«Неприкосновенный запас»

Федерализм в современной России считается «спящим» институтом. На бумаге его наличие не вызывает сомнений, но в политической практике федеративные принципы уже давно не напоминают о себе, позволяя считать Россию «федерацией без федерализма». Тем не менее, руководство страны не спешит пересмотреть конституционные основы российской государственности и вовсе изгнать федерализм из правово..." />

02 августа 2010, 16:56

Российский федерализм как «спящий» институт

«Неприкосновенный запас»

Федерализм в современной России считается «спящим» институтом. На бумаге его наличие не вызывает сомнений, но в политической практике федеративные принципы уже давно не напоминают о себе, позволяя считать Россию «федерацией без федерализма». Тем не менее, руководство страны не спешит пересмотреть конституционные основы российской государственности и вовсе изгнать федерализм из правовой сферы: это позволяет предположить, что в определенных обстоятельствах «полуживой» институт российского федерализма может быть реанимирован. «Полит.ру» публикует статью Андрея Захарова, в которой автор рассуждает о том, каково будущее отечественного федерализма и к чему может привести его «пробуждение». Статья опубликована в новом номере журнала «Неприкосновенный запас» (2010. № 3 (71)).

На протяжении последнего десятилетия российский федерализм остается «спящим» институтом, о существовании которого редко вспоминают как политики, так и ученые. Принято считать, что подобными институтами, встречающимися в политической истории разных стран и различных эпох, в основном должны интересоваться правоведы: ведь любая буква закона может, теоретически, не только применяться, но и игнорироваться, а это позволяет выделить «живые», но бездействующие юридические нормы в качестве объекта самостоятельного исследования. Что касается политической науки, то она заинтересовалась «спящими» институтами в последней четверти минувшего века, когда целый ряд регионов ощутил на себе воздействие очередной волны демократизации. Отказываясь от авторитарного правления, государства, которые в прежние периоды своей истории уже сталкивались с демократией, вместо введения новых институтов могли ограничиваться «размораживанием» старых. В тех случаях, когда демократическое обновление переживалось федеративным - по крайней мере, de jure - государством, в ряду установлений, проходивших подобную реанимацию, оказывался и федерализм.

Сон и пробуждение институтов

Особенно богата на примеры такого рода Латинская Америка, приютившая на своих пространствах несколько наиболее заметных из современных федераций. В 1970-1980-х годах падение диктаторских режимов незамедлительно возвращало в здешний политический обиход навыки межпартийной политической конкуренции, а вместе с ней и состязательность во взаимоотношениях центра и регионов. Интересно, однако, что практические итоги такого пробуждения не всегда соответствовали политическим прогнозам, а логика дальнейшего развития «оттаивающих» учреждений зачастую не оправдывала ожиданий их сторонников или недругов. Вот что пишет об этом, опираясь на латиноамериканский опыт, Эдвард Гибсон:

«…пережив активацию, федеральные институты нередко начинают жить самостоятельной жизнью, углубляя процесс децентрализации до такой степени, о которой и не думали его инициаторы, или же внося сумятицу в распределение политических площадок и ресурсов»[1].

С этой точки зрения интересен, в частности, опыт Бразилии, федеративная государственность которой за годы демократического транзита пережила заметные метаморфозы. Но не менее любопытен и пример советского федерализма, так же до определенного момента существовавшего в латентной форме, а потом вдруг вышедшего из-под контроля людей, затеявших его пробуждение.

Современная политическая наука довольно давно обратила внимание на то, что «изменения социально-экономического или политического контекста были способны порождать ситуации, в которых прежде латентные институты внезапно делались заметными и начинали влиять на политические расклады»[2]. К числу таких институтов с полным основанием можно причислить и современный российский федерализм. Одна из его фундаментальных особенностей заключается в двусмысленности самого политического бытия федерации в России. На бумаге, то есть в конституционных и прочих правовых актах, ее наличие не вызывает ни малейших сомнений, но одновременно в политической практике, по крайней мере в последние десять лет, федеративные принципы никак не напоминали о себе, позволяя считать Россию «федерацией без федерализма». Более того, последовательное игнорирование федералистских подходов и методов со стороны руководства страны не сопровождалось естественным, казалось бы, стремлением вовсе изгнать федерализм из правовой сферы, пересмотрев конституционные основы российской государственности. О причинах, мотивирующих нежелание элит привести правовые нормы в согласие с политической реальностью, уже говорилось в другом месте[3], и потому сейчас я хотел бы ограничиться акцентированием иных моментов: во-первых, затянувшееся пребывание российского федерализма в «серой» зоне политической неопределенности при сохранении его правовых основ позволяет считать его скорее живым, нежели мертвым; во-вторых, можно предположить, что этот полуживой институт в определенных обстоятельствах будет реанимирован.

