19 марта 2019, Вторник, 03:10
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

16 мая 2014, 16:14

Жизнь после санкций

Фото: fararu.com
Фото: fararu.com

Вопрос действенности санкций, а также их легитимности как средства международной политики, в настоящее время вызывает сильные дискуссии между экспертами. Высказывания в этой области делятся в основном на две категории: те, которые описывают вредоносность и противозаконность санкций и те, в которых санкции представляются одним из необходимых инструментов в комплексном подходе к регулированию международных отношений. При этом первые преимущественно описывают социальный и экономический ущерб, наносимый санкциями, а вторые зачастую затрагивают эту тему лишь косвенно, как неизбежные издержки ради достижения поставленных задач.

Ни те, ни другие, впрочем, обычно не затрагивают специфику восстановления стран после хотя бы частичного снятия санкций. Понятно, что это в любом случае сделать довольно трудно, так как обычно санкции налагаются на страны, в которых уже имеет место комплексная нестабильность либо предпосылки к ней. Иными словами, на этапе восстановления установить, какая часть общего ущерба была нанесена собственно санкциями и как она была/может быть компенсирована, практически невозможно. Однако ради формирования более широкого контекста можно рассмотреть отдельные примеры таких восстановительных процессов в странах, к которым применялись жесткие международные санкции.

Ливия

В Ливии к моменту переворота 1969 г., в результате которого в стране установился новый политический строй и у власти оказался Каддафи, экономика испытывала подъем (быстрый рост ВВП наблюдался начиная с конца 1920-х гг.). Переворот, сопровождаемый национализацией нефтяных производств, вызвал сильное охлаждение в отношениях между Ливией и западными державами, прежде всего США. Это также сопровождалось трениями уже политического характера, прежде всего связанных с тем, что Каддафи поддерживал террористические движения в ряде стран. В 1979 г. США квалифицировали Ливию как государство, спонсирующее терроризм. К этому следует добавить, что Ливия на этапе Джамахирии много вкладывалась в развитие своих вооружений и примыкала к странам соцблока.

Первые серьезные экономические санкции против Ливии, существенно ограничившие возможности экспорта и импорта, а также финансирования, начались в 1980-е гг. Первыми инициаторами были США, затем и ООН. В сочетании с общим падением цен на нефть в мире (а нефть составляла основу экономики Ливии) санкции привели к тому, что ВВП в этот период сократился почти вдвое. Начавшаяся в ответ на это диверсификация ливийской экономики к 1990-м гг. хоть и не прекратила, но затормозила этот процесс. Санкции планомерно ужесточались вплоть до 2000-х гг. К тому моменту они включали в себя эмбарго на поставки нефтедобывающего оборудования и замораживание некоторых зарубежных счетов.

 
Триполи

В 2003 г. Ливия сменила дипломатическую тактику и выполнила ряд требований, исходящих от ООН. В частности, эксплицитно отказалась от поддержки терроризма, официально приняла на себя ответственность за ряд терактов и объявила о готовности выплатить компенсацию семьям жертв. После этого санкции ООН с Ливии были сняты. В самом конце 2003 г. Ливия также объявила о намерении свернуть программы наращивания вооружений. В результате в 2004 г. США прекратили распространение на Ливию принятого в 1996 г. Акта об иранских и ливийских санкциях. После того как международные ограничения были сняты, ливийская экономика начала быстро расти, прежде всего за счет торговли нефтью, что продолжалось до 2011 г., когда там на волне арабской весны начались народные волнения, увенчавшиеся революцией.

Эти события ударили по ливийской экономике, в результате чего ВВП в тот год сократился более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом. Однако в следующем же году он резко вырос, несмотря на сильную политическую нестабильность в стране. Период народных протестов против Каддафи сопровождался новой волной санкций против Ливии, инициированных ООН и США. Многие из этих санкций были адресными, то есть заключались в замораживании зарубежных активов семьи Каддафи и прочих представителей власти. Однако из-за того, что ключевые отрасли ливийской экономики контролировались государством, то есть режим мог использовать их доходы в своих интересах, эти возможности также были перекрыты (прежде всего это распространялось на крупные банки и нефтеторговлю). После свержения режима эти ограничения были сняты.

Быстрое восстановление ливийской экономики было в своем роде сенсацией 2012 г. Следует учитывать, что основной ее движущей силой оставалась торговля нефтью, а по итогам событий 2011 г. нефтедобывающая инфраструктура была повреждена. Тем не менее, уже в конце 2011 г. аналитики стали прогнозировать в следующем году скачок ВВП не менее чем в 50% (в итоге он составил более 100%). Отчасти это объяснялось тем, что в ходе гражданской войны и силы оппозиции, и режим Каддафи старательно и целенаправленно избегали разрушать инфраструктуру, и имевшие место случайные повреждения было относительно легко устранить. Хотя на момент смены режима уровень нефтедобычи составлял всего 40% от прежнего, это уже было хорошей основой.

