21 мая 2019, вторник, 03:40
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Корабль Руаля Амундсена поднят со дна

«Мод» у побережья острова Виктория
«Мод» у побережья острова Виктория
Wikimedia Commons

Канадская телекомпания CBC News сообщила о завершении работ по подъему судна «Мод», принадлежавшего знаменитому норвежскому полярному исследователю Руалю Амундсену.

Парусно-моторная шхуна «Мод» (Maud), названная в честь норвежской королевы, была построена по личным чертежам Амундсена к лету 1917 года. За основу он взял конструкцию знаменитого «Фрама» Фритьофа Нансена, внеся в нее некоторые улучшения. На «Мод» размешался экипаж из девяти человек и гидросамолет. Так как шхуна была предназначена для полярных плаваний, вместо бутылки шампанского при церемонии крещения разбили ледяную сосульку.

В первое плавание «Мод» отправилась из Осло 24 июня 1918 года. Амундсен рассчитывал пройти Северным морским путем и выйти в Тихий океан. Морякам дважды пришлось зимовать на затертом льдами судне. Среди экипажа часто возникали конфликты. Двое моряков, покинувших «Мод» и отправившихся к Диксону, погибли. Сам Амундсен получил тяжелые травмы от падения с борта на лед и при нападении белых медведей. Лишь в 1920 году Амундсен достиг берегов Аляски. Он попытался пройти на «Мод» Берингов пролив, но льды вновь не позволили ему продвинуться и он был вынужден зимовать на борту в третий раз.

Фото: Jan Wanggaard

В 1922 году командование шхуной принял помощник и ближайший друг Амундсена Оскар Вистинг. Он предпринял длительный дрейф во льдах Восточно-Сибирского моря. Планировалось повторить попытку Нансена достигнуть Северного полюса на дрейфующем судне, но движения льдов не позволили этого сделать. Закончилось путешествие Вистинга только в 1925 году. В плаванье участвовали известный норвежский океанограф и метеоролог Харальд Свердруп и шведский геофизик Финн Мальмгрен, собравшие большое количество данных о течениях, климате и льде Восточно-Сибирского моря.

Затем шхуна «Мод» была продана, чтобы покрыть долги Амундсена (экспедиция 1918 – 1920 года привела его к банкротству). Ее владельцем стала Компания Гудзонова залива. Но уже на следующий год у южного побережья канадского острова Виктория шхуна была затерта льдами. В 1930 году она затонула на мелководье, часть корпуса «Мод» при этом находилась над водой.

Как и «Фрам», «Мод» имела яйцевидную форму корпуса, прекрасно противостоящую давлению льдов, поэтому он хорошо сохранился даже после восьми десятилетий в воде. Неоднократно возникали предложения поднять судно, принадлежавшее прославленному путешественнику, и сделать из него музей, но долгое время не могли найти достаточного финансирования такого проекта.

Шесть лет назад работами на «Мод» начали заниматься норвежцы под руководством Яна Ванггора (Jan Wanggaard). Летом 2015 года они впервые попытались поднять шхуну, подведя под нее надувные мешки, но эта попытка не удалась. В нынешнем году они подготовили больше подъемных мешков, и в июле «Мод» в первый раз за долгие годы оказалась наплаву. Три месяца заняли работы по перемещению шхуны к специально подготовленной барже, на которую в конце концов удалось поместить «Мод», а также по очистке шхуны изнутри и снаружи. Сейчас Ванггор и его сотрудники подготовили баржу с «Мод» к зимовке.

По словам Яна Ванггора, предстоит долгий процесс сушки пропитавшегося водой деревянного судна. Следующим летом он надеется начать путешествие вместе с «Мод» обратно в Норвегию, где сушка и реставрация шхуны будут закончены.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.