Каковы эти обстоятельства и что при них будет происходить? Прежде всего, будущее отечественного федерализма теснейшим образом переплетено с перспективами политической конкуренции. Федеративная полития представляет собой площадку непрерывного торга, вовлекающего столичные и местные элиты. Первейшим его условием можно считать само наличие региональной политической элиты как самостоятельного и дееспособного актора. Но в современной России эта предпосылка отсутствует, поскольку упразднение выборности губернаторов и переход к пропорциональным принципам комплектования региональных парламентов резко ограничили пространство политического маневра, доступное местным политикам. Искусственное слияние элит и подмена былого разнообразия их интересов заботливо культивируемым единомыслием общенационального «служилого класса» радикально девальвируют ценности федерализма: «Интенсивная межэлитная диффузия, совмещение и интеграция функциональных элит создают все условия для вырождения федеративных моделей»[4]. Исходя из того, что незаменимой основой упомянутой монолитности в нынешней России выступает беспрепятственное и обильное извлечение сырьевой ренты, можно предположить, что желанный раскол внутри нашей элиты - единственный шанс для российского федерализма - станет возможным только с падением мировых цен на энергоносители.

Повторение пройденного

Такая ситуация вполне допустима, и, несмотря на то, что временные рубежи здесь неясны, уже сегодня можно предвидеть ее воздействие на российский федерализм. Первое обстоятельство, которое обращает на себя внимание, заключается в том, что в процедуру внезапно открывшегося федеративного торга будут втянуты политики, не обладающие навыками демократической состязательности. Жестко регулируемое обновление губернаторского корпуса, запущенное Владимиром Путиным в 2004 году под предлогом трагедии в Беслане, привело к тому, что на смену прежним главам регионов, порой неоднократно проходившим испытание выборами, пришли политики-назначенцы, которые никогда и никуда не избирались. К началу 2010 года они уже составляли большинство среди глав субъектов федерации. Разумеется, эти люди не слишком хорошо представляют себе, что такое демократическая легитимность. Соответственно, внезапно попав в ситуацию, когда с бывшим кремлевским начальством можно и нужно будет торговаться и спорить, они неизбежно подойдут к ведению торга как к бюрократическому, элитарному, закрытому действу, не отягощенному значимым общественным участием. Это, в свою очередь, означает, что, скорее всего, с началом новой перестройки место демонтируемой «вертикали власти» займет не подлинный федерализм, опирающийся на свободное и демократичное волеизъявление граждан, отражающееся в ответственном поведении элит, а уже знакомая нам по 1990-м годам отечественная разновидность «исполнительного федерализма».

Что представлял собой этот интересный феномен? Термин «executive federalism» был предложен канадским исследователем Рональдом Уоттсом, обратившим внимание на то, что формирование федерации в Канаде, которое состоялось в XIX столетии, шло сверху, а публику не привлекали даже к обсуждению вопроса о самой ее целесообразности[5]. В итоге канадские политические элиты договорились тогда о конструировании федеративного государства, наделенного выраженными унитарными чертами и до сих пор остающегося одной из наиболее централизованных федераций современного мира. Огромную роль в ее функционировании играет постоянно действующая конференция премьер-министров - закрытый клуб, в стенах которого глава канадского правительства и руководители провинций решают наиболее острые спорные вопросы. Парламентской трибуне, напротив, в этом отношении отводится роль малозаметная и второстепенная.

