20 июля 2019, Суббота, 16:52
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 февраля 2016, 12:03

Великий шелковый Викинг

Отправление первого демонстрационного рейса Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай из порта Ильичевск.
Отправление первого демонстрационного рейса Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай из порта Ильичевск.

Правительство Украины подписало с Литвой меморандум о намерении объединить проекты «Шелковый путь» и «Викинг», в результате чего уже в ближайшее время грузы из Китая и Восточной Азии смогут доставляться к портам Балтийского моря в обход Транссибирской железной дороги и Суэцкого канала.

В отличие от «Шелкового пути», перспективы которого по многим причинам весьма туманны, «Викинг», запущенный в 2003 году, уже сейчас считается одним из самых успешных логистических проектов на постсоветском пространстве.

«Викинг» — это, фактически, регулярно курсирующий между Ильичевском (порт недалеко от Одессы) и Клайпедой (главный порт Литвы) грузовой состав. Его путь лежит через территорию Украины, Белоруссии и Литвы, проходя, в том числе, через Киев и Минск. Периодичность — от трех раз в неделю до двух раз в день.

Это только на первый взгляд легко запустить регулярный грузовой состав. Транспортная наука утверждает, что именно такой вид сообщения наиболее удобный и для перевозчиков, и для клиентов, но, например, в России до сих пор все грузовые поезда формируются и отправляются по факту — то есть нет никаких гарантий, что из одной точки страны в другую в определенный момент времени отправится грузовой вагон. Создатели «Викинга» смогли переломить советскую традицию. Причем 1734 км состав преодолевает за 52 часа — скорость, недостижимая для грузоперевозок на российских железных дорогах.

Есть у этого поезда одна особенность - его маршрут выглядит довольно странно и постоянно делает зигзаги. Это не удивительно — основная сетка железных дорог в этом регионе была создана еще до Первой мировой войны, когда никому в голову не могло прийти, что нужно будет связывать Одессу и Литву. Главные пути из портов Балтийского и Черного морей направлены в центр России, а также к Донбассу и российскому черноземью, век назад именно в этих регионах были сконцентрированы основные экспортные отрасли экономики Российской империи.

В год поезд «Викинг» перевозит 50-60 тысяч TEU (стандартные грузовые контейнеры), это всего в 2-3 раза меньше, чем международный транзит по Транссибирской магистрали и примерно в 50 раз больше, чем планируется в ближайшее время перевозить по «Шелковому пути».

Возможная синергия от объединения двух проектов может заключаться в том, что товары из Китая смогут сразу оказываться в экономическом пространстве Европейского союза, преодолевая без проблем таможенную территорию Казахстана, Азербайджана, Грузии, Украины и Белоруссии.

 
Станция Алашанькоу, расположенная с китайской стороны Джунгарских ворот у границы с Казахстаном. Фото: Yaohua2000,  Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Впрочем, не стоит забывать и о минусах проекта — достаточно длительный срок доставки грузов из Восточной Азии в Европу, необходимость сравнительно частой перевалки с железнодорожных платформ на паромы, необходимость преодоления Каспийского и Черного морей никто не отменял и, наконец, геополитическая нестабильность в регионе.

Впрочем, о будущем проекта можно будет судить уже достаточно скоро: наладить максимально быстрый транзит грузов не так уж и сложно. Вопрос только в том, найдется ли достаточно количество пользователей этого маршрута.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

16:25Российские авиакомпании увеличат количество чартерных рейсов
15:55Навальный призвал митингующих выйти к мэрии Москвы
15:39В «Слуге народа» определились с кандидатурой на пост председателя Рады
15:24Дипломаты не смогли связаться с моряками РФ на задержанном судне в Иране
14:57Федерация бокса России оплатит лечение Дадашева после боя в США
14:37Митинг на проспекте Сахарова в Москве собрал около десяти тысяч человек
14:19На Ямале сошел с рельсов грузовой поезд
13:55Правительство согласилось пойти на встречу родственникам заключенных
13:45Чрезвычайный комитет Великобритании предостерег от захода в Ормузский пролив
13:20Полиция зафиксировала более 600 нарушений перед выборами в Раду
12:57Суд отправил под арест первого замначальника УФСИН по Самарской области
12:43Грузинский канал вернет в эфир оскорбившего Путина ведущего
12:21Власти одобрили создание портала с данными всех россиян
11:59Врач оценил достоверность «состаренных» снимков в FaceApp
11:39Минпромторг предложил перестать считать пиво алкоголем
11:11В SpaceX объявили дату запуска корабля Dragon к МКС
10:57Российский боксер получил отек мозга после боя в США
10:41Иран дал пояснения насчет задержания британского танкера
10:17Продюсер Пригожин рассказал о жизни российских артистов в кредит
09:58Первый энергоблок Калининской АЭС подключили к сети
09:32Эксперты назвали наименее востребованные профессии в России
09:09В США решили изменить тест на получение гражданства
19.07 20:54США ввели санкции против еще четырех чиновников из Венесуэлы
19.07 20:39Иран показал видео-опровержение заявления США по дрону
19.07 20:22Госдеп США заявил об исполнении требований Москвы при запросе виз для учителей
19.07 20:05ФАС получила документы по сделке «Яндекс.Такси» и «Везет»
19.07 19:49Число отравившихся едой из автоматов в Москве достигло 75 человек
19.07 19:35Столичных коллекторов оштрафовали на 100 тысяч рублей за настойчивые звонки
19.07 19:22Пентагон подтвердил принадлежность сбитого беспилотника Ирану
19.07 18:56В Малайзии повышение НДС на пальмовое масло в РФ сочли диксриминацией
19.07 18:41Любовь Соболь обжаловала отказ в регистрации кандидатом в Мосгордуму
19.07 18:28Зеленский уволил 11 послов Украины в других странах
19.07 18:04Совфед одобрил предложение определить понятие «интернет-преступление»
19.07 17:45Суд оставил Кирилла Вышинского под стражей
19.07 17:33«ВКонтакте» запустит приложение для знакомств Lovina
19.07 17:16Минэнерго продолжит поиски источника «грязного» авиатоплива
19.07 16:51FaceApp за 10 дней заработало более миллиона долларов
19.07 16:25СМИ сообщили об увольнении трех генералов Росгвардии
19.07 15:50Место главреда ТАСС займет Михаил Петров
19.07 15:49Российские синхронистки завоевали золото ЧМ в произвольной программе
19.07 15:31Питерский горизбирком отменил 27 отказов в регистрации кандидатов
19.07 15:12В Чувашии опровергли сообщения о госпитализации главы региона
19.07 14:54Суды отклонили жалобы «Газпрома» на арест активов
19.07 14:35Опрошенная молодежь больше старшего поколения довольна делами в регионах
19.07 14:17Меркель выразила готовность улучшать отношения с Россией
19.07 14:17На Летнем кампусе РАНХиГС Рустам Минниханов и Владимир Мау обсудили инновации и тренды
19.07 14:02Суд оштрафовал «Русский стандарт» на 26,2 млн рублей
19.07 13:49Путин встретился с пострадавшими от наводнения в Иркутской области
19.07 13:27Подозреваемый в хищениях из «Дружбы» попросил убежища в Литве
19.07 13:08Минтруд предсказал рост безработицы в полтора раза из-за предпенсионеров

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.