Тем не менее, позднее начались разговоры о том, что экономический рост в Ливии встречает существенные общественно-политические препятствия: у нового правительства отчетливой стратегии нет, а между тем в стране с исконным трайбализмом в сложившихся обстоятельствах идет непрестанная борьба за владение ресурсами. Более того, в середине 2013 г. начались захваты нефтехранилищ повстанцами, требующими от правительства большей автономии. По итогам этих пертурбаций ВВП уже в 2013 г. снизился на 10%.

По мнению Нейта Мейсона, бывшего торгового атташе при посольства США в Ливии, необходимо срочно реструктурировать нефтедобычу и повысить прозрачность распределения ресурсов. Далее, считает он, нужно направлять больше средств, полученных от внешней торговли, локальным властям, чтобы они по своему усмотрению вкладывали их туда, где это необходимо. Альтернативой этому может стать попытка вновь централизовать распределяющую функцию, что, по словам Мейсона, приведет к росту коррупции и социальной несправедливости.

Также часть доходов от внешней торговли следует направить на финансирование общественных нужд (помощь бедным семьям, социальные фонды, зарплаты госслужащим и т.п.). Что касается самой инфраструктуры, то необходимо произвести тщательную ревизию ее функционирования, дабы избежать утечки средств на разных этапах. Наконец, Мейсон считает, что необходимо легализовать частный сектор, так как несмотря на смену режима, правительство по-прежнему относится к таким нововведением с большой осторожностью.

Иран

США наложили санкции на Иран в 1979 г., вскоре после исламской революции. Они стали реакцией на захват заложников в американском посольстве в знак протеста против того, что США приняли к себе изгнанного иранского шаха. Тогда были заморожены крупные суммы на зарубежных иранских счетах. В 1984 г., после вторжения иракских сил в Иран, вышел запрет на продажу Ирану оружия, а также на оказание Соединенными Штатами какой-либо помощи Ирану. В 1996 г. был подписан Акт о санкциях против Ирана и Ливии, который был переименован в 2006 г., когда с Ливии санкции были сняты. В 2005 г., когда президентом стал Махмуд Ахмадинежад, по инициативе Буша были заморожены счета тех, кто имел отношение к иранской ядерной программе. В 2010 г. Обама подписал акт о дополнительных санкциях против Ирана. В 2013 г., после того как к власти пришел умеренный Хасан Рухани, санкции были несколько смягчены благодаря тому, что переговоры о ядерной программе сдвинулись с мертвой точки.

 
Тегеран

С 1950-х гг. и до революции 1979 г. экономика Ирана быстро развивалась, преимущественно за счет сельского хозяйства. Однако к 1978 г. темп роста замедлился в связи со стремительной утечкой капитала за границу. Вскоре после революции, в результате которой 80% экономики страны было национализировано, разразилась война с Ираком, которая в общей сложности обошлась Ирану в $500 млрд. Последующее ужесточение санкций также не способствовало ее быстрому росту.

Теперь, по прогнозам аналитического центра IHS, сделанным в апреле 2014 г., рост иранской экономики за 2014-2015 финансовый год может составлять от 1-2% при плохом сценарии и 6-8% при хорошем. В случае сохранения статуса-кво аналитики предсказывают рост в 2-3%. Худший сценарий учитывает потенциальное ухудшение отношений между Ираном и Западом, экономические осложнения и разрушение нефтегазовой отрасли в стране. Сценарий развития при сохранении нынешних условий предполагает большую долю неопределенности и нестабильности, наличие умеренных финансовых и экономических санкций, некоторый приток зарубежных инвесторов и усиленное развитие добычи нефти и газа.

Наконец, наиболее оптимистичный сценарий подразумевает полную отмену санкций. «ЕС приостановил действие запрета на страхование иранских нефтепоставок, были разблокированы средства, полученные в результате торговли нефтью в размере $4,2 млрд., а нынешние ограничения на импорт сырья будут оставаться для шести стран, которые все еще покупают нефть у Ирана. Тем не менее, несмотря на некоторое смягчение санкций, стране, вероятно, придется решать проблемы с финансовыми задолженностями, сильной инфляцией и экономикой, которая с 2011 г. сократилась до $270 долларов».

МВФ делает сходные прогнозы: при вероятном экономическом росте на 1,5% в 2014 г. и 2,3% в 2015 г., ожидается сокращение инфляции до 23% (по сравнению с 35,4% в 2013 г.). При этом вероятен рост уровня безработицы до 14% (с 12,9% в 2013 г.).

При этом в стране, как сообщает агентство France-Presse, после первоначального эмоционального подъема по итогам избрания умеренного президента Хасана Рухани, начинает расти недовольство. Действительно, в соответствии с ожиданиями, Рухани добился от Запада смягчения санкций, но гражданам от этого легче не стало. «Он начал замедлять рост инфляции, доставшийся ему в наследство от программ его предшественника, которые хоть и были призваны поддерживать иранскую экономику по мере ее изоляции от внешнего мира, в конечном счете только усугубили ее проблемы». Большинство иранцев по-прежнему считают, что политика Рухани в перспективе может обеспечить экономике положительный рост, однако отсутствие непосредственного улучшения, высокие цены и сильное имущественное расслоение среди населения не добавляют Рухани популярности.