Не трудно представить, как подобная практика, и без того критикуемая за дефицит демократичности, могла выглядеть в России недавнего прошлого. В отечественной вариации «исполнительный федерализм» позволял элитным группировкам - по крайней мере, до прихода Путина - вести торг по ключевым вопросам государственной жизни, во-первых, не обращая внимания на конституционные нормы; во-вторых, отодвигая на задний план представительные органы власти, и, в-третьих, избегая контроля со стороны гражданского общества[6]. Его совокупным итогом стала обширная деформация федералистских принципов на российской почве - так называемый «парад суверенитетов», - весьма облегчившая дискредитацию федерализма после ухода Бориса Ельцина. Впрочем, с выстраиванием властной вертикали эта практика фактически сохранилась, хотя и с принципиальной новацией: среди лиц, которые представляют российские регионы, теперь нет политиков, избранных народом. И от грядущего «пробуждения» федерализма в данном отношении можно будет ожидать лишь возвращения к идее выборности губернаторов - но не радикальных перемен в стилистике их взаимоотношений с центром.

Иными словами, если предположить, что политическая модернизация в России все-таки состоится, а федерализм из фигуры речи превратится в живую реальность, то ожидать от этой реальности совершенства нет никаких оснований. Опция межэлитного торга, внезапно открывшись, конечно же, незамедлительно будет использована, но традиционно инструментальный и подчиненный характер регионального лидерства в России скажется на этой процедуре самым негативным образом. Прежде всего, это будет торг без устоявшихся правил и рамок, потому что люди, привыкшие быть подчиненными и вдруг осознавшие, что «начальство ушло», просто не смогут разговаривать с федеральным центром как-то иначе. Но для федеративного союза нет ничего более опасного, чем это. Недостаточная институционализация торга превращает его в дебаты без берегов, в ходе которых теоретически под сомнение может быть поставлен любой аспект федеративного дизайна - вплоть до целесообразности самого сохранения союза[7]. Как справедливо и не раз отмечалось, именно таким оказался казус СССР. Генеральная ревизия площадок, на которых прежде происходил торг между советским центром и советской периферией, - а он, несомненно, имел место, несмотря на тоталитарную природу государства, - привела к тому, что место коммунистической партии заняли ранее не задействованные, «спящие» политические структуры. В итоге «открылась возможность для глобального переосмысления не только прерогатив составных частей союзного государства, но также институтов, связующих его составные части между собой и с федеральным центром»[8], что и явилось непосредственной причиной распада Советского Союза.

Торг без правил

Важно иметь в виду и то, что грядущая реанимация федерализма, как и в 1990-е годы, будет происходить при отсутствии стабильной и прочной партийной системы. Поскольку политическое «размораживание» обернется неминуемым разложением прежней правящей верхушки и общественной дискредитацией партий, представляющих ее интересы сегодня, а в партийном строительстве воцарится хаос, типичный для перехода от социальной спячки к бодрствованию, ключевые политические игроки довольно долго не будут ощущать на себе дисциплинирующего воздействия устоявшихся партий. Это время станет наиболее рискованным для самого существования федерации, ибо в торге без правил сойдутся коалиции, жестко ориентированные на частный интерес и при этом почти лишенные стимулов принимать во внимание общее благо. Дело будет усугубляться и сложностью этнического состава российского населения: поскольку вертикаль власти есть по сути система организованного подкупа национальных республик, сбои в ее функционировании повлекут за собой расползание всей патронажной ткани. Кремль, из-за ухудшения экономической ситуации неспособный выполнять свои обязательства перед национальными элитами, фактически освободит их от былых уз лояльности, а иные центры поддержания государственного единства - в лице той же партийной сети, независимого суда, свободной прессы - не смогут противостоять центробежным тенденциям в силу своего зачаточного состояния или отсутствия.

Пренебрежительное отношение к выращиванию и неустанному совершенствованию институтов федеративной государственности, проявляемое нынешним руководством страны, выглядит особенно неразумным на фоне того, что национальные республики России по-прежнему обладают значительным потенциалом политической, а кое-где и военной, мобилизации населения[9]. В определенных обстоятельствах он может быть привлечен в качестве мощного ресурса нерегламентированного федеративного торга, причем подобное применение не пойдет федерации на пользу. И мы не должны успокаивать себя тем, что принятие каким-то экономически неразвитым и основательно дотируемым регионом курса на обособление от России экономически абсурдно, а потому невозможно. История второй половины XX века убедительно свидетельствует, что к сецессии ведут разные дороги, а богатые регионы отнюдь не самые активные раскольники - их значительно перевешивают регионы бедные, причем как в развитом, так и в развивающемся мире. Вот наблюдение одного из самых проницательных исследователей современных этнических конфликтов:

«…в момент принятия решения о сецессии экономические интересы элит и масс расходятся. В то время, как региону в целом предстоит пострадать в случае отделения, образованные элиты должны выиграть от создания нового, хотя и бедного, государства. […] Сецессия создает новые позиции, сокращая число претендентов на них. Поэтому передовые сегменты отсталых групп обычно не сопротивляются сепаратистским порывам, но возглавляют их»[10].

