19 июля 2019, пятница, 03:27
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

18 марта 2013, 20:55

Блеск и нищета советского автопрома

Директор Музея ретро-автомобилей Дмитрий Октябрьский и "Москвич-408".
Директор Музея ретро-автомобилей Дмитрий Октябрьский и "Москвич-408".

Директор Музея ретроавтомобилей  Дмитрий Октябрьский провел для «Полит.ру» экскурсию по выставке «Поехали!» и рассказал об основных проблемах и достижениях советской автомобильной индустрии.

Дмитрий Юрьевич, как я понимаю, на выставке представлено довольно много моделей, известных не только в СССР?

Все автомобили заводов АЗЛК и ГАЗ все достаточны известны, преимущественно в Европе. «Москвич» экспортировался в 92 страны, «Волга» тоже шла за рубеж. Автомобили были довольно популярны и по причине того, что многие из них засветились в кинематографе СССР и дружественных социалистических стран. Но это была не реклама - ее как таковой не было. При дефиците что дашь, то купят. А для экспорта у нас были  рекламные плакаты, ролики с русскими красавицами и просторами.

Наши автомобили получали многочисленные международные премии и призы, их не обходила вниманием зарубежная пресса. «Москвичи» и «Волги» принимали участие в международных гонках и ралли, занимали там достойные позиции. У нас есть и свои принципиальные дизайнерские наработки, не похожие на западные. Яркий образец – это «Москвич-408», знакомый зрителям по фильму «Бриллиантовая рука». Помните крылатую фразу оттуда: «По совету друзей я приобрел автомобиль марки «Москвич». Последняя модель!».

На выставке представлен зарубежный вариант - руль с правой стороны. Модель уникальна, мы здесь ничего не копировали - это наше изобретение, абсолютно узнаваемый автомобиль. Последующие модификации делались на этой основе. Я очень жалею, что у нас не было тогда рыночной экономики -  у завода были очень хорошие перспективы развития своей собственной марки, бренда. На автомобильном рынке мы могли бы серьезно конкурировать именно со своим дизайном и подходом к автомобилям.

«Москвич 408», знакомый всем по фильму «Бриллиантовая рука»

 

 

 

«СМ3 С3А»  из фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»

 

А в чем состоял этот подход?

Страна была изнурена всевозможными войнами, это давало свой отпечаток и след, машины делались очень практичными. Почему эта модель была так популярна за границей? Из-за низкой цены. Мы производили в тот момент на автомобильном рынке самые дешевые автомобили - тогда на нем не было ни Китая, ни Кореи, ни Индии. При этом качество наших образцов полностью соответствовали международному уровню. У «Москвича-408» стоит очень хороший мотор, по бензину уходило всего 7 литров, это был 72-ой, и это очень хороший параметр. Вообще наши автомобили отличались низкооборотным мотором для тяги и проходимости, высоким клиренсом (почти таким же, как у нынешних, кроссоверов).

Правда, с ценой у нас перегибы. Помните шкалу себестоимости? Буханка черного хлеба имела себестоимость 3 рубля, а люди покупали ее по 15-20 копеек. «Москвич» обходился государству в 600-900 рублей, а продавали его за 6-8 тысяч. Логика в этом, конечно, была: за рубеж мы продавали эти машины не совсем прибыльно, но их без проблем покупали, даже за валюту. А валюта очень была нам нужна тогда - за нее мы покупали технологии.

Я слышал, что в Советском Союзе машина играла своеобразную роль средства поощрения?

Нет, поощрением это не было. Автомобиль дарился в исключительных случаях и только заслуженным людям, например, космонавтам или известным ученым. В СССР была, скорее, шкала распределения: тот же «Уазик» выдавался в некое служебное пользование председателям колхозов, геологам, людям, которые работали там, где не было дорожного полотна. Эти автомобили сдавались после выхода на пенсию.

А для обычных людей насколько реально было все-таки получить свой автомобиль?

