соколов в литературе, Золтан Хусарик, Параджанов или Владимир Кобрин в кино). Ускользающее определение и исчезающее лицо культовой фигуры я бы трактовал как демонстрацию и провокацию не-принадлежности, уклонение и ускользание от «литературы» как области готового, общепризнанного и понятного «всем» (отсрочка достижения, его отодвигание как механизм производства желаний, переживания ценности неуловимого; см. недавнюю монографию И. Каспэ[10]). Даже такой ритуал признания, как премия, здесь подчеркнуто элитарен, он символизирует отказ от всеобщего, от «рынка», где «всё на продажу». Такова, например, не связанная ни с какими внешними знаками отличия и количественным выражением признания премия Андрея Белого, созданная именно в условиях закрытости, в подпольной культуре Ленинграда второй половины 1970-х годов (1978; антология 2005[11], плюс серия авторов, вошедших в шорт-лист премии и публикуемых тем же «НЛО»).

Отмечу, что метафорика круга (группы), а особенно поколения, нередко фигурирует при этом в негативном залоге (растратившее, погибшее, незамеченное…): культовый автор, как и автор модный, актуальный и проч. выступают конкурирующими символами самопонимания и самоопределения поколений, которые как бы отказываются от самореализации и выдвигают их в качестве фигур такого радикального отказа. Характерно и сопротивление этой так или иначе обобществляющей, нивелирующей метафоре опять-таки у Набокова.

11. В этом плане я отнес бы к культовым фигурам и «несъедобных», или «неудобоваримых, неусвояемых», авторов (по выражению С. Сонтаг об Арто). Их роль – систематический подрыв авторитарных позиций всезнающего и всевидящего творца. Характерно здесь использование литературных масок-гетеронимов, которые представляют даже не отдельных писателей, а различные поэтики или философские системы (от Пессоа и Мачадо и до молодой польской поэтессы Агнешки Кутяк[12]), или работа в как бы отстраненной, сказовой манере, включая пародический сказ (как у Зощенко). Писатель выступает тут как саморазрушительный критик (Октавио Пас о «критической страсти» современного поэта), как переводчик или как /«всего лишь»/ читатель (Гомбрович; Борхес).


[1] См., например: Heinich N. L’élite artiste. Excellence et singularité en régime démocratique. P.: Gallimard, 2005 и другие работы этого автора о статусе художника и механизмах его удостоверения, признания, славы в современных обществах.

[2] Дубин Б., Зоркая Н. Идея классики и ее социальные функции. – В сб.: Проблемы социологии литературы за рубежом. М.: «ИНИОН», 1983, с. 40–82; Дубин Б. Классическое, элитарное, массовое: начала дифференциации и механизмы внутренней динамики в системе литературы // Новое литературное обозрение, 2002, № 5 (57), с. 6–23; он же. Другая история: культура как система воспроизводства // Отечественные записки, 2005, № 4, с. 25–43.

[3] «<…> прекрасное всегда и с неизбежностью двойственно… Одна составная часть прекрасного – вечна и неизменна <…> другая относительна и зависит от обстоятельств, которыми, если угодно, могут, поочередно или разом, служить эпоха, мода, мораль, пристрастие». – Baudelaire Ch. Le Peintre de la vie moderne. In.: Idem. Oeuvres complètes. P.: Robert Laffont, 1999, p. 791.

[4] Не случайно именно романтики начинают разговор о литературных поколениях, то есть сообществе как бы самостоятельных «детей без отцов». Позднее, уже на стадии кризиса модернизма, Шкловский усложняет метафору, вводя различение «современников и синхронистов».

[5] Дубин Б., Рейтблат А. О структуре и динамике системы литературных ориентаций журнальных рецензентов (1820–1978). – В кн.: Книга и чтение в зеркале социологии. М.: «Книжная палата», 1990, с. 150–176; они же. Литературные ориентиры современных журнальных рецензентов // Новое литературное обозрение, 2003, № 59 (1), с. 557–570.

[6] Добренко Е. Формовка советского писателя: Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб.: «Академический Проект», 1999.

[7] Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении. М.: «Новое литературное обозрение», 2001.

[8] Седакова О. О погибшем литературном поколении. Памяти Лени Губанова. – В кн.: Она же. Проза. М.: «Эн Эф Кью/Ту Принт», 2001, с. 782. См. там же ее очерки о Викторе Кривулине и Венедикте Ерофееве: Указ. изд., с. 684–704, 734–754.

[9] Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина. СПб.: «Академический проект», 2004.

[10] Каспэ И. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. М.: «Новое литературное обозрение», 2005.

[11] Премия Андрея Белого, 1978–2004: Антология. М.: «Новое литературное обозрение», 2005.