Разумеется, сказанное верно в отношении не только Африки, но и других традиционных - в частности, северокавказских - социумов, где «другой человек является либо кровным родственником, либо недругом, а посреднические звенья в виде, например, гражданского общества, отсутствуют»[11].

Решительно пересмотрев правила федералистской игры и не поменяв при этом ни единой буквы Конституции, сформированная Владимиром Путиным бюрократическая коалиция наглядно показала меньшинствам, что степень их автономии в России - предмет сугубого произвола федерального центра. Нет сомнения, что из-за этого в глазах многих республиканских руководителей федералистские установления и принципы оказались дискредитированными; причем именно с этим ощущением национальные политические элиты, видимо, и встретят грядущее «пробуждение» федеративных институтов и возобновление федеративного торга. Дальнейшее не трудно себе представить:

«…недоверие к существующей модели федерализма провоцирует национальные меньшинства искать пути ослабить центр и, подгадав момент, в свою очередь потребовать изменения правил»[12].

Здесь уместно подчеркнуть еще раз, что такая заявка на пересмотр будет выдвинута в контексте, определяемом упадком центральной власти, отсутствием отлаженной партийной системы и немощью гражданского общества.

Нужен ли второй круг?

Учитывая все вышесказанное, нельзя не задаться вопросом: а заинтересована ли наша страна и ее граждане во втором пришествии федеративного образа правления? Упадок российской политической системы, продолжающийся уже десять лет и выразившийся в ее крайнем упрощении и все менее заметном обособлении политических учреждений друг от друга, явно делает нас неподготовленными к активации «спящих» положений Конституции России. Возобновление федеративного торга, эффективность которого теснейшим образом связана с прочностью демократии, в абсолютно недемократической среде может вызвать серьезные потрясения, последствия которых непредсказуемы. На мой взгляд, подобный подход встретил бы самое горячее понимание у многих представителей правящей ныне группы; неслучайно таким почитанием в ее рядах пользуется русский философ Иван Ильин, настойчиво и многократно доказывавший неприспособленность граждански отсталой России к приему федеративного лекарства. Разделяя эти предостережения, теоретически можно было бы предусмотреть изгнание федералистских принципов из российской Конституции - то есть коренную ревизию основного закона. Но, как бы этого ни хотелось, возможности покончить со спящим, пока он не проснулся, у российской элиты сегодня нет.

Главная причина состоит в том, что гипотетическое свертывание федерализма неминуемо обострило бы так называемый «национальный вопрос». В плане взаимоотношений этносов России в имперский период так и не удалось создать гомогенного государства-нации, а в советский период - сформировать целостную общность гражданского типа. Это обстоятельство, как справедливо отмечает Майкл Бёрджесс, наложило заметный отпечаток на русский федерализм и в советском, и в постсоветском его исполнении[13]. Оно резко сокращает количество опций, имеющихся в распоряжении тех, кто желал бы реформировать административно-территориальное устройство, постоянно склоняя к одному и тому же решению: к сочетанию территориальных и национально-территориальных начал в организации политического пространства страны. Даже «ресурсный империализм», оформившийся в путинские годы, не изменил здесь ничего - несмолкаемая державная и централистская риторика ничуть не приближает сосредоточенную на укрупнении субъектов реформу федерации, на которую режим, несмотря на свои прежние обещания, не в состоянии решиться и которая сегодня почти и не обсуждается. Иными словами, российский федерализм нельзя отменить - можно или мириться с ним, сжав зубы и пренебрегая его постулатами на практике, или совершенствовать его, добиваясь более внятной реализации его политического предназначения. Причем следует иметь в виду, что первый вариант делает страну заложницей неминуемого пробуждения «дремлющих» - до поры - федеративных институтов.

