23 июля 2019, вторник, 05:43
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Александр Ковальджи

Школа: «не благодаря реформам, а вопреки»

"Дети должны учиться активно. Вообще, замечено, что чем сильнее ребенок, тем больше у него вопросов"
"Дети должны учиться активно. Вообще, замечено, что чем сильнее ребенок, тем больше у него вопросов"
Из архива героя интервью

Интервью с зам. директора по науке лицея «Вторая школа», директором Вечерней многопредметной школы (ВМШ) при лицее «Вторая школа» Александром Ковальджи. Беседовала Наталия Демина. 

Продолжая разговор о реформе науки и образования в России. Представьте гипотетическую ситуацию, что вы – министр образования, что бы вы сделали на этом посту? Какой была бы ваша программа-минимум?

Я бы, прежде всего, занимался вещами стратегическими. Я бы профессию учителя сделал более привлекательной. Во-первых, с точки зрения оплаты труда, во-вторых, с точки зрения нагрузки. Я бы раза в два уменьшил количество обязательных очных часов для учителя, чтобы у него оставалось время для саморазвития, для написания статей, для участия в дискуссиях и семинарах по обмену опытом.

Какое количество часов вам кажется оптимальным?

Я думаю, что было бы оптимально где-то 12 часов в неделю. Тогда возможна более качественная подготовка, проверка домашних заданий, индивидуальное внимание отдельным детям как слабым, так и сильным, плюс общение с коллегами. Тогда человек бы мог больше заниматься чтением книжек, освоением каких-то программных продуктов, в конце концов, написанием своих книжек. Если же учитель, приходя домой, без сил валится на кровать, то так долго протянуть нельзя, учитель выгорает и деградирует.

Но если опытные учителя не будут перегружаться, откуда взять дополнительное число хороших учителей?

Я сейчас говорю об образе идеального будущего. Сейчас есть больная система, а есть система, к которой надо перейти. Сейчас поощряется большая нагрузка учителей, потому что это повышает среднюю зарплату. Руководители нашего образования помешаны на средней зарплате любой ценой: хотите – сокращайте, хотите – перегружайте, только вынь да положь выше средней по экономике. Это безобразие! Все эти формальные показатели экономической эффективности фиктивны, поскольку ставка-то оплаты труда не повысилась. Да и конкуренция в учительской профессии не так важна, как важно сотрудничество и взаимопомощь, которые при излишней конкуренции не развиваются.

Я думаю, что нужно всячески привлекать к профессии учителя талантливую молодежь, но она туда пойдет, только если будут какие-то перспективы. И в смысле получения служебного жилья, и в смысле не слишком большой нагрузки и еще определенной свободы, потому что учитель не должен быть замучен поурочными планами. Одна учительница мне рассказывала, что в их школе требуют написать все домашние задания с 1 сентября по 31 мая.

Зачем?!

Таков технологический процесс, учитель должен все расписать «от» и «до». Это, конечно, безобразие.  Допустим, учитель видит, что дети забыли, как составлять и решать уравнения, ему бы посвятить урок этим воспоминаниям, но нет поурочные планы приказывают гнать «лошадей» дальше по программе. А то, что программа при таких прорехах не может быть нормально усвоена, никого из проверяющих не волнует.

А если класс будет усваивать какой-то материал труднее или легче, то все пошло-поехало.

Да-да. Как бы я ни готовился к уроку, но если я чувствую, что сейчас у детей возник какой-то важный вопрос, допустим, почему на нуль делить нельзя, я тут же его подхватываю и говорю: «О, какие молодцы, какие замечательные вопросы задаете! Давайте обсудим». На этот разговор может уйти полчаса. Я вроде бы не выполнил программу урока, но я знаю, что с точки зрения их образования такой разговор о делении на нуль может быть более важен, чем любое количество информации, которую я попытаюсь в них впихнуть без желания усвоить с их стороны.

Учителей надо спрашивать по конечному результату, а не по промежуточным отчетам, мол, какое домашнее здание ты дашь ребятам через 10 месяцев. Сейчас я с большим опасением смотрю на систему «Дневник.ру», потому что Институт качества образования и вообще все административные структуры непрерывно обрабатывают текущие отметки, которые учителя пишут в дневнике.

