20 июля 2019, суббота, 18:49
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Лекции
хронология темы лекторы

Почему российские университеты не станут лидерами мировых рейтингов?

18 октября 2012 г. (четверг) в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» выступил Михаил Соколов, кандидат социологических наук, доцент факультета политических наук и социологии Европейского университета в СПб.

Тема лекции: Почему российские университеты не станут лидерами мировых рейтингов?

«Публичные лекции "Полит.ру"» проводятся при поддержке:

Российская венчурная компания

 

Короткая аннотация: Лекция Михаила Соколова будет состоять из двух частей. Первая, более короткая, будет посвящена устройству основных мировых рейтингов (ARWU, QS и Times) и их критике, связанной, прежде всего, с преимуществами, которые в них получают англоязычные страны и старые университеты, специализирующиеся на фундаментальных исследованиях в естественных науках. Основная проблема для российских вузов, однако, состоит не в том, что они дискриминированы используемыми при составлении рейтингов техническими процедурами. Как показывает опыт, некоторым странам в сходных условиях удается с этими сложностями справиться. Более важно то, что рейтинги подразумевают эталонную модель исследовательского университета, которая не соответствует основному направлению развития российских вузов – включая провозглашенные национальными исследовательскими – на протяжении последних 20 лет. Развитию этого тезиса будет посвящена вторая часть выступления. 

Подробная ннотация:

Это выступление будет состоять из двух частей. Первая, более короткая, будет посвящена устройству основных мировых рейтингов (ARWU, QS и Times) и их критике, связанной, прежде всего, с преимуществами, которые в них получают англоязычные страны и старые университеты, специализирующиеся на фундаментальных исследованиях в естественных науках. Основная проблема для российских вузов, однако, состоит не в том, что они дискриминированы используемыми при составлении рейтингов техническими процедурами. Как показывает опыт, некоторым странам в сходных условиях удается с этими сложностями справиться. Более важно то, что рейтинги подразумевают эталонную модель исследовательского университета, которая не соответствует основному направлению развития российских вузов – включая провозглашенные национальными исследовательскими - на протяжении последних 20 лет. Этому развитию будет посвящена вторая часть выступления. Модель исследовательского университета развивается на протяжении примерно 150 лет. Она начинает формироваться как незапланированное следствие прусских реформ начала XIX столетия. «Гумбольдтовский» университет был с большими искажениями воспроизведен в США в 1870-х-1890-х годах, однако несовершенная копия оказалась в некоторых отношениях существенно эффективнее оригинала. Вся система пережила экспансию в 40-х-60-х годах ХХ века, связанную с рождением «большой науки», которая закрепила лидерство за группой университетов, лидирующих в фундаментальных исследованиях.

Отличительные особенности исследовательских университетов англо-американского образца как организаций включают в себя: (а) стратегическое руководство со стороны аутсайдеров (попечители), назначающих высший менеджмент; (б) основную экономическую опору на исследовательское финансирование, доходы от целевого капитала и пожертвования, которые делают университеты сравнительно независимыми от запросов студентов; (в) работа преподавательского состава по контрактам с фиксированными финансовыми условиями и его высокую мобильность, происходящую за счет исследовательской репутации; (г) научные достижения как главный способ саморекламы университета и утверждения им своего статуса в публичном пространстве; (д) на фоне этого – межуниверситетскую конкуренцию как основной источник динамики всей системы. Академический мир, политическая экономия которого построена по этим правилам, принуждает всех своих обитателей бороться за признание в свое дисциплине, предоставляя им, при этом, все наличные ресурсы. Несмотря на отсутствие избираемости руководства, исследовательский университет – это университет профессоров и для профессоров.

Ни одна из этих особенностей не встречается нам в российском высшем образовании. Во-первых, за счет избираемости администраторов и прямой зависимости личных доходов от доходов университета, основная логика поведения российского университета – это логика поведения коммерческой, а не некоммерческой, организации. Институционально, университеты устроены так, что способны проедать ресурсы, которые иначе могли бы быть вложены в развитие. Во-вторых, основным источником доходов для университетов являются студенты – как источник прямой платы за обучение, правительственных субсидий и неформальных платежей. Несмотря на широкое, по мировым меркам, коллегиальное самоуправление, российские университеты – это университеты студентов и для студентов (имеются в виду студенты бакалавриата). Запросы студентов определяют направления развития университетов. При этом, в-третьих, эти запросы по большей части отчетливо ориентированы на использование университетского образования или как средства классового воспроизводства за счет членства в эксклюзивном клубе, или как миграционной стратегии, но не на приобретение человеческого капитала.

Исследовательские достижения преподавателей мало релевантны для большинства специальностей как средство саморекламы (хотя наши исследования демонстрируют некоторые отрадные исключения). В-четвертых, преподавательская мобильность низка, что делает лояльность коллективу и политические механизмы, а не генерацию признания в дисциплине, основным средством карьерного продвижения.

Увеличение государственного финансирования с середины 2000-х годов сопровождалось попытками министерства инициировать создание исследовательских университетов сверху. Успех эксперимента, однако, под большим вопросом. С одной стороны, министерство не решалось принять модель исследовательского университета со всеми ее темными сторонами, в частности, массовым пренебрежением образовательными функциями. В обычной технократической манере оно пыталось обеспечить единообразие образовательных программ, их унифицированное качество и ориентацию на специфическую карьеру. Это создавало дополнительную бюрократическую нагрузку, существенно снижавшую привлекательность университетов для той группы, которая могла бы сделать их «исследовательскими», а также затрудняло создание «точек роста» внутри отдельного факультета. С другой стороны, министерство вкладывало непропорциональные средства в поддержку назначенных лидеров, причем выбирало в качестве таковых университеты в целом, а не факультеты или специальности.

Это решение было неудачным по нескольким причинам. Во-первых, оно делает ответственными за внутриорганизационные реформы ректоров, полномочия которых в нынешней системе университетского управления существенно ограничены в ключевых точках традиционными вольностями академических коллективов. Во-вторых, оно переносит конкуренцию, которую призвано стимулировать, с уровня реального принятия кадровых решений (кафедра, факультет) на более высокий уровень, на котором их все равно невозможно принять рационально. В-третьих, оно создает заведомо непреодолимый разрыв между избранными университетами и всеми остальными – вместо того, чтобы поощрять конкуренцию, подрывает ее на корню. В результате программа национальных исследовательских университетов в значительной степени лишь укрепила советскую модель «головных вузов» с оттенком элитарных колледжей. В качестве примера противоположной и, видимо, более успешной стратегии можно назвать программу мегагрантов.

 

См. также:

 

Видеозапись лекции

* * *

Афиша лекций на октябрь 2012 года

Алфавитный список лекторов Публичных лекций

Чтобы подписаться на рассылку лекций, отправьте письмо на public-lectures-ON@polit.ru. Пришедшее письмо с запросом подтверждения отошлите обратно. И все, вы подписаны на рассылку.

Чтобы в любой момент отписаться от рассылки, надо отправить письмо на public-lectures-OFF@polit.ru.

Лекция состоялась 18 октября 2012 года (четверг) в 19-00 в кафе ZaVtra (бывшие "ПирО.Г.И. на Сретенке"). Адрес: Москва, ул. Сретенка 26/1 (м. "Сухаревская"). Схема проезда. Вход бесплатный. Телефон для справок: +7 495 787-11-62.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
Подпишитесь
чтобы вовремя узнавать о новых спектаклях, публичных лекциях и других мероприятиях!
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.