В отношении к федералистскому проекту проявляется патологическое отсутствие стратегического видения, присущего постсоветской элите России. Разумеется, эпоха первоначального накопления, которая, как представляется, еще и не закончилась, не способствует тому, чтобы мыслить столетиями; это вполне понятно и легко объяснимо. Но федерализм, реализуемый в этнически разнообразных и сложносоставных обществах, - сложный проект, требующий постоянной опеки со стороны ответственного политического класса. И если вы не решаетесь покончить с ним навсегда - а это, кстати, заслуживает всяческой похвалы, - то будьте готовы к его пробуждению. Параметры такой готовности задаются теснейшей взаимосвязью между федерализмом и демократией, в России зачастую оспариваемой, но, по моему убеждению, достаточно очевидной. Сегодня наилучшей подготовкой к выходу отечественного федерализма из режима standby стало бы целенаправленное формирование работоспособной партийной системы, поощряющей политическую конкуренцию и вместе с тем скрепляющей страну благодаря регулярному воспроизведению коалиций местных политиков, которые объединяются друг с другом сугубо из-за желания выиграть выборы. Несмотря на то, что в нынешней России термин «партия» ассоциируется с политической архаикой, более важного фактора выживания и воспроизводства федералистского этоса просто не существует.

«Если первейшей целью политических элит в демократическом государстве является победа на выборах и приход к власти, а политические партии выступают главным средством достижения этой цели, тогда партийная система должна играть ключевую роль в понимании не только демократии в целом, но и властных взаимоотношений внутри федераций в частности»[14].

Этот тезис американских исследователей в равной мере приложим и к устоявшимся, и к новым федерациям.

***

Выводы из всего вышеизложенного будут в основном грустными и вместе с тем обнадеживающими. Во-первых, нынешний авторитарный режим не может упразднить российского федерализма de jure, поскольку он востребован национальными меньшинствами, составляющими около 20% населения страны. Во-вторых, федеративные институты, пребывающие сейчас в состоянии анабиоза, неизбежно «проснутся», но, скорее всего, российское государство окажется не подготовленным к этому событию. В-третьих, ответственность за это ляжет на нынешнюю политическую элиту, ради собственных корыстных интересов жертвующую будущим государства. Наконец, в-четвертых, воспроизведение порочного цикла, реализуемого в амплитуде «парад суверенитетов - замораживание федерализма», продолжится до тех пор, пока правящий класс не смирится с неизбежностью федералистского сценария для России и не научится играть по его правилам. Альтернативы этому пути нет - по крайней мере, при условии сохранения нашего государства в его нынешних границах.


[1]Gibson E. Federalism and Democracy: Theoretical Connections and Cautionary Insights // Gibson E. (Ed.). Federalism and Democracy in Latin America. Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press, 2004. P. 9.

[2] Thelen K., Steinmo S. Historical Institutionalism in Comparative Politics // Thelen K., Steinmo S., Longstreth F. (Eds.). Structuring Politics: Historical Institutionalism in Comparative Analysis. New York: Cambridge University Press, 1992. P. 16.

[3] См. мою статью «Почему Россия останется федерацией» в: Захаров А.А. Унитарная федерация. Пять этюдов о российском федерализме. М.: Московская школа политических исследований, 2008. С. 113-139.

[4] Панкевич Н.В. Модели федеративного устройства: закономерности политической трансформации. Екатеринбург: Институт философии и права Уральского отделения РАН, 2008. С. 181.

[5] См., например: Watts R.L. Federalism: The Canadian Experience. Pretoria: HSRC Publishers, 1997. P. 23.

[6] Подробнее см.: Захаров А.А. E Pluribus Unum. Очерки современного федерализма. М.: Московская школа политических исследований, 2003. С. 51-54.

[7] См.: Filippov M., Ordeshook P., Shvetsova O. Designing Federalism: A Theory of Self-Sustainable Federal Institutions. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 78.

[8] Ibid. P. 92.

[9] См.: Казенин К. «Тихие» конфликты на Северном Кавказе: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. М.: Regnum, 2009.

[10] Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkeley: University of California Press, 1985. P. 238.

[11] Ibid. P. 62-63.

[12] Филиппов М. Федерализм, демократия и проблема «добросовестных обязательств» в отношении этнических меньшинств // Федерализм и этническое разнообразие в России / Под ред. И. Бусыгиной, А. Хайнеманна-Грюдера. М.: РОССПЭН, 2010. С. 63.