Для простого гражданина автомобиль в СССР – это роскошь, мечта, символ благополучия, статус, социальный уровень. А если у вас «Волга», то это вообще значит, что вы уже не простой человек.

Газ-21 «Волга»

 

А «Запорожец»- разве это не была попытка создания автомашины, доступной для всех?

История этой машины началась с ЗАЗ-965, в народе его называли «горбатый», его скопировали с «Фиата». Это был очень симпатичный малолитражный автомобиль, и действительно пытались понизить его стоимость и цену, но все равно он стоил достаточно дорого. На него записывались в очереди, копили деньги... Он передавался по наследству. Это было достояние.

ЗАЗ-965. Прозван в народе «Горбатым»

 

 

 

ЗАЗ-968П

 

 

Уже потом был выпущен «Запорожец 966», его называли «ушастик». Они в цене были самые дешевые, но, поймите, что даже 3000 рублей за него – это были огромные деньги. Ипотек нет, банков нет - вот и копили 10 лет. 120 рублей - средняя зарплата инженера. Допустим, вы откладываете 60 рублей на мечту, перебиваясь хлебом и кефиром. За год, допустим, у вас получалось в среднем 600 рублей. И сколько лет вам нужно? Да и встать на очередь была проблема. Была комиссия, льготники.

ЗАЗ-966. Известен как «Ушастик»

 

А этот дефицит создавался не искусственно?

Дефицит был реальный и связан со многими причинами, которые не касаются напрямую автопрома. У нас после войны было всего два автомобильных завода. Сравните с Италией, Францией, Германией. Посмотрите, какое у них количество автомобильных марок. После войны у нас образовался «УАЗ», «ИЖ», на Украине – «ЗАЗ», знаменитый «АвтоВаз» в Тольятти. Это все как раз черты той политики увеличения количества автомобилей. Но все равно это оставалось роскошью.

А от чего пошла такая негативная слава «Запорожца»?

Из-за дешевизны. Логика была такая: максимум на что накопил – это «Запорожец». Такая социальная градация не была связана с качеством. В «Запорожце» был достаточно аскетичный салон, проблемы с отоплением, зимой в нем было просто холодно. К тому же надо понимать, что моторы с воздушным охлаждением требуют специфической езды -нельзя ехать долго и на значительные расстояния.

Иностранцы проектировали такие машины на воздушном охлаждении (тот же «Фиат») для Европы, где все очень компактно. Там все шло от потребителя, думали о том, что нужно человеку. У них нет таких расстояний, как у нас. Туда-сюда и всю страну уже объехал. На такой машине на скорости в 70 км/ч нельзя ехать больше 20 км, надо сбавлять скорость таково устройство автомобиля. Если на дальние расстояния, то проехал 50 км, попил кофейку с друзьями и только потом дальше.

А почему инженеры, проектирующие автомобиль, не учли разницу в расстояниях по сравнению с Европой?

Цель была делать много и дешево, на это не смотрели. Да и посмотрите, какие у нас автомобили были на селе – «Запорожцы» и «Москвичи». Самый дешевый сегмент. «Волги» была большой редкостью - они ютились в городах, столицах, но те, то кто жили в городах, были зажиточной частью населения. В районных центрах, конечно, тоже могли быть, но не массово.

В интернете я видел ролик, где «Запорожец» успешно проходит полосу препятствий, с которой не всегда справляются западные современные внедорожники? Такое возможно?

Я не смотрел ролик, но могу сказать, что «Запорожец» - очень проходимая автомашина, а самая проходимая – «ЛуАЗ». Так называемый транспортер переднего края. Машина использовалась как машина связи, скорой помощи, на них подвозились снаряды и боеприпасы. А потом были и гражданские версии - их очень полюбили охотники и люди из сельской местности. Можно было возить картошку, добытого зверя… Эта машина стоила недешево, не была скоростной, но обладала великолепной  проходимостью. И он продавался в частные руки, в отличие от «Уазика». Потом была «Нива», но это уже отдельный разговор.

 

ЛуАЗ-969

 

 

Насколько я понимаю, нынешние кроссоверы во многом делаются именно с «Нивы»?