«Мы живем в очень трудное время и находимся в условиях экономического застоя в сочетании с инфляцией. В такой ситуации трудно проводить политику, так как любые действия по стимулированию роста приводят к инфляции», - объяснил AFP Рамин Рабии, представитель тегеранской фондовой биржи. По мере роста безработицы население еще больше беднеет, что, в свою очередь, вызывает беспокойство у иностранных компаний в Иране. Причина беспокойства не только в том, что падает покупательная способность, но и в том, что в ситуации социальной напряженности у консерваторов и сторонников жесткого курса может появиться больше инструментов давления на Рухани и, соответственно, влияния в принятии решений.

Продолжение следует

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

00:55Экс-президента Перу задержали за пьянство в американском ресторане
00:52Часть Каракаса осталась без света из-за взрыва на электроподстанции
00:32Рогозин пообещал подстраховать NASA на случай неудач с ракетами
00:23СМИ: IPO «Совкомфлота» опять отложено
00:11Обвиненный в контрабанде наркотиков американец освобожден из СИЗО в Москве
18.03 23:48Украина выразила протест по поводу поездки Путина в Крым
18.03 23:19В хабаровском правительстве прошли обыски по «лесному делу»
18.03 23:08Пентагон запросил почти 23 млрд долларов на разведку
18.03 22:42В крови умершей свидетельницы по делу Берлускони найдены кадмий и сурьма
18.03 22:25В Госдуме предложили разрешить полиции предостерегать граждан
18.03 21:35Глава чеченского «Мемориала» приговорен к четырем годам колонии
18.03 21:11Полиция Утрехта задержала устроившего стрельбу в трамвае мужчину
18.03 20:57Россия признала новое название Республики Македония
18.03 20:42Уволенный из «Росгеологии» Горринг лишился еще одной должности
18.03 20:18СМИ узнали причины расстрела пассажиров трамвая в Утрехте
18.03 19:59Вынесен приговор по делу о хищении 2,2 млрд рублей из «Нота-банка»
18.03 19:28В феврале российская промышленность поставила рекорд роста за два года
18.03 18:53Суд оставил под арестом обвиняемых в пытках в ярославской колонии
18.03 18:34Компания Apple представила новые iPad Air и iPad mini
18.03 18:18«Красная икра» пожалуется на обыски в прокуратуру
18.03 17:55Число жертв в Утрехте возросло до трех
18.03 17:38Президент подписал законы о фейковых новостях и неуважении к власти
18.03 17:15Уроженца Турции объявили в розыск в связи со стрельбой в Утрехте
18.03 16:45На Украине завели более 50 уголовных дел о подкупе избирателей
18.03 16:20Суд отклонил иск депутатов о запрете использования реагентов
18.03 16:01NASA сообщило о взорвавшемся над Камчаткой метеорите
18.03 15:41Путин запустил тепловые электростанции в Крыму
18.03 15:20Курсы доллара и евро снизились до уровня лета 2018 года
18.03 14:58В результате стрельбы в Утрехте погиб человек
18.03 14:29В Москве простились с Игорем Малашенко
18.03 14:09В Нидерландах неизвестный открыл стрельбу в трамвае
18.03 13:55Путину доложат о призывах освободить китов из тюрьмы
18.03 13:32ФСБ пришла с обысками в сеть магазинов «Красная икра»
18.03 13:21Библиотеки Великобритании и Франции оцифровали 800 средневековых рукописей
18.03 13:16В России на 2% проиндексируют социальные пенсии
18.03 12:52ФАС заявила о многочисленных нарушениях в закупках по Универсиаде
18.03 12:35Родственники погибших на Сямозере детей отсудили более 40 млн рублей
18.03 12:09Школьник случайно выстрелил в одноклассника на уроке ОБЖ
18.03 11:45Минтруд зафиксировал рост безработицы в стране
18.03 11:39В честь имперских штурмовиков из «Звездных войн» назван новый род пауков
18.03 11:19Экс-директора лагеря «Сямозеро» приговорили к 9,5 годам колонии
18.03 11:04В Грузии начались масштабные военные учения с НАТО
18.03 10:42Египет купил у России несколько десятков российских Су-35
18.03 10:20Стрелок из Новой Зеландии отказался от услуг адвоката
18.03 09:54В Минтрансе США подозревают Boeing в сокрытии информации
18.03 09:31Жителей села в Хабаровском крае переселят из-за угрозы подтопления
18.03 09:07Власти Новой Зеландии внесут поправки к закону об оружии
18.03 01:04Huawei создала замену Android на случай разрыва отношений с США
18.03 00:47Минкомсвязи РФ предложило легализовать eSim без изменения законов
18.03 00:35Пилоты учились управлять Boeing 737 MAX в симуляторе на айпадах

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.