Дальше средних баллов не идет. Средний балл по предмету, средний балл по ученику, средний балл по учителю, средний балл по школе, прогноз среднего балла, и пошло-поехало. Начинается фетишизация этих отметок, а поскольку они начинают играть преувеличенную роль, то, естественно, и учителя, и директора понимают, что от этого зависит их благополучие. Они начинают завышать отметки. Это очевидно, и иначе быть не может. Тем не менее, всё это внедряется.

И мы сейчас опять получаем эти антирейтинги. Руководитель института педагогического мастерства Иван Ященко рассказывал на совещании в Департаменте, что он и его коллеги провели анализ «Дневника.ру», ранжировали школы по средним баллам по предметам, а потом смотрели те же результаты по ЕГЭ, оказалась, что корреляция отрицательная. Чем больше в школе создают видимость благополучия, тем хуже качество обучения на выходе. Спрашивается: кому нужны такие формы контроля и поощрения?

И кому они нужны?

Как кому? Чиновникам. Понимаете, чиновники, вообще, в некотором смысле должны оправдывать свое существование. Если они не будут без конца держать в страхе подчиненных, то вдруг какой-то подчиненный додумается задать вопрос: «А зачем эти чиновники нужны? Может быть, без них лучше, может быть, мы и так справимся».

Второй пункт в нашей программе – что же делать с чиновниками?

Система управления школьным образованием должна быть, конечно же, более доброжелательной. Допустим, приходит какая-то комиссия с проверкой, их самая главная цель – это нагнать страху, найти побольше нарушений и написать какой-нибудь страшный протокол о том, сколько всего надо исправить. Но ведь целью любой комиссии должно быть другое – как помочь школе работать, не застращать, не заставить лезть из кожи вон, а нормально работать.

Во многом у нас не хватает врачей от педагогики: врачей по отношению к детям, врачей по отношению к учителям, врачей по отношению к администрациям школ, то есть некой заинтересованности и доброжелательности. Но у нас, как только что-то не так, то говорят: «Надо снять директора!», «Уволить учителя!». Всё делается какими-то грубыми средствами. Всё держится на страхе, на принуждении. Как горько шутил Евгений Ямбург, «Школа это место, где дети мешают учителям писать отчеты».

С ног на голову.

Понимаете, школа держится на личной, глубокой заинтересованности директора и учителей в их работе. Директор 31-го лицея в Челябинске Александр Попов любит школу, любит детей, страшно переживает за всё, что ему хочется сделать, у него в голове туча планов, только успевай реализовывать, успевай добиваться, ему вечно не хватает денег на реализацию задуманного, он все время ищет, как и что улучшить, как кому помочь. Причем иногда делает фантастические вещи: из какого-то маленького городка приехала мама, сказала, что есть ребенок, который очень интересуется математикой, но у них совершенно нет средств, и А.Попов этого ребенка принял, на свои деньги его поддерживал и так далее.

Как вы объясните то, что с ним происходит? Публикуются предположения, что якобы борьба с ним – это борьба со всем оригинальным и живым в образовании. Почему раньше с ним не боролись, а сейчас начали? Почему он сейчас перестал устраивать чиновников?

Я думаю, что это достаточно случайный процесс, могло быть и на пять лет раньше. То, что именно сейчас, именно в этом году, это случайность. Просто, как говорится, кому-то на мозоль наступил, и началась кампания. Кроме того, тут, может быть, и неслучайно, потому что довольно много сейчас таких случаев, когда хороших учителей подставляют и пытаются их убрать.

Сколько таких случаев вы знаете? Десяток?

Я знаю около пятнадцати.

По разным регионам России?

Да, конечно. Ноя за этим, во-первых, не слежу специально, во-вторых, это, как правило, те случаи, которые вышли на поверхность. Я думаю, что большинство случаев до нас просто не доходят. У учителей и директоров не хватает ни сил, ни умения придать это гласности. Я думаю, что здесь логика, похожая на реформу РАН, что слишком самостоятельные учителя и директора очень раздражают систему управления и вертикаль власти. Они все время показывают, что управляющие только мешают работать. Тот же Попов прекрасно бы обошелся без Управления образованием. А, представьте себе, какая была бы экономия зарплаты на всех этих проверяющих!

