Российские регионы давно занялись подготовкой документов, содержащих стратегию из развития, однако не так часто эти документы оказываются доступны для изучении и анализа. На специальном Инвестиционном портале Мурманской области опубликована инвестиционная стратегия региона. Экономический обозреватель «Полит.ру», кандидат экономических наук Григорий Гриценко проанализировал документ.
Концепция развития Мурманской области предполагает последовательное развитие нескольких кластеров: горно-металлургического, горно-химического, эксплуатации шельфовых месторождений, морского транспортного узла, рыболовецкого и пищевого кластера, транспортировки грузов Северным морским путем, энергетического и туристическо-рекреационного кластера.
Безусловно, у всех этих кластеров существуют хорошие перспективы, однако их развитие может быть заторможено нехваткой квалифицированной рабочей силы, что следует из материалов Концепции, в которой приводятся прогнозные данные дефицита рабочей силы по основным направлениям ее использования.
Чтобы преодолеть это ограничение, Концепция предполагает развитие собственных трудовых ресурсов в области, которое выделяется в отдельный кластер.
Однако с учетом географической специфики Мурманской области, как представляется, нет никакой необходимости для подготовки требуемых кадров опираться на собственные трудовые ресурсы и создавать для их профессиональной подготовки специальный кластер.
К сожалению, в Концепции не приводятся данные о демографической ситуации в области, которые могли бы проиллюстрировать положение дел на рынке труда. С одной стороны, это текущее и будущее предложение рабочей силы: численность населения, половозрастная структура, рождаемость и смертность, динамика миграции населения, и прогноз численности и структуры населения. С другой стороны, это текущий и будущий спрос на рабочую силу: количество рабочих мест на предприятиях области, дифференциация этих мест по степени квалификации, тяжести труда и уровню оплаты труда, и предполагаемое в будущем ликвидация существующих рабочих мест и создание новых.
Поэтому судить о степени напряженности на рынке труда можно только по отдельным прогнозным данным, что не дает общей картины ситуации с трудовыми ресурсами.
Тем не менее, исходя из имеющихся официальных данных о динамике численности населения, можно сделать вывод, что подготовка кадров для работы на предприятиях Мурманской области непосредственно на ее территории будет не самым оптимальным проектом. Во-первых, это будет достаточно дорого; во-вторых – вряд ли можно будет обеспечить необходимый набор учащихся; в-третьих, большинство специальностей, по которым будет проводиться подготовка кадров, скорее всего, будет дублировать аналогичные специальности в уже существующих учебных заведениях России (высших и средних специальных).
С учетом этих обстоятельств, гораздо лучше трудовые ресурсы области формировать на основе принципа ротации – специалисты могут приглашаться для работы на предприятиях Мурманска и области из любых районов России, СНГ и иностранных государств, с тем, чтобы после окончания действия контракта уезжать обратно.
Таким образом, привлечение внешних трудовых ресурсов (дефицита которых пока не наблюдается) позволит существенно снизить расходы на подготовку кадров; тем более, что даже подготовка собственных кадров не гарантирует, что в дальнейшем они не уедут работать в другие регионы страны.
Кроме минимизации затрат на образование, использование принципа ротации снимает с региона необходимость решать сразу несколько достаточно трудных социальных вопросов, которые появляются при наличии большого постоянного населения. Это обеспечение дошкольного и среднего образования детей работников предприятий области; пенсионное обеспечение; обеспечение медицинского обслуживания детей и лиц пенсионного возраста.
В тоже время не будет необходимости осуществлять дополнительные затраты на адаптацию проживания людей в некомфортных природно-климатических условиях.
Кроме того, для обеспечения работников жильем можно использовать давно обсуждаемую, но до сих пор не нашедшую применения на практике идею строительства доходных домов. Если работники предприятий отрасли будут приезжать на работу по срочным контрактам, то им нет необходимости покупать себе жилье. Они могут снимать квартиры в доходных домах на время действия контрактов. Строительство и эксплуатацию доходных домов могут осуществлять совместно предприятия области, которые заказывают специалистов, и местные администрации, на территории которых будут жить приглашенные специалисты.
Разумеется, тем работникам, кто захочет остаться на постоянное место жительство, необходимо предоставить возможность купить подходящее жилье на льготных условиях. Для этого местные Администрации могли бы бесплатно предоставлять участки под застройку.
Таким образом, переход к системе кадрового обеспечения предприятий области, основанной на принципе ротации кадров, мог бы позволить преодолеть ограничения, накладываемые возможным дефицитом местных трудовых ресурсов, а так же высокой стоимостью их общеобразовательной и профессиональной подготовки.