В понедельник днем в Тверской области на трассе «Москва-Петербург» М-10 вновь образовалась пробка, сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на очевидцев. Водитель Александр Толстой рассказал агентству, что он уже несколько часов стоит на трассе рядом с Тверью.
«Не знаю, как там на самом деле, но вот по рации с другими водителями общаюсь, стоят все, а это приблизительно 40 километров», — сообщил он. Всему виной стала сломавшаяся фура, вытащить которую пока не получается. Другой очевидец — Любовь Солнечная рассказала, что она встала в пробку за Тверью, не доезжая Торжка.
Между тем, утром 3 декабря ГИБДД отчиталась, что движение транспорта по автодороге «Москва - Санкт-Петербург» (трасса М10 «Россия»), где последние трое суток наблюдался затор, осуществляется без перебоев. Поток кое-где замедляется до 30 км/ч, в этой связи водителям, которые едут в сторону Санкт-Петербурга, было рекомендовано ехать в объезд трассы М-10 «Россия» по М-9 «Балтия».
Всего, по официальной информации, с 30 ноября по 2 декабря в пробке на участках федеральной трассы М-10 «Россия» в Тверской и Новгородской областях стояли более 4 тысяч грузовиков. Движение было затруднено или нарушено на 191 километре трассы. Данных о пострадавших нет.
Конец света начался
Все началось днем 30 ноября, когда из-за обильных снегопадов в Твери была объявлена чрезвычайная ситуация и ГИБДД перекрыла въезд в Тверь по М-10 со стороны Москвы. Тяжело груженые фуры не могли преодолеть нерасчищенные дороги. Буксуя в снегу, они колесами превращали снежную кашу в ледяной настил и «намертво» вставали на узкой двухполосной трассе.
Вскоре трасса уже полностью стояла с северо-западного направления в Торжокском, Спировском и Вышневолоцком районах. Через несколько часов движение в Тверской области остановилось в петербургском направлении. Одновременно были отменены все автобусные маршруты из Твери — как в Москву, так и в Санкт-Петербург.
Чтобы не усугублять многокилометровые заторы в Тверской области, ГИБДД решила временно остановить движение большегрузного автотранспорта в сторону Москвы на границе Новгородской области. Протяженность колонны остановленных грузовиков в пятницу днем составляла 56 километров — от населенного пункта Едрово Валдайского района до населенного пункта Ярынья Крестецкого района.
Теперь понятно, почему Наполеон и Гитлер проиграли войну
К вечеру снегопад и метель, как и ожидали синоптики, только усилились, и водителям стало очевидно, что ночь придется провести в машинах. Как сообщали в Главном управлении МЧС России по Тверской области, для попавших в западню водителей был организован подвоз горячего питания и топлива, а также определены места обогрева и медицинского обеспечения.
Между тем, среди водителей быстро начала распространяться паника. Некоторые пытались вручную разобрать металлические ограждения, чтобы повернуть обратно.
Лишь утром 1 декабря автомобили начали постепенно двигаться в сторону Москвы. Днем в Тверь начали пропускать идущие с северо-запада грузовики с продовольствием. В ГУ МЧС России по Тверской области позже заявили, что это стало возможно благодаря слаженным действиям спасателей и других оперативных служб, а также руководства Тверской области и муниципальных образований.
Ближе к ночи вереница автомобилей, в основном состоящая из тяжелых грузовиков, наконец, тронулась в сторону Санкт-Петербурга. Сплошная длина колоны при этом составляла не менее 50 километров. Около полуночи в МЧС заявили, что движение автомобилей по трассе М-10 «Россия» в Тверской области частично восстановлено в обе стороны, полностью ситуация должна стабилизироваться к утру 2 декабря.