Еще у меня есть такая ключевая идея, это относится не только к образованию, а вообще к организациям любой системы, что повышенный контроль должен быть только тогда, когда возникает что-то новое, когда нужно тщательно наблюдать, мониторить, или когда новый учитель, новый сотрудник, и еще непонятно, что он за человек, что он умеет. Знаете, как бывает молодой водитель, а рядом сидит опытный, и второй все время отслеживает, что первый делает, что правильно, что неправильно, дает полезные советы. Но чем лучше у работника идут дела, тем меньше надо его контролировать.

У нас же, когда контролируют учителей, то контролируют всех одинаково: что молодых, что пожилых, для всех одинаковые правила игры. Это неправильно. Как только у человека начинаются успехи, и при этом нет никаких проблем и жалоб, значит, надо ему давать больше свободы и больше денег, и меньше отчетов, вообще, в какой-то момент сказать: «Делай, что хочешь». Тому же Попову я бы сказал: «Делай и проси, что хочешь, а мы будем помогать всем миром».

Странно, что губернатор так не делает.

А им Закон об образовании не позволяет, им Трудовой кодекс не позволяет. Надо менять всю систему сверху донизу. Таким людям нужно лишь какие-то общие направления задавать, и то в качестве пожелания. А у нас, к сожалению, всё сводится к мелочному контролю. В школу приходит очередной проверяющий, и порой доходит до смешного. Есть требование, что все учителя должны повышать квалификацию.

Один из самых известных учителей Москвы по литературе рассказал, как к ним в школу пришла какая-то проверяющая девчонка и говорит ему: «Так, а где у вас курсы повышения квалификации?». Он отвечает: «Милочка, вы знаете, я сам веду курсы повышения квалификации». Она говорит: «Это все замечательно, но у вас должны быть курсы повышения квалификации». «Милочка, но ведь если я прочитал курс повышения квалификации, значит, я его прослушал. Запишите, что я его прослушал свой курс». Вот до чего доходит.

Что же вам дает повод для оптимизма? В целом получился довольно грустный рассказ.

Повод для оптимизма… Ну, и в советские времена выживали, когда было засилье идеологии, когда у каждой школы на стенде перед входом должна была висеть газета «Правда», когда нужно было без конца проводить ленинские зачеты и прочее, и прочее. Я все это проходил. Мы как-то выжили. Однако всё дело в том, что выживают немногие. Многие школы превращаются в совершенно унылые, калечащие детей заведения.

И сейчас то, о чем я говорил, что отметки стали играть слишком гипертрофированную роль в жизни школы, приводит к тому, что детей начинают обманывать и родителей тоже, создают видимость благополучия. То есть по отметкам ребенок отличник, всё ОК. Потом такие отличники идут поступать к нам в школу, и тут выясняется, что по обычной школьной программе они ничего не понимают.

Я стараюсь в присутствии родителей всё это говорить, потому что они должны четко понимать, что происходит с их детьми. Так вот выясняется, что дети просто дрессированные. Они что-то такое близко к тексту выучили, могут типовую задачку в два счета решить, но при этом они не понимают, что они делают, как они решили, чем они занимаются. У меня был такой случай, что парень пришел поступать в 10-й класс. Я говорю: «Понимаете, что вы сильно отстали». «Нет, – говорит, – у меня все хорошо». Да,  квадратное уравнение он решил мгновенно. И тут я его спрашиваю: «А что такое квадратный корень?». И оказывается, что он понятия не имеет, что такое квадратный корень, хотя дискриминанты считает. А еще хуже, когда начинаешь спрашивать, что такое рациональное число или основное свойство дроби.

Как же он вычисляет корни квадратного уравнения, если не знает, что такое квадратный корень?

Автоматически по рецепту. Это называется манипуляция с символами.

То есть он не знает, что такое квадратный корень?

