19 марта 2019, Вторник, 22:27
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 сентября 2010, 17:54

Железнодорожная вода

В последнее время СМИ стали все больше говорить о Лужкове, особенно ругать и желать ему отставки. Это объяснимо: Лужков — глава самого богатого региона с триллионным бюджетом, мэр города, в котором и живет большинство журналистов федеральных СМИ. Однако Москва и Лужков — не центр мира. Есть в России еще одно учреждение обладающее триллионным бюджетом и с которым так или иначе сталкиваются не только телерепортеры и политические аналитики, но и практически все россияне. Это Российские железные дороги. Железные дороги в России со времен министра путей сообщения Витте были государством в государстве, вещь в себе. Свои институты, свои научные центры, свои законы, свои генералы (кто-нибудь знает, что во время войны в Советском Союзе были инженер-лейтенанты движения, директор-полковники пути и строительства и вице-генерал-директора путей сообщения II ранга?). Поэтому и повышенный интерес к РЖД оправдан, также как и интерес к происходящему в стенах мэрии Москвы.

Вчера, например, посол Украины на встрече с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко заявил, что Москву и Киев может в будущем связать «Сапсан». Пока что такие поезда ходят между Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом, в ближайших планах — запуск аналогичного состава из Северной столицы в Хельсинки. Сразу вспоминаются давние споры о высокоскоростном движении в России. С одной стороны, оно несомненно нужно. Западноевропейские, да и Восточноазиатские страны уже изрезаны такими железными дорогами, в России больше 200 км/ч поезда ездят только из Москвы в Петербург и Нижний. Киев — как раз хороший кандидат на запуск быстрого поезда. Из Москвы к черноморским курортам ехать так или иначе нужно будет долго, как минимум ночь, и чем покупать дорогие билеты на скоростные поезда проще уж долететь на самолете. А вот до Киева сегодня обычные поезда едут около 13 часов, а быстрый «Столичный экспресс» 9,5 часов. Сократить путь в два раза до 4-5 часов — благое, кажется, дело.

Но есть пара вопросов. Во-первых, граница. Сейчас на нее уходит около часа времени, чтобы сократить время стоянки, придется видимо создавать специальный пограничный полк, по аналогии с уже созданным в Петербурге для проверки пассажиров скоростных поездов в Хельсинки. Во-вторых, качество пути. «Сапсан» в теории может развивать скорость до 350 км/ч, однако в реальность едет со скоростью 220 км/ч лишь небольшой участок пути. Дело в том, что отечественные рельсы не предназначены для скоростных поездов, вдобавок нигде пока не выделено под них отдельных путей. В Европе скоростным поезд считается только тогда, когда он едет по специально построенному пути. Пассажиры «Столичного экспресса», самого быстрого поезда из Москвы в Киев, и сегодня могут чувствовать, мягко говоря, сильную тряску на некоторых участках. Что будет, если запустить «Сапсан», сложно даже представить. Модернизация пути — занятие дорогое. Но для скоростного движения однажды придется прокладывать специальные рельсы — а это очень дорогое занятие.

Тут можно с обсуждения скоростного движения перейти на обсуждение тарифов. Не так давно стало известно, что РЖД собирается увеличить тариф за проезд в подмосковных электричках в полтора раза — с 16,5 до 25 рублей за зону. Штрафы для зайцев железнодорожники хотят увеличить на порядок — до 60-80 евро (2 — 3 тысячи рублей). РЖД можно понять. Тарифы устанавливаются государством, Центральная пригородная пассажирская компания, которая и занимается организацией движения электричек, РЖД принадлежит меньше чем 50% акций, еще по 25% и одной акции у правительств Москвы и области. Понятно, что ЦППК не окупает свою деятельность, понятно что ее должны датировать владельцы, но Московская область этого делать почти не может — в результате кризиса регион был практически в предбанкротном состоянии; самой РЖД и так приходится спонсировать дальнее пассажирское сообщение за счет грузовых перевозок; федерация дотаций не дает, у Москвы на всех денег не хватит; вот и приходится повышать тарифы.