Между тем, 2 декабря водители в социальных сетях начали сообщать, что с вечера пятницы им удалось проехать в сторону Санкт-Петербурга лишь 7 километров. «В пятницу как встали в половину третьего, так и стоим. Никаких машин ЖКХ, все обманывают, они говорят, что все сделали, но мы до сих пор стоим», — приводит слова водителя «Русская служба новостей». Водители также сообщили, что помощь МЧС не доходит до водителей и у них нет ничего — ни еды, ни воды. При этом купить хлеб и воду в окрестных магазинах невозможно, а на продукты быстрого приготовления цены завышены в несколько раз.
По оценкам очевидцев, пробка на М-10 утром в субботу превышала сто километров. Застрявший в пробке водитель рассказал «Интерфаксу», что, судя по переговорам водителей фур по рации, затор растянулся как минимум на 200 километров: из Москвы автомобили попадают в пробку в Клину, а выезжают из нее только в Торжокском районе Тверской области.

Водители во встречном направлении в свою очередь подтвердили, что движение в сторону Москвы началось около 9 утра, однако поток машин постоянно останавливается по различным причинам. В МЧС позже пояснили, что сотрудники ГИБДД планово приостанавливают движение для прохода снегоуборочной техники, однако эти остановки не превышают 30 минут.
Некоторая информация стала приходить от волонтеров, которые занялись сбором воды и еды для водителей, застрявших в пробке на трассе. Так, добровольцы из тверского поискового отряда «Сова» создали специальную группу в «ВКонтакте». «Люди, находящиеся в дорожном плену уже третьи сутки, нуждаются в продуктах, воде и горячей пище. Добровольцы собираются отправиться на помощь к водителям на личных автомобилях», — сообщали участники группы. Они также отмечали, что патрули ДПС по мере возможности оказывали помощь волонтерам.
Мы героически преодолеваем трудности и никому об этом не говорим
Как сообщает Управление ГИБДД Тверской области, в отношении компании ДЭП-75, обслуживающей некоторые участки трассы М-10, возбуждено 10 административных дел. Представителей дорожных служб и руководителей на местах ранее раскритиковал глава министерства по чрезвычайным ситуациям Владимир Пучков. Накануне он совершил облет на вертолете Тверской и Новгородской областей, а также имел беседу с премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Одним из недочетов ответственных лиц глава ведомства назвал то, что застрявших водителей своевременно не информировали о ситуации.

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт со своей стороны пояснил, что пробка возникла из-за сильного снегопада и ДТП, к месту которого слишком долго не приезжали полицейские. «За трое суток выпала месячная норма осадков, дорожные службы работали в усиленном режиме и справлялись, пока не произошло ДТП», - рассказал он в интервью РИА Новости.
Роман Старовойт также указал на отсутствие координации в деятельности служб. «Необходимо проверить еще раз готовность дорожных служб. Мы героически преодолеваем трудности и никому об этом не говорим. Надо заранее предоставлять информацию населению, предлагать пути объезда и активно работать со СМИ и ГИБДД», — подчеркнул глава Росавтодора.
Во время снегопада дороги и тротуары можно не чистить
В пятницу мэр Москвы Сергей Собянин пригрозил «безбожно штрафовать» коммунальщиков за плохую уборку дворов от снега. Об этом, по информации РИА Новости, глава города заявил на снегоплавильном пункте на Шелепихинской набережной. Сергей Собянина отметил, что он понимает, что основные усилия направлены на уборку магистралей. В этой связи для наведения порядка во дворах градоначальник посоветовал мобилизовать дополнительные ресурсы.
29 и 30 ноября, по данным сервисов «Рамблер» и «Яндекс», загруженность столичных дорог оценивалась в девять баллов из 10 возможных. А на МКАДе, который 29 ноября едва не замкнулся в сплошном заторе, пробки не спадали всю ночь. Кроме того, из-за непогоды в московских аэропортах были задержаны сотни рейсов.
Между тем, 29 ноября этого года арбитражный суд Петербурга постановил, что до окончания снегопада управляющие компании и иные организации, обслуживающие тротуары, дороги и дворы, могут даже не начинать уборку, а для фиксации снежных сугробов проверяющие должны использовать специальные средства измерения. Суд апеллировал к действующему технологическому регламенту и ГОСТу, определяющему нормативные требования к содержанию улиц. Так, автомобильные дороги категории «В» (к которым относится большинство проезжих дорог Петербурга) подлежат уборке от снега в течение пяти часов после окончания снегопада.
Справка: Сильный снегопад пришел в Центральную Россию вечером 28 ноября. С начала осени на большей части этого региона держалась плюсовая температура и шли частые дожди. Однако уже 29 ноября здесь выпало 30 сантиметров осадков, что является шестой частью от всей зимней нормы. Снегопады сопровождались порывистым ветром и понижением температуры, местами доходящим до минус 7. Метель продолжалась почти двое суток, чего старожилы не помнят как минимум 50 лет. Больше всего досталось Тверской, Московской и Рязанской областям. Штормовое предупреждение было получено во Владимире и Калуге, а в Иванове и Ярославле прошел ледяной дождь. По прогнозам синоптиков, обильное выпадение снежных осадков, наблюдаемое в столичном регионе в конце ноября-начале декабря, за зиму повторится восемь раз.
Даешь российским дальнобойщикам зимнюю резину!
Тема чрезвычайного затора на трассе М10 «Россия» в понедельник обсуждалась на встрече премьер-министра России Дмитрия Медведева с его заместителями. Вице-премьер Дмитрий Рогозин причинами затора назвал неудовлетворительное состояние дорожного сообщения между двумя столицами, а также неэффективную работу дорожных служб. При возникновении подобного рода ситуаций в будущем вице-премьер предложил использовать армейские подразделения, как это делают, в частности, в Европе.
Дмитрий Медведев, в свою очередь, сообщил, что уже поручил правительству проработать вопрос об использовании инженерных подразделений Вооруженных сил для ликвидации подобных заторов. «Давайте эту возможность тоже проработаем», — сказал он.
Глава правительства также поддержал предложение Дмитрия Рогозина об обязательной замене летних шин на зимние в холодное время года. По его мнению, для устранения проблем, возникающих из-за несвоевременной замены покрышек, есть смысл установить соответствующие обязательства на законодательном уровне. При этом, премьер подчеркнул, что в России есть и летние регионы, но большегрузные машины, пересекающие территорию страны в холодное время года, должны быть оборудованы «зимней резиной», а некоторые тяжелые машины должны быть оснащены еще и цепями.
Дорога М10 перегружена сверх всяких разумных пределов