Нет, он вообще не знает, что это такое. Я спрашиваю: «Корень из двух, это как понимать? Допустим, я ничего не знаю, объясни мне, что это такое». Он экает, мекает и даже вспомнить не может. К сожалению, сейчас произошла ужасная вещь, это не только с математикой произошло, что школа превратилась в такой дрессировочный центр. А ЕГЭ, кстати, это очень стимулирует. Если раньше на каждом учебнике математики были написаны слова Ломоносова, что «математику затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит», теперь этого не пишут, потому что теперь этого не делают.

Когда я пытаюсь спасти этих детей, я им говорю: «Милые, хорошие, вот вы отличники, значит, вы учитесь ради отметки, но учиться-то надо не для этого, не для мамы, не для учителя, а для себя». А в чем разница? А разница очень большая. Когда человек учится для себя, он хочет понять, чему его учат, зачем его учат, как этим пользоваться, и тогда у него появляются вопросы.

Для меня это критерий: если прошел урок, и у детей не было вопросов по существу, значит, урок был плохой, это вообще не урок. Дети должны учиться активно. Вообще, замечено, что чем сильнее ребенок, тем больше у него вопросов. Причем у сильных учеников такие вопросы, на которые учитель не всегда сразу может ответить. У нас многие учителя говорят: «Знаешь, я дома посмотрю серьезные книжки, посоветуюсь с моими друзьями». Например, ребенок может спросить: «А почему стекло прозрачное, почему свет в нем не застревает?». Попробуйте ответить.

Есть очень простые серьезные вопросы, которые должны возникать. Я у школьников спрашиваю: «Вы проходили, что на 0 делить нельзя? Проходили. А почему нельзя? Ты когда-нибудь задавал этот вопрос? Мало ли, что сказали нельзя, а вдруг можно». Многие дети и родители мне с грустью говорили: «Знаете, мы пробовали задавать вопросы, а учитель на нас сильно сердился и сказал, что “Сначала выучи, а потом задавай вопросы”, или “Не мешай вести урок”, или “Вот выскочка начитался, а теперь из себя изображаешь”». После этого дети перестают задавать вопросы.

По-моему, поощрение детей задавать вопросы – должно быть главным критерием в образовании. Дети должны учиться активно, они должны учиться задавать вопросы, и чем больше, тем лучше. Но вот тут и главной становится проблема квалификации учителя. Большинство учителей тут же окажутся в луже, они не смогут отвечать на вопросы. Я был на уроке одного учителя, правда, младших классов, когда они проходили четные числа. Ребенок его спрашивает: «Скажите, пожалуйста, а ноль – это четное число?». Учитель задумался и сказал: «Нет, это особое число».

Я не хотел ронять авторитет учителя на уроке, но после звонка подошел и сказал: «Вы знаете определение четного числа?». Он говорит: «Да, если оно делится на два». Я спрашиваю: «А ноль делится на два?». Он говорит: «Не знаю». Я говорю: «Как не знаете? Ноль разделить на два будет ноль. Ноль – это целое число, значит, по определению, ноль – это четное число». Он говорит: «Да, буду знать. Спасибо!».

То есть учителей таким вещам не учат. Я учителей физики спрашиваю: «Почему, если в пробку воткнуть две вилки и гвоздик, то на этом гвоздике конструкция качается и не падает?». Как правило, они не знают, редко кто может объяснить, почему существует устойчивое равновесие. Это означает, что самих учителей плохо учили. Я сейчас в Киношколу специально прихожу и беседую с учителями.

Я отказался давать открытые уроки, поскольку у меня был горький опыт, однажды я приходил помогать учителю в класс, все объяснял детям, а после этого авторитет учителя упал, дети перестали его уважать. Они увидели разницу, когда действительно интересно, когда можно задавать вопросы, а свой учитель этого не умел. Так нельзя. Поэтому я сказал: «Я буду вкладывать силы в учителей, делать семинар для учителей. Будем разбирать темы, интересные вопросы, всякие методики, и пусть они дальше это транслируют детям».

Пусть через них дети узнают что-то интересное, а не через кого-то постороннего. И действительно оказалось, что некоторые молодые учителя не знают азбучных истин, но открыты для новых знаний и методик. Будем работать не благодаря реформам, а вопреки. Делай, что должно, а там будь, что будет.

