20 марта 2019, Среда, 22:31
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Московское небо

На посадку
На посадку
Фото: Иван Анисимов/ivansa.ru

Московское небо постепенно открывается для гражданской авиации. 7 марта в силу вступил приказ Минтранса, согласно которому над городом смогут пролетать транзитные рейсы на высоте не менее 8100 метров. Пока пролет возможен только после специального разрешения диспетчера, однако со 2 мая все ограничения будут сняты. К этому времени новые маршруты должны попасть в международные справочники.

До сих пор гражданским самолетам было запрещено летать в пределах Московской кольцевой автодороги. Исключения делались в экстренных случаях — например, если самолет слишком долго ожидал открытия нужного коридора или из-за экстремальных погодных условий.

Запрет на полеты над Москвой сокращал возможности столичного авиаузла. Причем разрешение на полеты на высоте восьми километров не сильно поможет диспетчерам — транзитных самолетов в районе Москвы летает не так уж и много. Тем не менее, и из них временами образовывались «пробки» — например, многие рейсы из Германии, Англии и Франции в Восточную Азию вынуждены облетать Москву с севера, то есть делать, пусть небольшой, но все же крюк над Тверской областью.

Открытие столичного неба для транзитных рейсов, скорее всего, лишь первая победа авиакомпаний над системой государственных запретов и ограничений для гражданской авиации. Намного важнее открыть столичное небо для взлетающих и приземляющихся самолетов. Несмотря на то, что географическое положение столичных аэродромов не требует использования неба над Москвой для захода на посадку, открытие воздушного пространства позволило бы значительно увеличить пропускную способность аэропортов и, тем самым, облегчить жизнь авиакомпаниям.

Виталий Ванцев

Руководство Госкорпорации по организации воздушного движения уже предложило разрешить убывающим самолетам пролетать над Москвой на высоте 3 километров, а прибывающим — на высоте 1,5 километров. Председатель совета директоров аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев рассказал «Ведомостям», что этот проект согласовали в Министерстве обороны и даже в Федеральной службе безопасности, однако против выступила столичная мэрия. По мнению Департамента транспорта Москвы, слишком низко пролетающие самолеты плохо скажутся на экологической обстановке в городе.

Между тем, по данным Международной организации гражданской авиации, на долю самолетов приходится лишь 12 процентов выхлопов всего мирового транспорта, в то время как на автомобили приходится 74 процентов выхлопов. Также стоит учитывать тот факт, что российские авиакомпании обладают достаточно новым парком самолетов, которые допущены до полетов над европейскими и американскими городами. Впрочем, все это не отменяет шума, которые создают самолеты, даже на высоте 1,5 километров.

Сегодня взлетно-посадочные полосы московского авиаузла используются, по международным меркам, достаточно эффективно. В Москве на каждую из шести полос трех крупнейших аэропортов в среднем приходится 125 тысяч взлетов и посадок и 10,7 миллионов пассажиров в год. В Нью-Йорке, например, на одну полосу приходится 130 тысяч взлетов и посадок и 10,4 миллиона пассажиров. В Париже — 100 тысяч и 12,7 миллионов соответственно. Сильно обгоняет Москву Лондон — у него на каждую полосу четырех крупнейших аэропортов в среднем приходится 160 тысяч взлетов и посадок и 21,8 миллион пассажиров.

Если самолетам разрешат взлетать и садиться над Москвой, то это, по расчетам экспертов, может увеличить пропускную способность столичного авиаузла, по крайней мере, на 30 процентов при минимальных затратах. А это значит, что на ближайшее время можно будет отказаться от модернизации существующих аэропортов или строительства новых.

Есть несколько вариантов решения проблемы исчерпания ресурсов столичных аэропортов. Пока самый обсуждаемый — строительство третей взлетно-посадочной полосы в «Домоедово». Сейчас этот аэропорт уже обладает технически самыми удобными полосами: они находятся достаточно далеко друг от друга, чтобы два самолета могли совершать взлет и посадку. Во «Внуково» две полосы пересекаются, а в «Шереметьево» находятся слишком близко друг к другу, так что диспетчерам приходится выверять график взлетов и посадок с точностью до секунды.

Аэропорт  «Домоедово». Фото: domod.ru

Собственник «Домодедово», а это единственный частный аэропорт такого класса в столице, уже приобрел для строительства третьей ВПП землю и весь прошедший год вел переговоры с правительством насчет начала строительства. По оптимистическому сценарию, строительство третей полосы должно быть завершено уже к 2015 году  может обойтись бюджету в 15 миллиардов рублей.

Минус аэропорта «Домодедово» — отдаленность от Москвы в «невыгодном» малозаселенном южном направлении. Учитывая эти обстоятельства, НИИ аэронавигации предложил построить совершенно новый аэропорт примерно в 100 километрах к северо-западу от Москвы. Если терминал удастся расположить рядом с главным ходом Октябрьской железной дороги, то аэропорт сможет стать удобным местом вылета не только для москвичей, но и для жителей Петербурга — поездка на скоростном поезде типа «Сапсана» до центра Северной столицы займет всего три часа. Однако пока не существует даже проекта нового аэропорта и о его цене сложно сказать что-то определенное.

Еще один способ решения проблемы загруженности столичных аэропортов — строительство высокоскоростных железных дорог. Обходится это, правда, сильно дороже возведения дополнительной ВПП. Зато скоростные поезда очень нравятся гражданам и красиво выглядят на картинках.

