17 августа 2019, суббота, 23:59
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Ритуальное погребение осла обнаружено на раскопках в Тель-Хароре

Юноша и осел. Византийская мозаика V века
Юноша и осел. Византийская мозаика V века

Израильские археологи Ги Бар-Оз, Пирия Нахшони, Адас Мотро и Элиэзер Д. Орен опубликовали результаты раскопок в Тель-Хароре (библейская Герара) на юге Израиля, неподалеку от Беэр-Шевы. В результате раскопок в святилище, относящемся к III слою Бронзового века (1700/1650-1550 до н.э.), было открыто ритуальное погребение осла в упряжи и с вьючной сумкой на спине.

Это открытие не только свидетельствует о широком использовании упряжи в левантийском Бронзовом веке, но и археологически  подтверждает существование культа осла у ханаанеев II тыс. до н.э., что ранее было известно исключительно из письменных и иконографических источников. Подобные ритуальные захоронения обнаружены в раннедодинастическом Египте (Абидос, Тархан, Абусир, Хелуан) и в раннем Бронзовом веке Сирии и Месопотамии (Тель-Халава, Тель-Брак, Умм-Эль-Марра, Абу-Салабих, Киш, Ур).

Отдельные культовые погребения осла на территории Леванта ранее были неизвестны. Кости осла часто встречаются в Леванте в связи с погребальными ритуалами: как остатки ритуальной трапезы и как «транспорт» для перевозки умерших в мир мертвых. В Египте ослов хоронили у входа в гробницы, а в сирийском некрополе Умм-эль-Марра для ослов, привозивших покойников в некрополь и затем умерщвлённых, было отдельное погребение в круговом валу.

Поселение Тель-Харор в этот период было одним из крупнейших городов Леванта, оно занимало 40 акров и было укреплено массивными валами и глубоким рвом. Святилище, в котором был обнаружено ритуальное погребение осла, находилось в юго-западной части города и функционировало около 150 лет. Оно построено по плану, типичному для сирийских храмов этого времени, и включало в себя складские и подсобные помещения, а также просторный двор с многочисленными алтарями, в котором найден культовый инвентарь и следы жертв, в частности – полные скелеты молодых собак и крупных птиц.

Наибольший интерес у археологов вызвало то, что осёл был захоронен взнузданным в упряжь, от которой сохранились металлические детали, причём эти детали, а, возможно, и несохранившиеся детали из органических материалов, были намеренно испорчены, что вполне соответствует религиозным представлениям того времени. Сохранился и металлический крепеж седельной сумки, находившейся на спине. Такие сумки известны по изображениям из Бени-Хасана (Египет). Погребение было совершено в полу комнаты 3 х 6 м., в которой ранее был обнаружен череп другого осла. Отдельные кости этого второго осла (без упряжи) были найдены рядом с первым погребением. Поверх погребения были найдены кости овец и коз, приносившихся в жертву этим животным. Сохранились следы куполообразной крыши гробницы, обмазанной глиной. Поскольку металлические детали сбруи в погребениях ослов этого периода неизвестны, археологи предполагают, что эта инновация связана с активным использованием аналогичной упряжи в боевых колесницах.

Металлический крепеж седельной сумки

В эпоху неолита-палеометалла культ осла был распространен по всему Средизменоморью, но наибольшее значение ему придавалось как раз в Леванте. Он был связан умирающими и возрождающимися силами природы и, по всей видимости, был вытеснен монотеистическим иудаизмом уже к середине I тыс. до н.э., после чего сохранялся в фольклоре, что и послужило причиной нелепых обвинений иудеев и христиан в онолатрии (ослопоклонстве). Иосиф Флавий в трактате «Против Апиона» опровергает распространенную в позднеантичное время легенду о том, что в святилище «евреи поместили ослиную голову, воздавали ей почести и удостаивали ее всяческого поклонения. Голова пропала тогда, — уверяет он [Апион], — когда Антиох Епифан разорял храм и обнаружил, что она сделана из чистого золота и стоит немалых денег». Аналогичные обвинения выдвигались и против христиан, не только потому, что античные авторы часто путали иудеев и христиан, но и в силу широкой популярности евангельского эпизода, описывавшего въезд Иисуса в Иерусалим на осле. В римских подземельях была обнаружена карикатура на христиан (III в.н.э.) изображающая человека поклоняющегося распятому на кресте ослу или человекоподобному существу с ослиной головой и подписью «Анаксамен поклоняется своему богу».

Реконструкция седельных сумок на основе рисунка в гробнице в Бени-Хасан (Египет)

В историческое время на Ближнем Востоке образ бога-осла стал срастаться с культами более крупных мужских божеств: в Финикии и Сирии – Ваала, в Вавилонии – Ниниба, в Египте – Сета. С другой стороны, бог-осёл был связан с богинями смерти и возрождения, такими как Иштар-Астарта, а в сасанидском зороастризме трехногий осёл управлял сменой лунных фаз. Будучи вытесненным из религиозной практики, культ осла сохранялся в карнавальной культуре Византии и Западной Европы в течение всего Средневековья. У армян до начала прошлого века сохранялся обычай убийства осла на могиле предков человека, который долгое время не отдаёт долг. После ритуала душа предка должна была воплотиться в осла.

Найденное в Тель-Хароре погребение фиксирует  важный момент поклонения богу-ослу и реальному ослу, погребенному в храме, до того, как культ бога-осла стал сливаться с образами других божеств.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.