21 марта 2019, Четверг, 17:32
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 февраля 2014, 15:04

Я уеду в никуда

Железнодорожная платформа «Опалиха»
Железнодорожная платформа «Опалиха»
Фото: wikimapia.org

Российские железные дороги и регионы так и не смогли договориться о сохранении существующего объема пригородных перевозок. 2014 год начался с резкого сокращения количества электричек в большей части сети.

Только в январе различные пригородные пассажирские компании отменили по всей стране 144 поезда. Больше всего пострадали Липецкая, Калининградская, Новгородская и Воронежская области (31, 29, 20 и 13 поездов соответственно). Еще 139 поездов, если ничего не изменится, будут отменены в феврале-марте, а в мае будут сокращены еще 20 маршрутов. На этот раз под «ударом» окажется юг страны — пострадают Ростовская область, Ставрополье и Чечня.

Таким образом только за первые пять месяцев 2014 года планируется сокращение 303 маршрутов. Примерно столько же электричек, 310 штук, перевозчики отменили за предыдущие два года, в 2012-2013 гг.

 
Фото: uralpolit.ru

Причина массовых отмен пригородных поездов «зашита» в системе организации перевозок, которая начала формироваться с 2006 года. В середине 2000-х годов авторы реформы пригородного сообщения исходили из того, что оно не интересно железнодорожной монополии, главными выгодополучателями являются региональные власти — именно на их плечах лежит забота о поддержании мобильности населения и сохранение транспортной доступности в некоторых районах, где кроме железной дороги, в буквальном смысле, нет никаких путей сообщения.

Соответственно распределены были и обязанности: регионы стали заказчиками услуг, исполнителями стали пригородные пассажирские компании, которых по всей стране было учреждено несколько десятков. Эти пригородные пассажирские компании, ППК, в свою очередь, имеют дело с РЖД — они арендуют подвижной состав, депо, оборудование, платят за пользование инфраструктурой и т. д.

В 73 регионах страны на обычных пригородных поездах (в народе их называют «электричками» даже если это на самом деле дизель-поезд), которые в расписание имеют номера от 6000 до 6999, людей перевозят 26 ППК. Из них 4 принадлежат РЖД на 100%, у 14 более половины акций принадлежат РЖД, остальные — в собственности одного или нескольких регионов, на территории которых они оперируют, у 5 компаний большая часть акций находится в собственности регионов, 1 компания находится полностью в частных руках, а две принадлежат частным инвесторам более, чем на 25%.

Таким образом, в общем случае, схема запуска электрички выглядит так: власти определенного региона делают заявку в местную ППК, та, в свою очередь, арендует подвижной состав, оборудование и персонал у РЖД и запускает поезд. Бюджет региона платит ППК, а та, в свою очередь, РЖД. Губернатор надавить на руководство ППК не в силах: либо РЖД является контролирующим акционером, либо собственником акций являются правительства нескольких регионов.

 
Фото: pskovrail.ru

На пути работы логичной схемы, как обычно, встал денежный вопрос. Работа даже старых поездов, некоторые из которых служат уже не одно десятилетие, стоит немало, зачастую у дотационных регионов просто нет денег на оплату выхода электрички на линию.

В 2011 году РЖД добилось отмены перекрестного субсидирования, когда работа электричек, фактически, оплачивалась за счет грузовых перевозок. С тех пор начались накапливаться долги. По данным РЖД, на конец 2013 года ППК в общем суммы должны монополии около 30 миллиардов рублей. Долг, естественно, накапливался у дотационных регионов, то есть он является практически невозвратным, если только на помощь не придет федеральный центр.

Безубыточными, а то и прибыльными, оказались всего несколько ППК, в том числе базирующиеся на Кубани, в Омске, Волгограде и Москве. ЦППК, которая является оператором перевозок по Московской железно дороге, вообще осталась вне конкуренции: ее доля среди всех пригородных пассажирских перевозок составляет 56%, за 2012 финансовый год даже без учета субсидий компания заработала более 5 миллиардов рублей. ЦППК уже не только арендует поезда у РЖД, но и самостоятельно закупает составы.

Вплоть до 2013 года ППК позволялось работать в долг, что вызывало страшное недовольство в РЖД: государственной монополии совершенно не хотелось субсидировать пригородные перевозки. Однако теперь федеральное правительство запретило ППК оказывать услуги в долг. Существует несколько вариантов решения проблемы, например отмена для РЖД льгот на земельный и имущественный налоги, которые поступают в бюджет регионов. Но пока представители различных групп интересов не пришли к консенсусу, россияне будут все реже встречать в своих городах и селах электрички.

Если ничего не поменяется, то в России вместо более чем 6 тысяч ежедневных пригородных поездов останется максимум 2,5 тысячи.

Для того, чтобы оценить масштаб сокращения движения пригородных поездов, можно, рассмотреть пример Новгородской области. В этом регионе очень развита сеть железных дорог — сказывается близость Петербурга. Однако в результате сокращений ежедневное движение электричек сохранилось только на двух направлениях — главном ходе Октябрьской железной дороги и отходящей от него ветке Чудово—Новгород. Несколько раз в неделю ходят поезда от Чудова до Волхова и из Старой Руссы в сторону станции Бологое. Сохранено движение пригородных поездов на линии Петербург—Сонково, да и то не на всем ее протяжении. При этом жители городов и поселков, которые расположены вдоль главного хода Октябрьской железной дороги вскоре могут быть лишены пригородного транспорта даже несмотря на то, что Новгородская область готова его оплачивать: РЖД закупает новые Сапсаны для движения между Петербургом и Москвой, по сложившейся практике каждый новый скоростной поезд приведет к отмене медлительных электричек.