«Сапсан». Фото: world.fedpress.ru

Сегодня в России скоростные поезда курсируют по обычным железным дорогам — а это не позволяет им «выжимать» полную скорость. Но даже несмотря на это, «Сапсан» по пути из Петербурга в Москву развивает скорость в 200 километров в час и доезжает примерно за четыре часа. Если пускать скоростные поезда по специальным веткам, то скорость в 300 и даже 400 км/ч не будет казаться невозможной — а это уже всего лишь в два раза медленней самолета, а вокзалы располагаются в центрах городов, в отличие от аэропортов, до которых еще надо добираться.

Сейчас правительство и РЖД планируют в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года начать строительство двух скоростных железнодорожных магистралей. Первая должна соединить Москву и Санкт-Петербург, вторая — Москву и Екатеринбург с промежуточными остановками во Владимире, Нижнем Новгороде и Казани.

После окончания строительства железные дороги перетянут на себя значительную часть пассажиров маршрута Москва — Петербург, поскольку время поезда в пути — 2,5 часа — будет сравнимо с перелетом. Вместе с Петербургом ближе становятся и Псков с Новгородом. Например, уже сейчас из Петербурга в Новгород можно доехать за 2 часа 40 минут на поезде «Ласточка».

Также стоит ожидать сокращения числа авиапассажиров на маршруте Москва — Казань. Сегодня ежедневно в столицу Татарстана летает примерно 15 самолетов, полет длится около 1,5 часов. Поезд доедет до Казани примерно за 3,5 часа, что, учитывая выгодное расположение вокзалов, сделает его хорошим конкурентом самолету.

В отдаленных планах — скоростное сообщение Москвы с Киевом, Минском, а также югом России. Но пока этого нет даже в проекте, как и аэропорта в ста километрах к северо-западу от Москвы.

Остается надеяться, что лоббисты разных видов транспорта (а нельзя забывать и о строительстве и реконструкции обыкновенных дорог), не будут биться друг с другом насмерть, а последуют древней китайской мудрости — «Пусть расцветают сто цветов».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

22:04Трамп пообещал добить ИГ «к вечеру»
21:39МВД завело дело о клевете на Рогозина и защите его чести и достоинства
21:30В Китае клонировали выдающуюся полицейскую собаку
21:10Минкульт запретил смеяться над дельфинами и трогать хищников
20:40Индийский ювелир арестован в Лондоне за мошенничество на 2 млрд долларов
20:14МИД Казахстана назвал плюсы переименования Астаны
20:10В Польше нашли мастерскую неандертальцев
20:01ЦИК Украины запретил наблюдателям из РФ работать на выборах президента
19:45Защита Варвары Карауловой подала прошение об УДО
19:34Дональд Туск назвал условия краткой отсрочки Brexit
19:22Нефть WTI впервые с ноября подорожала до 60 долларов
19:01Apple представила наушники с беспроводной зарядкой
18:48Правительство решило сдерживать рост цен на продукты в Крыму
18:34Шнуров объявил о последнем турне «Ленинграда»
18:22ОНК попросила допустить к Кокорину врача «Зенита»
18:06Украина ввела санкции против участников строительства Крымского моста
17:47Британскому бизнесу предложили вложиться в российские нацпроекты
17:16Ипотечные каникулы распространят на действующие договоры
17:01Продолжительность жизни россиян превысила 73 года
16:48Суд приговорил главу «тамбовской» группировки к 24 годам строгого режима
16:36Андрей Борисов избран мэром Смоленска
16:09Умер народный артист России Анатолий Адоскин
15:43Медведев решил заработать на зданиях переехавших министерств
15:27Госдума поручила Топилину разобраться с разницей заплат мужчин и женщин
15:16Умер оперный певец Сергей Балашов
15:08Сбербанк анонсировал сервис снятия наличных в кассах магазинов
14:54ЕС оштрафовал Google на 1,5 млрд евро
13:47Стронций в удобрениях мог исказить данные о происхождении девушки из Эгтведа
13:35Столица Казахстана сменила название на Нурсултан
13:26Госдума создала группу для оценки ущерба Крыму от Украины
13:13Следователи во Франции обвинили сенатора Керимова по новому делу
13:01Врио главы Челябинской области заявил об участии в выборах
12:46ФСИН обяжет сотрудников тюрем извиняться за пытки
12:42Уникальный штамм вируса гепатита проник в Австралию более 50 тысяч лет назад
12:28Путин назначил врио главы Калмыкии
12:15Путин провел рабочую встречу с Олегом Хорохординым
12:02Назарбаев станет почетным сенатором Казахстана
11:51Путин принял отставку главы Алтая
11:27ФСИН скопила продуктов на 8 млрд рублей
11:05Больше половины опрошенных россиян признались в нелюбви к США и Украине
10:54Заседание правительства Мурманской области началось без главы региона
10:33Джо Байден заявил об участии в выборах президента США 2020 года
10:22Врио губернатора Челябинской области представят в регионе 20 марта
10:11СМИ заявили о высокой вероятности отставки главы Мурманской области
09:49Глава Республики Алтай подал в отставку
09:37СМИ узнали о близкой отставке главы ПАО «Ил» Алексея Рогозина
09:24Касым-Жомарт Токаев вступил в должность президента Казахстана
09:11Названа дата выборов губернатора Челябинской области
09:01Загоревшийся при посадке в Тегеране самолет потушен
00:52Замглавы правительства Ставрополья попала под проверку из-за уголовного дела

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.