26 ноября 2020, четверг, 22:03

29 декабря 2012, 20:28

Жертвы псевдонауки-2012: список глупейших поступков звезд

На ток-шоу Кэти Курик в сентябре 2012 года актриса Шерил Кроу призналась: она уверена, что ее опухоль мозга появилась из-за слишком частого использования мобильного телефона.

Полный список SAS опубликован на сайте организации. В нем, в частности, фигурирует британский телеведущий Саймон Коуэлл. В своем блоге на Twitter он написал, что нашел великолепного целителя, который за несколько дней "вылечил" его дом и наполнил его позитивной энергией. Теперь в нем жить стало намного лучше, уверен журналист.

Нескольких звезд спорта тут же уличили, что в этом году они стали появляться на публике с разноцветными пластырями Kinesio, которые якобы помогают лечить травмы. Подобным образом "лечатся" звезда футбольного клуба "Манчестер Сити" Марио Балотелли, теннисисты Новак Джокович и Серена Уильямс, бегун Дуэйн Чемберс, тысячи атлетов на Олимпиаде в Лондоне. Меж тем, ученые давно доказали, что никакого чудодейственного эффекта эти пластыри не дают, а если что-то и заживает быстрее, то только благодаря самовнушению.

Британская актриса Пэтси Паллмер призвала всех посыпать кожу растворимым кофе. По ее мнению, это должно спасать от целлюлита. Американская певица Шерил Кроу, страдавшая от опухоли в мозгу, заявила, что ее болезнь вызвана слишком частым использованием мобильного телефона. Эксперт Мирель Толледано заявила, что подозрения звезды безосновательны: до сих пор не существует никаких убедительных доказательств того, что радиомагнитное излучение от мобильников вредно для здоровья.

Кроме того, в 2012 году люди стали массово пользоваться добавками к пище, которые состоят из таблеток засушенной плаценты. Их советовала принимать американская актриса Дженьюари Джонс.

Британский телеведущий Габи Рослин публично много раз говорил об особенной пользе гомеопатии для детей. Но ученые говорят, что положительный эффект здесь может наблюдаться только в связи с известным "эффектом плацебо".

Ученые никак не могут взять в толк, почему американский конгрессмен Пол Броун уверен, что планете Земля всего девять тысяч лет.

...Ученые никак не могут взять в толк, почему американский конгрессмен Пол Броун считает, что планете Земля всего девять тысяч лет. Но еще более странное заявление сделал бывший кандидат в президенты США Митт Ромни. Он предложил оборудовать самолеты открывающимися окнами...

Всего в SAS трудится 5 тыс. экспертов. Ученые говорят, что составлять подобные списки необходимо как можно большему числу специалистов из разных отраслей: заявления звезд и знаменитостей тут же подхватывается многими миллионами людей по всему миру, и их псевдонаучные заявления часто могут оказаться губительными. Самим звездам ученые рекомендуют консультироваться со специалистами перед тем, как объявлять о своих громких "научных" открытиях. Пока, правда, успехи скромные. Управляющий директор организации Трейси Браун признает, что лженаука процветает, и "привлекает у общественности больше внимания, чем реальные научные исследования".

Справедливости ради стоит сказать и о том, что и сами ученые нередко выдают желаемое за действительное и обманывают общественность. Так, на ежегодном съезде Американского общества клеточной биологии была обнародована честная статистика: из 53 медицинских исследований у 47 результаты оказались невоспроизводимыми. Это значит, что ученые подчас просто обманывают людей, делая новые "открытия" только ради грантов и хороших доходов. Верить ученым можно не всегда, констатирует авторитетный американский журнал New Yorker. Только шесть достоверных работ из 53 - вот с такой эффективностью сегодня работает официальная американская наука.

Верить ученым можно не всегда, констатирует авторитетный американский журнал New Yorker. Только 6 достоверных работ из 53 - вот с такой эффективностью сегодня работает официальная американская наука.

У многих "исследователей" мотивы еще прозаичнее: люди просто хотят признания и уважения в научном сообществе. Громкие истории о фальсификациях случаются каждый год. Взять хотя бы корейского исследователя У-Сук Хвана, который якобы сумел клонировать стволовые клетки. Или голландского "повелителя данных", психолога и социолога Дидерика Стэпеля. Он якобы подтвердил, что даже в развитых обществах очень часто люди мыслят расистскими и стереотипными категориями. Но оказалось, что псевдоученый почти всегда манипулировал данными. Когда-то также много шума наделала публикация "исследования", которое доказывало, что хроническая усталость у людей вызывается вирусом и передается по воздуху...

В том, что именно заставляет ученых обманывать общественность, пытался разобраться журнал Perspectives on Psychological Science. Этой теме посвятщен целый номер. Общий вывод издания: ученые слишком часто хотят немедленно добиться результата своих исследований, хотя как правило убедительных доказательств своих теорий настоящим экспертам приходится ждать годами или даже десятилетиями. Плюс ко всему обманывать ученых часто "заставляют" инвесторы от науки: чтобы выбить из спонсора очередной грант, ученым нужно постоянно демонстрировать результаты своего труда.