Да, это был первый безрамный внедорожник, до сих пор обладающий потрясающими характеристиками. Иностранные инженеры были в шоке. Это была технологическая революция.

Насчет проходимости «Запорожцев». Он обладал низкооборотным двигателем, создавался крутящий момент. Играла роль и ширина протектора. Проще говоря, колеса были узкими. Вес автомобиля тоже важен. Чем он легче, тем его позиции интересней. Короткая длина автомобиля тоже дает преимущества в этом плане.

«Запорожцы» очень выносливые. На их плечах перевозилось все: картошка, роддома, свадьбы. На западе машины создавались ради красоты, комфорта, иногда как произведение искусства. А у нас все машины производились как работяги. 

И могли работать очень долго?

Да, и тут есть еще одна уникальность советского  автопрома. Она состоит в том, что все наши автомобили были стопроцентно саморемонтируемыми. Тогда же не было сервисов - станции у нас появились с приходом «Фиата». До этого машины в лучшем случае ремонтировались в гараже, в худшем – во дворе. Все меняли сами, ремонтировали моторы на кухне, машина ездила и ездила. Безусловно, были сложности с кузовным ремонтом, но мы всегда находили куда обратиться.

Получается, что по советском автопрому  можно многое сказать и о СССР?

Автомобили – это вообще отражение всего. Только в автомобиле мы видим все то, что человечество могло изобрести, включая материалы и технологии. Там вся таблица Менделеева. Мебель, дизайн, технологии. Все в автомобиле.

Да и по странам во многом автомобильная индустрия – это показатель определенных достижений...

А у нас сейчас есть шанс на этом поприще?

Хороший вопрос, я долго над ним думал. Для начала стоит понять, а был ли у нас сильный советский автопром? На самом деле - нет. Мы обогнали весь мир в одном направлении – в отверточной сборке. На начало прошлого века такого уровня ее не было в другой стране. Первым заводом был «ГАЗ».

Но «Москвичи» – это во многом «форды» и «опели». «Победы», «Волги» – это американский стиль. «Запорожец» – это «Фиат». Покажите наш завод, который делал что-то свое. Да, был неповторимый «Москвич-408», «УАЗик», «Нива», «Волга 21», которая взяла гран-при и по своим характеристикам обогнала множество соперников.

«УАЗики» вообще уникальные автомобили. Тот же знаменитый «Гелендваген», который появился позже, очень на него похож. Когда дело доходит до грязи, наш «УАЗик» до сих пор одна из самых проходимых автомашин в мире - я лично экспериментировал. Европейские и японские внедорожники комфортны,  пока в болото не попадешь. А он грязи не боится - ни снаружи, ни внутри.

У нас были неплохие советские автомобили, в чем-то даже лучшие, передовые. Но наработки мы брали зарубежные. А нужен ли вообще российский автопром? Если человек едет на немецком автомобиле, который принадлежит американцам, а произведен в Калининграде, магнитола японская , ткань салона из Турции - то чей это автомобиль? А какая, по сути, разница? Рынок глобализировался и в автомобильной индустрии, роль играют только бренды.

А не стоит ли нам попытаться развить какой-нибудь свой бренд?

Ну вот «Ладу» сейчас будут выпускать на базе «Рено», ее приобрели французы. Нужно отдать должное, не можем мы конкурировать с «Рено Логан»  - у меня есть такая служебная. Это отличная машина за такие деньги... Теперь будет «Рено Логан» с названием «Лада». Есть «Додж», «Шевроле», «Понтиак» –  это практически одинаковые машины сейчас, но кто-то хочет именно «Додж», а кто-то предпочитает «Шевроле». Если будут те, кто захотят видеть  бренд «Лада» - он будет.

Лада-1500 Kombi

А вот эта модель, «Долгорукий», выглядит оригинально.