 
Фото: nerehtskiy.livejournal.com

После того, как Северо-западная пригородная пассажирская компания увеличила за три года стоимость поддержания работы пригородного сообщения в области с 8 до 581 млн рублей, правительство области вынуждено было отказаться от использования многих веток. Некоторые поселки в результате оказались вообще без какого-либо сообщения. Власти решили, что дешевле организовать движение на вездеходе или передать в дар жителям одну на всех лошадь.

В результате пригородное сообщение хоть как-то развивается только в московском регионе: закупаются новые составы, ремонтируются пути, скоро даже будет запущено пассажирское движение по Малому кольцу Московской железной дороги. Если в самое ближайшее время не удастся найти удачную схему финансирования пригородного железнодорожного транспорта, то электричкой, как поется в песне, можно будет уехать только из Москвы, жители других городов будут лишены такого удовольствия.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

00:57И.о. главы Пентагона обвинили в «отстранении конкурентов» Boeing
00:41«Нафтогаз» сообщил о подготовке «Газпрома» к прекращению транзита газа
00:32Мэй выразила глубокое сожаление из-за задержки Brexit до июня
00:17Трамп предупредил о сохранении высоких пошлин на товары из КНР
00:09Мужчина в стрингах устроил перформанс в Третьяковке
20.03 23:10Крупнейшие российские издательства попали под санкции Украины
20.03 22:46ФРС США решила не менять ключевую ставку до конца года
20.03 22:35Венедиктова назначили главредом «Эха Москвы» на пять лет
20.03 22:04Трамп пообещал добить ИГ «к вечеру»
20.03 21:39МВД завело дело о клевете на Рогозина и защите его чести и достоинства
20.03 21:30В Китае клонировали выдающуюся полицейскую собаку
20.03 21:10Минкульт запретил смеяться над дельфинами и трогать хищников
20.03 20:40Индийский ювелир арестован в Лондоне за мошенничество на 2 млрд долларов
20.03 20:14МИД Казахстана назвал плюсы переименования Астаны
20.03 20:10В Польше нашли мастерскую неандертальцев
20.03 20:01ЦИК Украины запретил наблюдателям из РФ работать на выборах президента
20.03 19:45Защита Варвары Карауловой подала прошение об УДО
20.03 19:34Дональд Туск назвал условия краткой отсрочки Brexit
20.03 19:22Нефть WTI впервые с ноября подорожала до 60 долларов
20.03 19:01Apple представила наушники с беспроводной зарядкой
20.03 18:48Правительство решило сдерживать рост цен на продукты в Крыму
20.03 18:34Шнуров объявил о последнем турне «Ленинграда»
20.03 18:22ОНК попросила допустить к Кокорину врача «Зенита»
20.03 18:06Украина ввела санкции против участников строительства Крымского моста
20.03 17:47Британскому бизнесу предложили вложиться в российские нацпроекты
20.03 17:16Ипотечные каникулы распространят на действующие договоры
20.03 17:01Продолжительность жизни россиян превысила 73 года
20.03 16:48Суд приговорил главу «тамбовской» группировки к 24 годам строгого режима
20.03 16:36Андрей Борисов избран мэром Смоленска
20.03 16:09Умер народный артист России Анатолий Адоскин
20.03 15:43Медведев решил заработать на зданиях переехавших министерств
20.03 15:27Госдума поручила Топилину разобраться с разницей заплат мужчин и женщин
20.03 15:16Умер оперный певец Сергей Балашов
20.03 15:08Сбербанк анонсировал сервис снятия наличных в кассах магазинов
20.03 14:54ЕС оштрафовал Google на 1,5 млрд евро
20.03 13:47Стронций в удобрениях мог исказить данные о происхождении девушки из Эгтведа
20.03 13:35Столица Казахстана сменила название на Нурсултан
20.03 13:26Госдума создала группу для оценки ущерба Крыму от Украины
20.03 13:13Следователи во Франции обвинили сенатора Керимова по новому делу
20.03 13:01Врио главы Челябинской области заявил об участии в выборах
20.03 12:46ФСИН обяжет сотрудников тюрем извиняться за пытки
20.03 12:42Уникальный штамм вируса гепатита проник в Австралию более 50 тысяч лет назад
20.03 12:28Путин назначил врио главы Калмыкии
20.03 12:15Путин провел рабочую встречу с Олегом Хорохординым
20.03 12:02Назарбаев станет почетным сенатором Казахстана
20.03 11:51Путин принял отставку главы Алтая
20.03 11:27ФСИН скопила продуктов на 8 млрд рублей
20.03 11:05Больше половины опрошенных россиян признались в нелюбви к США и Украине
20.03 10:54Заседание правительства Мурманской области началось без главы региона
20.03 10:33Джо Байден заявил об участии в выборах президента США 2020 года

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.