27 октября 2020, вторник, 09:13
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 августа 2016, 20:35

Из истории синхронного плавания

Синхронное плавание
Синхронное плавание

Самое древнее описание водной хореографии встречается у римского поэта I века Марциала. Первая книга его эпиграмм, известная как «Книга зрелищ», посвящена открытию в Риме Колизея и описывает происходившие там гладиаторские бои, травли животных, а также навмахии – морские сражения, для проведения которых арена при помощи специальных труб заполнялась водой и превращалась в искусственное озеро. Современные историки обоснованно сомневаются, что такие зрелища устраивались непосредственно в Колизее, так как технически это было невозможно. Обычно навмахии устраивали на естественных водоемах или специально вырытых и заполненных водой прудах. Но Марциал в своих стихах перенес эти зрелища в Колизей.

Показывали зрителям и другие выступления на воде, например, женщин, изображавших нереид. Вот, как это описывает Марциал:

Ловко обученный хор Нереид резвился по морю,

Строем подвижным пестря лоно уступчивых вод.

То нам трезубец прямой угрожал, то изогнутый якорь,

То появлялось весло, то появлялся корабль;

Звезды лаконцев, пловцам любезные, ярко сверкали,

И раздувался большой парус у нас на глазах.

Кто ж изобрел на волнах текучих столь хитрые игры?

Иль их Фетида вела, иль научилась вести (перевод Ф. А. Петровского)

Комментаторы полагают, что «трезубец прямой», «изогнутый якорь», «весло» и «корабль» – фигуры, которые образовывали в воде тела пловцов. По крайней мере, «трезубец» (fuscina) и «якорь» (ancora) встречаются среди названий типов построения войска на суше. Видимо, они могли быть воспроизведены и в воде.

Чтобы отыскать следующий пример хореографических выступлений на воде, нам необходимо перенестись в Лондон начала XIX века, где владельцы театра Sadler's Wells Theatre оборудовали на сцене бассейн размером 90 на 45 футов (27 на 13 метров), чтобы показывать там «аквадрамы». В репертуаре были как исторические пьесы («Осада Гибралтара»), так и пьесы с мифологическими сюжетами, где зрителями показывали колесницу Нептуна, запряженную морскими конями, нереид и тритонов.

 

«Аквадрама» на сцене Sadler's Wells Theatre

В XIX веке некоторые стационарные цирки Европы также начали устраивать водные представления (Nouveau Cirque в Париже, Blackpool Tower Circus в английском Блэкпуле). На превращенных в бассейны сценах выступали пловцы, плавали лодки, устраивались фонтаны и водопады.

 

Первая афиша Blackpool Tower Circus

В викторианской Англии появляются профессиональные пловцы, которые удивляют публику разнообразными трюками. Они устраивают танцы в воде, демонстрируют кувырки, перевороты, плавают со связанными руками и ногами. Для обозначения этой профессии использовалось слово natationist. Сначала это были только мужчины, но потом среди них появились и женщины. Как говорит британский историк Дейв Дэй, это занятие дало возможность заработать на жизнь некоторому количеству представительниц рабочего класса, причем не только публичными выступления, но и в качестве учителей плавания для других женщин.

К концу XIX века занятия по «водному балету» проводились во многих клубах спортивного плавания уже среди любителей. Известно, что первые соревнования были проведены в 1891 году в Берлине. Популярность «водный балет» набирал и за океаном – в Канаде. В США его полюбили благодаря спортсменке и актрисе Аннет Келлерман, приехавшей из Австралии. На родине она занималась плаванием, была чемпионкой штата Новый Южный Уэльс, а также выступала в роли русалки в шоу, проводившихся в прозрачном бассейне, где Келлерман плавала в окружении тропических рыб.

В США она продолжила публичные выступления и стала сниматься в кино. В большинстве случаев в фильмах она представала в образе морской богини, русалки, сирены. Также она пропагандировала обтягивающие купальные костюмы. Вполне скромные по нынешним меркам, они в то время воспринимались как вызывающие. Однажды Аннет Келлерман была даже арестована за непристойный купальник.

 

Афиша фильма «Дочь Нептуна» с Аннет Келлерман

 

Аннет Келлерман в обтягивающем купальнике (1900-е годы)

Келлерман стала активным популяризаторам плавания как пути к здоровью и красоте. Ее выступления одобрял американский Красный крест, который был обеспокоен большим количеством смертей на воде. В результате в некоторых шоу стали демонстрировать приемы спасения утопающих. К 1920-м годам водная хореография распространилась в США. Ей стали обучать в многочисленных спортивных клубах, наряду с обычным плаваньем. В 1924 году в Монреале прошли первые в Северной Америке соревнования. В США они начались несколько позже, когда 27 мая 1939 года прошло соревнование между командами Колледжа Уилбура Райта и Учительского колледжа в Чикаго.

В послевоенные годы в США началась вторая волна популярности водной хореографии. Она связана с именем киноактрисы Эстер Уильямс. Она занималась и даже должна была принять участие в олимпиаде 1940 года, отмененной из-за Второй мировой войны. В области развлечений она впервые попробовала себя еще до войны, выступив в водном шоу Aquacade в Сан-Франциско. Подобно тому, как благодаря знаменитой фигуристке Сони Хени получил популярность жанр балета на льду, для Эстер Уильямс специально ставились «аквамюзиклы».

 

Афиша фильма «Русалка на миллион долларов» (1951)

Фильмы и шоу с участием Эстер Уильмс привлекали новых желающих заниматься водным балетом, а спортивные клубы и секции предоставляли им эту возможность. В начале 1930-х годов в плавательном клубе Чикагского университета работала тренером Катерина Кертис. Она начала экспериментировать с использованием музыки не только в качестве фона для «водного балета», но и как средства синхронизации движений выступающих.

 

Бассейн, в котором в 1930-е годы проводила занятия Катерина Кертис

В 1934 году подготовленная Кертис группа «Современные русалки» из шестидесяти человек с успехом выступила на Всемирной выставке в Чикаго. Именно комментируя выступления «Современных русалок», диктор Норманн Росс впервые использовал выражение «синхронное плавание». Правда, сама Катерина Кертис предпочитала термин «ритмическое плавание». В последующие годы Кертис занялась организацией командных соревнований по синхронному плаванию и составила первый свод правил для этого вида спорта. В 1936 году она выпустила книгу «Rhythmic Swimming: A Source Book of Synchronized Swimming and Water Pageantry».

Благодаря усилия Кертис в 1941 году Союз спортсменов-любителей США (Amateur Athletic Union) признал синхронное плавание видом спорта. А с 1955 года оно вошло в программу Панамериканских игр. В 1948 году показательные выступления синхронистов прошли на олимпиаде в Лондоне, а в 1984 году синхронное плавание вошло в официальную программу современных олимпиад.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.