Она удлиненная, видимо, поэтому «Долгорукий», на 20 см длиннее, чем обычные автомобили, двухлитровый мотор. Эта машина сконструирована в 70 годах - представляете, что бы было, если бы она вышла в это время? Это был бы прорыв! В 70-е годы вообще были очень хорошие разработки у АЗЛК. Но когда они выпускаются через 15 лет… Если бы мы все делали своевременно, было бы здорово.

 

Москвич-2141. Если бы эта машина была выпущена в 70-е годы, это был бы фурор!

 

 

А почему не удавалось все делать к месту и времени?

Глобальная социалистическая система, моменты согласования, бюрократия...

А вот эта модель «Буратино»? В ней было много деревянных частей из-за недостатка металла после войны?

Верно, и кабриолеты появились тоже не потому, что сильно в них кто-то нуждался - дефицит стали. Но дело не только в этом. Эта машина имеет определенные технические характеристики: дерево позволило убрать какое-то количество веса, что позволило увеличить грузоподъемность.

 

Москвич - 422, «Буратино»

А что вы можете сказать об этой спортивной модели?

Это «ГЛ-1», «Гоночная Липгарта». Прототип. Был несколько вариантов модификаций. Она погибла. В 1940 году она установила рекорд скорости по Союзу – 162 км/час. Но все иностранные автомобили уже гоняли за 200 км/час...

ГЛ-1 поставил рекорд скорости для СССР

А в чем тогда был смысл ее создания? Просто попытка?

И попытка, и надежда. Зачем гоночные машины вообще? Это базисно-прототипная вещь. Обкатывались новые решения, аэродинамика, скорость. Потом это внедрялось и в обычные машины. Гоночная машина – это первопроходец для конвейерных автомобилей, экспериментальный автомобиль. Этот был сделан с «ГАЗ-61». Сняли крылья, заузили кузов, убрали лишний вес. Он стильный, неординарный. Мне очень нравится.

ГАЗ-61 являлся прототипом ГЛ-1

А ваш любимый экспонат здесь есть?

Мне постоянно задают этот вопрос. Я их все люблю. Но в плане гармоничности, на чем я сам с охотой езжу… Я предпочитаю «Москвич-401», «Победу» и «Волгу-21». Эти автомобили мне очень нравятся. Это работяги, на которых приятно ездить каждый день и получать удовольствие.

То есть вы на них прямо по городу ездите?

Да, прямо по городу, на работу, с работы.

А как вы пришли к этому хобби?

Появились деньги, захотелось купить что-то для души. Менял постоянно машины, не мог найти что-то свое. Купил себе «Москвич-402». Поездил на нем один год, получил массу удовольствия, но потом эта машина мне показалась маленькой, купил «Волгу 21», потом решил, что мне всегда нравилась по дизайну «Победа». А потом понял, что самый пик – это «Чайка». Параллельно купил еще другие машины, уже появился гараж. Тогда я понял, что остановиться уже не могу. Влюбился в это дело. Но коллекционировать все подряд нельзя - поэтому я решил собрать весь советский автопром. Вот так получилась коллекция, потом появился Музей ретро-автомобилей, я стал его руководителем, и из хобби это превратилось в работу.

«Чайка» – советский автомобиль представительского класса»

 

Знаменитая «Победа»

 

Уникальность советского автопрома в том, что это было, но в будущем его уже никогда не будет. И даже если потом появится новый бренд «Москвич», это будет уже что-то совершенно другое.

Выставка советского автопрома «Поехали!» проходит в Московском Большом Манеже до 24 марта. 