[13] См.: Burgess M. Between a Rock and a Hard Place: The Russian Federation in Comparative Perspective // Ross C., Campbell A. (Eds.). Federalism and Local Politics in Russia. Abingdon: Routledge, 2009. P. 42-43.

[14] Filippov M., Ordeshook P., Shvetsova O. Op. cit. P. 177-178.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

19:04 Орешкин предрек прекращение выплат долгов по кредитам россиянами в 2021 году
18:29 В России набирает популярность новый вид туризма
18:23 Metallica даст концерт в «Лужниках»
18:16 В КБР погибли двое альпинистов из Петербурга
18:01 Опубликован экзит-полы по выборам в верхнюю палату парламента Японии
17:40 В Японии назвали дату подписания мирного договора с РФ
17:07 Иранские власти отказались отпускать россиян с британского танкера
16:35 СМИ сообщили о смерти президента Туркменистана
16:08 В Петербурге арестован ударивший двух человек ножом пассажир
15:48 Глава Siemens назвал администрацию Трампа «лицом расизма»
15:14 Появилась запись разговора иранских и британских военных с танкером
14:42 Мэр Кунгура пожаловался на активистов из-за маек в защиту местной спецшколы
14:18 Зеленский предложил лишить депутатов неприкосновенности
14:04 Летевший в Прагу Boeing вернулся в Москву из-за пожара
13:55 Зеленский рассказал о будущем премьере
13:40 Журналисты сообщили об избиении в клубе из-за плаката с митинга 20 июля
12:34 В Амурской области дожди размыли федеральную трассу
12:09 Изнасиловавшие россиянку в Барселоне вышли на свободу
11:45 Иран назвал новую причину задержания британского танкера
11:35 Появилась информация об экипаже задержанного в Иране британского танкера
11:07 На Сахалине за драку отправлен в отставку замглавы правительства
10:49 СК завел дело против бывшего страховщика МВД
10:29 В Подмосковье мужчина расстрелял своих соседей во время ссоры
10:12 Кандидаты в МГД предложили Собянину встречу
09:55 Великобритания собралась ввести санкции против Ирана после задержания танкера
09:26 Под Брянском при пожаре в доме престарелых погибли люди
09:10 На Украине стартовали досрочные выборы в парламент
20.07 18:54 Роспотребнадзор начал проверку после видео с полуголыми сыроварами
20.07 18:34 В Мосгоризбиркоме прокомментировали выступление Навального на митинге
20.07 18:19 Британский МИД вызвал иранского представителя после задержания танкеров
20.07 17:59 На Украине в «день тишины» завели девять уголовных дел
20.07 17:45 После критики Путина губернатор отчитался о выплатах из-за паводка под Иркутском
20.07 17:20 МВД Украины привлекло авиацию для поддержания порядка на выборах
20.07 16:55 SSJ-100 сел во Владивостоке c поврежденным стеклом в кабине пилотов
20.07 16:25 Российские авиакомпании увеличат количество чартерных рейсов
20.07 15:55 Навальный призвал митингующих выйти к мэрии Москвы
20.07 15:39 В «Слуге народа» определились с кандидатурой на пост председателя Рады
20.07 15:24 Дипломаты не смогли связаться с моряками РФ на задержанном судне в Иране
20.07 14:57 Федерация бокса России оплатит лечение Дадашева после боя в США
20.07 14:37 Митинг на проспекте Академика Сахарова в Москве собрал около десяти тысяч человек
20.07 14:19 На Ямале сошел с рельсов грузовой поезд
20.07 13:55 Правительство согласилось пойти на встречу родственникам заключенных
20.07 13:45 Чрезвычайный комитет Великобритании предостерег от захода в Ормузский пролив
20.07 13:20 Полиция зафиксировала более 600 нарушений перед выборами в Раду
20.07 12:57 Суд отправил под арест первого замначальника УФСИН по Самарской области
20.07 12:43 Грузинский канал вернет в эфир оскорбившего Путина ведущего
20.07 12:21 Власти одобрили создание портала с данными всех россиян
20.07 11:59 Врач оценил достоверность «состаренных» снимков в FaceApp
20.07 11:39 Минпромторг предложил перестать считать пиво алкоголем
20.07 11:11 В SpaceX объявили дату запуска корабля Dragon к МКС
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.