[12] Мандельштам еще в начале ХХ века мечтал о современном поэте, в котором «поют идеи, научные системы, государственные теории так же точно, как в его предшественниках пели соловьи и розы». – Мандельштам О. Слово и культура. – В кн.: Он же. Сочинения. Т. 2. М.: «Художественная литература», 1990, с. 172.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

25.11 21:55 Заключенные в Калифорнии устроили крупнейшее мошенничество в истории штата. Они получали пособие по безработице прямо в тюрьме
25.11 21:03 В Подмосковье открыли 18 пунктов вакцинации от коронавируса
25.11 20:51 Белый дом подготовил новый пакет санкций против Минобороны РФ
25.11 20:00 На берег островов Новой Зеландии выбросились более 120 дельфинов. Выживших усыпили местные спасатели
25.11 19:27 Умер Диего Марадона
25.11 19:00 Защита экс-губернатора Белых отозвала ходатайство о смягчении ему наказания
25.11 18:30 Суд на два месяца арестовал петербуржца, который взял шестерых детей в заложники
25.11 18:07 На мине в Красном море подорвался нефтетанкер
25.11 17:47 Сергею Фургалу продлили арест до 9 марта
25.11 17:27 «Спинразу» внесли в список жизненно важных лекарств
25.11 16:52 ВОЗ рекомендовала россиянам отказаться от больших корпоративов
25.11 16:48 Власти Италии будут продавать антиковидную вакцину менее чем за 3 евро
25.11 16:31 Минкультуры объявило тендер на покупку двух автомобилей на 9 млн рублей
25.11 16:25 Глава правительства Украины допустил «новогодний» карантин по всей стране
25.11 15:59 Экс-губернатору Белгородской области приписали научные работы однофамилицы из Швеции
25.11 15:44 Болгария закрыла все школы и запретила туристические поездки из-за коронавируса
25.11 15:34 Госдума приняла в окончательном чтении законопроект о Госсовете
25.11 15:00 Найдены первые динозавры на территории Ирландии
25.11 14:50 В список номинантов на звание лучшего футбольного игрока года попали Роналду и Месси
25.11 14:41 Суд отклонил жалобу Навального на бездействие ФСБ из-за его отравления
25.11 14:09 В Волгоградской области женщина подбросила мужу наркотики, чтобы «избавиться от домашнего тирана». Запрещенное вещество ей дали знакомые полицейские
25.11 14:00 Автомобиль с надписью «Вы чертовы убийцы стариков и детей» врезался в ворота резиденции Меркель
25.11 13:48 В Ростове-на-Дону две пенсионерки провалились сквозь пол своей квартиры в подвал
25.11 13:36 Министр просвещения предложил включить Национальный пантеон российских героев в школьную программу
25.11 13:00 Korea Herald: из Северной Кореи сбежал гимнаст. Он перепрыгнул через забор высотой 3 метра на границе
25.11 12:38 Шотландия закрепила право женщин на бесплатные гигиенические товары
25.11 12:00 Ионные жидкости помогают разорвать кольцо атомов серы
25.11 11:58 Умер писатель-фантаст Сергей Синякин
25.11 11:35 ФСБ отчиталась о предотвращении терактов в Москве
25.11 11:15 Врио главы Дагестана Меликов заразился коронавирусом
25.11 11:01 Аргентинский боец ММА потратил заработанный $1 млн на еду для жителей родного города
25.11 10:59 В Минэнерго и Русгидро сообщили о полном восстановлении энергоснабжения во Владивостоке
25.11 10:51 В России за сутки зарегистрировали 23,6 тыс. новых случаев COVID-19
25.11 10:12 Александра Ширвиндта госпитализировали с коронавирусом
25.11 10:00 Юные аллигаторы способны отращивать утраченные хвосты
25.11 09:44 Хабаровские депутаты, которые вышли из ЛДПР из-за несогласия с политикой партии, вернулись в нее после разговора с Дегтяревым
25.11 09:01 В мире коронавирусом заразились более 59,7 млн человек, свыше 1,4 млн умерли
25.11 08:36 Умерла автор советского учебника по английскому языку Наталья Бонк
25.11 08:12 В библиотеке Кембриджа спустя 20 лет обнаружили пропажу рукописей Дарвина
25.11 07:14 Дзюба стал лучшим российским бомбардиром в Лиге чемпионов
25.11 06:37 Леонид Агутин не попал в шорт-лист номинантов на Grammy
25.11 06:11 Умерла актриса из «Улиц разбитых фонарей» Светлана Обидина
25.11 05:30 В Москве за сутки умерли 75 пациентов с коронавирусом
24.11 21:53 Светлана Тихановская и Юлия Цветкова вошли в список «Би-би-си» самых влиятельных женщин года
24.11 21:19 Охраняемые земли под Ярославлем могут лишить этого статуса в интересах главы ВТБ Костина
24.11 20:55 Более 30% россиян получают зарплату в «конвертах»
24.11 20:13 В Челябинске полиция завела уголовное дело после поджога автомобиля журналистки Znak.com
24.11 19:24 В шести регионах РФ осталось менее 10% свободных коронавирусных коек
24.11 19:01 США ввели санкции против трех российских компаний по закону о нераспространении массового оружия
24.11 18:31 Глава Министерства просвещения предложил создать пантеон героев России
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.