ГАЗ-12-ЗИМ

 

Москвич-407

 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

18.07 21:00 Трамп отложил санкции в отношении Турции из-за поставок С-400
18.07 20:39 Страны G7 выразили обеспокоенность из-за цифровых валют
18.07 20:25 В Германии завели дело из-за пропажи двух россиянок
18.07 19:58 Концерн Shell объявил о планах по открытию новых АЗС в России
18.07 19:36 Власти выделили на помощь пострадавшим от наводнения под Иркутском 14 млрд
18.07 19:18 Путин подписал закон об упрощении подтверждения инвалидности
18.07 18:55 В Астраханской области арестовали главу Минстроя
18.07 18:34 В Вильнюсе задержан фигурант дела о загрязнении нефтепровода «Дружба»
18.07 18:08 Госдума одобрила снижение ставки НДС до 10% для овощей и фруктов
18.07 17:59 Избирком отклонил первую жалобу на отказ в регистрации кандидатом в депутаты Мосгордумы
18.07 17:46 Роскомнадзор оштрафовал Google на 700 тысяч рублей
18.07 17:17 Госдума изучит опыт функционирования полупрезидентских политических систем
18.07 16:55 Бывших сотрудников ФСБ предложили оставлять невыездными
18.07 16:35 МВД назвало основания для санкций за неуважение к власти
18.07 16:17 Число жертв поджога на студии аниме в Японии достигло 33 человек
18.07 15:58 Российские власти отказались признавать крикет видом спорта
18.07 15:52 Минздрав изменил прогноз по количеству курильщиков к 2035 году
18.07 15:18 Матвиенко рассказала об отмене роуминга между Россией и Белоруссией
18.07 15:10 В Минобороны опровергли участие российского спецназа в боях в Идлибе
18.07 14:48 СБУ заявила о попытках России вмешаться в ход выборов в Раду
18.07 14:36 Песков назвал условие для нормализации диалога России и Украины
18.07 14:20 Бузова предложила Киркорову записать совместный «мяу-хит»
18.07 14:09 Школьники из 29 стран примут участие в Международной олимпиаде по экономике в Петербурге
18.07 13:50 Госдума приняла законы о шпионских устройствах
18.07 13:41 Москва вошла в тройку городов по числу жителей-миллиардеров
18.07 13:15 Минэкономразвития оценило рост ВВП России в 0,7%
18.07 13:04 В Роскомнадзоре сообщили об отсутствии жалоб на приложение FaceApp
18.07 13:00 Геном вируса иммунодефицита человека выделен из образцов ткани полувековой давности
18.07 12:53 Власти расширили систему tax free в Москве
18.07 12:43 СМИ сообщили о плане реализации загрязненной нефти из «Дружбы»
18.07 12:24 В «Яндексе» рассказали о случаях предоставления данных пользователей
18.07 12:00 Два одноклеточных хищника оказались родственниками красных водорослей
18.07 11:54 Помощник Путина проанонсировал встречу российского лидера с руководством Shell
18.07 11:43 В «Росэнергоатоме» раскрыли подробности отключения блоков на Калининской АЭС
18.07 11:30 Музыкальный фестиваль «Нашествие» изменил формат
18.07 11:23 Большинство россиян сочли высшее образование необходимостью
18.07 11:04 В аэропорту Магадана задержали наркокурьера с героином на 2 млн рублей
18.07 11:00 Медузу-корнерота невиданного размера обнаружили у берегов Англии
18.07 10:55 Росреестр зафиксировал рекорд по продажам нового жилья в Москве
18.07 10:39 Глава МИД Ирана пригрозил перекрыть Ормузский пролив
18.07 10:29 Сбербанк внедрил искусственный интеллект в свое мобильное приложение
18.07 09:59 Жертвами поджога японской студии аниме стали 12 человек
18.07 09:55 Родился тысячный птенец калифорнийского кондора после возвращения птиц в дикую природу
18.07 09:45 Премьер Саксонии призвал снять санкции с РФ после ее возвращения в ПАСЕ
18.07 09:31 Составлен рейтинг самых фотографируемых достопримечательностей мира
18.07 09:16 Три блока Калининской АЭС отключились из-за внешних причин
18.07 08:57 СМИ узнали о новой системе контроля за реализацией социальных нацпроектов
18.07 08:46 Климатолог назвал сроки прихода аномальной жары в Россию
18.07 08:36 Сенатор из США счел российское приложение FaceApp угрозой нацбезопасности
18.07 08:14 Володин сообщил о возможной отмене льготы на НДС для пальмового масла
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.