Обсудите в соцсетях


ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ: Наталия Демина
Система Orphus

Главные новости

19:04 Орешкин предрек прекращение выплат долгов по кредитам россиянами в 2021 году
18:29 В России набирает популярность новый вид туризма
18:23 Metallica даст концерт в «Лужниках»
18:16 В КБР погибли двое альпинистов из Петербурга
18:01 Опубликован экзит-полы по выборам в верхнюю палату парламента Японии
17:40 В Японии назвали дату подписания мирного договора с РФ
17:07 Иранские власти отказались отпускать россиян с британского танкера
16:35 СМИ сообщили о смерти президента Туркменистана
16:08 В Петербурге арестован ударивший двух человек ножом пассажир
15:48 Глава Siemens назвал администрацию Трампа «лицом расизма»
15:14 Появилась запись разговора иранских и британских военных с танкером
14:42 Мэр Кунгура пожаловался на активистов из-за маек в защиту местной спецшколы
14:18 Зеленский предложил лишить депутатов неприкосновенности
14:04 Летевший в Прагу Boeing вернулся в Москву из-за пожара
13:55 Зеленский рассказал о будущем премьере
13:40 Журналисты сообщили об избиении в клубе из-за плаката с митинга 20 июля
12:34 В Амурской области дожди размыли федеральную трассу
12:09 Изнасиловавшие россиянку в Барселоне вышли на свободу
11:45 Иран назвал новую причину задержания британского танкера
11:35 Появилась информация об экипаже задержанного в Иране британского танкера
11:07 На Сахалине за драку отправлен в отставку замглавы правительства
10:49 СК завел дело против бывшего страховщика МВД
10:29 В Подмосковье мужчина расстрелял своих соседей во время ссоры
10:12 Кандидаты в МГД предложили Собянину встречу
09:55 Великобритания собралась ввести санкции против Ирана после задержания танкера
09:26 Под Брянском при пожаре в доме престарелых погибли люди
09:10 На Украине стартовали досрочные выборы в парламент
20.07 18:54 Роспотребнадзор начал проверку после видео с полуголыми сыроварами
20.07 18:34 В Мосгоризбиркоме прокомментировали выступление Навального на митинге
20.07 18:19 Британский МИД вызвал иранского представителя после задержания танкеров
20.07 17:59 На Украине в «день тишины» завели девять уголовных дел
20.07 17:45 После критики Путина губернатор отчитался о выплатах из-за паводка под Иркутском
20.07 17:20 МВД Украины привлекло авиацию для поддержания порядка на выборах
20.07 16:55 SSJ-100 сел во Владивостоке c поврежденным стеклом в кабине пилотов
20.07 16:25 Российские авиакомпании увеличат количество чартерных рейсов
20.07 15:55 Навальный призвал митингующих выйти к мэрии Москвы
20.07 15:39 В «Слуге народа» определились с кандидатурой на пост председателя Рады
20.07 15:24 Дипломаты не смогли связаться с моряками РФ на задержанном судне в Иране
20.07 14:57 Федерация бокса России оплатит лечение Дадашева после боя в США
20.07 14:37 Митинг на проспекте Академика Сахарова в Москве собрал около десяти тысяч человек
20.07 14:19 На Ямале сошел с рельсов грузовой поезд
20.07 13:55 Правительство согласилось пойти на встречу родственникам заключенных
20.07 13:45 Чрезвычайный комитет Великобритании предостерег от захода в Ормузский пролив
20.07 13:20 Полиция зафиксировала более 600 нарушений перед выборами в Раду
20.07 12:57 Суд отправил под арест первого замначальника УФСИН по Самарской области
20.07 12:43 Грузинский канал вернет в эфир оскорбившего Путина ведущего
20.07 12:21 Власти одобрили создание портала с данными всех россиян
20.07 11:59 Врач оценил достоверность «состаренных» снимков в FaceApp
20.07 11:39 Минпромторг предложил перестать считать пиво алкоголем
20.07 11:11 В SpaceX объявили дату запуска корабля Dragon к МКС
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.