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин в интервью «Полит.ру» прокомментировал ситуацию с транспортным апокалипсисом на трассе «Москва-Петербург». По мнению эксперта, коллапс, в первую очередь, обнаружил проблему нашей национальной транспортной системы. «Дорога М10 перегружена сверх всяких разумных пределов. Она всегда была перегружена, но ситуация особенно обострилась после запуска «Сапсана». Из-за него сняли грузовое движение. Значительная часть грузоотправителей отказалась от обходных путей и стали гнать грузовиками. И вот, что из этого вышло», – считает Михаил Блинкин.
Наш собеседник признал, что снег в этот раз выпал действительно аномальный, и винить во всем дорожные службы несправедливо, подобные ситуации встречаются и на хороших дорогах в других странах мира. Однако, кое-какие выводы сделать все-таки стоит. По мнению Михаила Блинкина, нужно функциональное разделение путей сообщения на ключевых направлениях, как это делается в развитых странах. «У них есть рельсы для скоростного и пассажирского движения, есть для грузового трафика и для пригородного. У нас же - одни пути. И приводит это к загруженности уже автомобильных дорог», – заключил собеседник «Полит.ру».

Проректор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Павел Поспелов, в свою очередь, предлагает оснастить ключевые трассы перехватывающими парковками, на которые, в случае приближения непогоды, можно заранее загонять большегрузный транспорт. В интервью «Полит.ру» он высказал мнение, что дорожные службы в нынешней ситуации сработали плохо.
Подобные проблемы вполне предсказуемы, а значит, надо было заранее предпринимать действия, чтобы последствия не были такими серьезными. Поспелов, в частности, упомянул химические методы борьбы со снегом, которые также можно было применять эффективней. Кроме того, раньше на дорогах были специальные снегоостанавливающие конструкции, которые препятствовали попаданию метелевого снега. Сейчас большая их часть демонтировна. Проректор МАДИ напомнил, что специалистами университета в Автодор были направлены различные научно-технические предложения, однако, дальше разговоров дело не пошло.