Тут можно перейти к третей теме, тоже вечно актуальной: приватизации РЖД. Реформы РАО ЕЭС и РЖД стартовали примерно одновременно. РАО ЕЭС больше нет, основная часть энергоактивов в руках частных владельцев, РЖД — все еще акционерное общество со 100% долей государства. Чтобы тарифы не повышались нужна конкуренция. Естественная монополия — РЖД — противостоит конкуренции по своей природе. Железные дороги — очень сложный организм, и государственным контролерам практически невозможно проверить правильно ли расходует компания свой бюджет. Чтобы продать компанию по частям, нужно сделать ее привлекательной для инвесторов. Чтобы инвесторы захотели вложиться, им нужно знать что происходит, нужна открытость, прозрачность, понятность доходов и расходов. А до этого РЖД еще очень далеко. Железнодорожники с удовольствием построят еще десять скоростных магистралей, создадут поезд который доедет в Петербург за 2 часа, но не позволят в своем хозяйстве копаться непонятным наемным менеджерам, которые даже МИИТа не заканчивали — потому что от столетней традиции замкнутости просто так не отказаться. Но очень недешевые российские поезда и электрички заставляют надеяться: однажды и железная дорога получит своего Чубайса.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

22:05Росстат подсчитал наедающихся на ночь россиян
21:53Путин назвал Су-57 лучшим самолетом в мире
21:36В аэропорту иранской столицы загорелся лайнер с пассажирами
21:22Египет впервые с 2013 года повысит сбор за выезд из страны
20:53Суд обязал жительницу Коми опровергнуть обвинения в адрес местной колонии
20:42«Газпром» сообщил о росте просроченных долгов за газ в России
20:16Трамп поддержал вступление Бразилии в НАТО и ОЭСР
19:46Вдова знаменитого хоккеиста Тюменева осуждена за мошенничество
19:30Во Франции выдан ордер на арест экс-главы ВФЛА Балахничева
18:53Глава Мурманской области попросила Кремль об отставке
18:39Премию Абеля впервые получила женщина
18:22Губернатор Челябинской области попросился в отставку
17:47Назарбаев провел переговоры с Путиным до объявления об отставке
17:15Минфин заявил о намерении провести масштабное сокращение госслужащих
17:00У людей обнаружили подсознательную чувствительность к магнитному полю Земли
16:43Ипотечные каникулы распространят на уже выданные кредиты
16:09Назарбаев ушел в отставку
15:24В Нидерландах нашли подтверждение террористической атаки в Утрехте
15:20Стартует седьмой сезон Международной детской социальной программы «Футбол для дружбы»
15:15Выращенный в лаборатории мини-мозг самостоятельно связался с мышцами
15:06В Турции соединили морскую и наземную части «Турецкого потока»
14:42Лишенная детей екатеринбурженка обратилась в ЕСПЧ
14:00В центре Москвы студент совершил суицид
13:31Журналистка «Коммерсанта» заявила о ее увольнении из-за публикаций в Telegram
12:57В Ленинградской области студента задержали после его обещания расстрелять колледж
12:21«Аэрофлот» начнет продавать билеты без багажа
12:04В Подмосковье семь человек отравились бытовым газом
11:32Полицейские задержали еще двух человек после стрельбы в Утрехте
11:09Москва покинула сотню самых дорогих городов мира
10:34В ГД внесли законопроект о возвращении к переводу часов
10:02В центре Москвы из галереи украли несколько картин
09:40В США затопило базу с самолетом «судного дня»
09:39Австралийский баран сэр Фредди произвел потомство спустя десятки лет после смерти
09:08В Японии запретили применять физическое наказание к детям
08:53Умер Марлен Хуциев
00:55Экс-президента Перу задержали за пьянство в американском ресторане
00:52Часть Каракаса осталась без света из-за взрыва на электроподстанции
00:32Рогозин пообещал подстраховать NASA на случай неудач с ракетами
00:23СМИ: IPO «Совкомфлота» опять отложено
00:11Обвиненный в контрабанде наркотиков американец освобожден из СИЗО в Москве
18.03 23:48Украина выразила протест по поводу поездки Путина в Крым
18.03 23:19В хабаровском правительстве прошли обыски по «лесному делу»
18.03 23:08Пентагон запросил почти 23 млрд долларов на разведку
18.03 22:42В крови умершей свидетельницы по делу Берлускони найдены кадмий и сурьма
18.03 22:25В Госдуме предложили разрешить полиции предостерегать граждан
18.03 21:35Глава чеченского «Мемориала» приговорен к четырем годам колонии
18.03 21:11Полиция Утрехта задержала устроившего стрельбу в трамвае мужчину
18.03 20:57Россия признала новое название Республики Македония
18.03 20:42Уволенный из «Росгеологии» Горринг лишился еще одной должности
18.03 20:18СМИ узнали причины расстрела пассажиров трамвая в Утрехте

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.