18 июня 2019, вторник, 06:06
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

02 января 2017, 09:01

Франкизм и обращение

В издательстве «Гешарим / Мосты культуры» вышла книга сотрудника Отделения философии Факультета гуманитарных наук Еврейского университета в Иерусалиме Павла Мачейко «Разноплеменное множество. Яаков Франк и франкистское движение в 1755-1816 годах» (М.; Иерусалим, 2016), посвященная истории франкизма – еврейского религиозно-мессианского движения, возникшего в Польше в середине XVIII в. Монография основана на многолетней работе в архивах Польши, Чехии, Израиля, Германии, США и Ватикана. Мы публикуем введение к книге, дающее представление о значимом контексте рассмотрения франкистского движения.

Крещения всегда были одним из самых травматических событий в истории еврейских общин Средних веков и раннего Нового времени. Евреи относились к крещению как к «предательству общинных ценностей, отказу от еврейского предназначения, покорности иллюзорному вердикту истории»[1]. Те, кто оставил иудаизм по своей воле, воспринимались как самые ужасные предатели и изменники, насильственные же обращения в христианство считались худшей формой преследования народа Израиля неевреями. Согласно общепринятому идеалу, лучше выбрать мученическую смерть, чем признать над собой власть Церкви[2]. Всякого, кто принял христианство, оплакивали как умершего. В общественном сознании даже не предполагалась, что еврей может принять христианство без какой-то угрозы или скрытого мотива. Сами христиане официально превозносили вероотступников и выражали надежду на то, что «слепая синагога» признает в будущем «очевидные» истины христианства, но частным образом высказывали сомнения и в искренности новообращенных, и даже в самой возможности того, что евреи могут на самом деле принять Христа.

В Речи Посполитой, крупнейшей католической стране Европы, которая одновременно стала домом для самой большой еврейской общины, крещения были редкостью[3]. Ни местная церковь, ни государство не проводили систематических миссионерских кампаний среди еврейского населения. Насильственные крещения отдельных лиц были запрещены законом, их число было незначительным. Массовые переходы в другую веру, известные в Западной Европе, также не происходили — за одним-единственным значимым исключением. Поздним летом и ранней осенью 1759 г. заметная группа евреев (по большинству свидетельств, несколько тысяч) под предводительством Яакова Франка перешла во Львове в католичество. Это обращение было уникальным не только по своей масштабности. Оно было — или казалось — совершенным по доброй воле: что бы ни стояло за решением Франка и его последователей подойти к крестильной купели, они не были поставлены перед выбором между крещением и изгнанием или жестокой смертью, как их братья в германских землях или в Португалии. Однако еще более странной была реакция большинства еврейских современников. В противоположность обычному горю, злобе или отчаянию многие евреи восприняли крещение Франка и его группы как чудо, посланное Богом, как великую победу иудаизма. Целые общины праздновали это событие.

Среди ранних еврейских оценок крещения 1759 г. только одна не соответствовала общему триумфальному настроению и выражала радикально иные чувства. Об Исраэле Баал Шем Тове, или Беште (1698–1760), основателе хасидизма — самого значительного духовного направления в иудаизме того времени, рассказывают, что он скорбел о массовом вероотступничестве во Львове или даже умер от боли, которую оно ему причинило[4]. Согласно истории, записанной в агиографическом сборнике Шивхе ѓа-Бешт («Восхваления Бешта»), Баал Шем Тов возложил вину за это на еврейские власти; он был «очень зол на раввинов и сказал, что это случилось из-за них, из-за лжи, которую они сами выдумали»[5]. Лидер хасидов считал Франка и его группу частью мистического тела Народа Израиля и представлял их крещение как ампутацию части тела Шхины, Божественного Присутствия на земле: «Я слышал от рабби нашей общины, что о тех, кто крестился [во Львове], Бешт сказал: ‘Пока часть соединена с телом, еще есть какая-то надежда на ее исцеление, но когда она отсечена, исправление уже невозможно. Каждый человек в Израиле есть часть Шхины’»[6].

Баал Шем Тов умер в 1760 г., спустя год после крещения во Львове. Полутора веками позже в Берлине Шмуэль Йосеф Агнон, начинающий автор, позже ставший самым известным писателем Израиля и лауреатом Нобелевской премии по литературе, написал короткое эссе о Франке. Он сопоставил разные еврейские оценки отступничества 1759 г. и завершил свое сочинение размышлением о словах Бешта. Он писал:

Мы все только пыль под ногами этого святого человека, но мы дерзаем придерживаться другого мнения. Франк и его банда не были частью тела Израиля; скорее они были [патологическим] наростом. Честь и хвала нашим докторам, которые удалили его вовремя, пока он не укоренился в теле! … Несомненно, Франк и его группа были потомками чужеродной толпы[7], которая прибилась к Израилю во время Исхода из Египта и последовала за ним и дальше. В пустыне, в Земле Израиля и после, в изгнании, это множество оскверняло чистоту Израиля и оскверняло его святость. Да будем мы свободны от них навеки![8]

Излагая реакцию Бешта на крещение Франка, Агнон ссылался на символику концепции «смешанной толпы», или «разноплеменного множества», эрев рав. Она появляется уже в Библии, в рассказе об Исходе (Исход/Шмот 12:37–38): «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей [эрев рав] вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое». Согласно еврейской традиции выражением эрев рав обозначается группа чужаков, которые присоединились к израильтянам, выходившим из Египта за Моисеем. Некоторые мидраши видели в этой группе «благочестивых среди египтян, которые отпраздновали Песах вместе с Израилем»[9] прототип будущих геров[10]. Но большинство раввинистических экзегетов усматривало в разноплеменном множестве источник порчи, греха и разлада: привыкшая к идолопоклонству, эта разноплеменная толпаподговорила Израиль сделать золотого тельца[11] и гневала Бога, требуя отмены запрета на инцест[12]. Поэтому образ эрев рав должен был вызывать картину нежелательных чужаков, находящихся в самом центре Святой общины. Люди из разноплеменного множества были не истинными «детьми Авраама»[13], но египетской толпой, смешавшейся с израильтянами, загрязнившей их чистоту, склонившей их к греху и сбившей их с истинного пути в пустыне. Именно из-за них поколение Исхода потеряло верную дорогу в пустыне и Моисей не вошел в Землю Израиля.

В Средние века символика этого древнего мидраша разрабатывалась в каббале, в особенности в книге Зоѓар («Сияние»). Зоѓар понимает эрев рав в универсальном смысле, вне его конкретного исторического места в библейском рассказе: разноплеменная толпа теперь действует не только в поколении Исхода, но и во все периоды истории человечества. Эрев рав оказывается нечистотой змея, которая вошла в Еву[14]; это потомки Каина[15]; нефилим, «сыновья Бога», которые произвели потомство с дочерями человеческими (Быт. 6:2–4)[16]; те демоны, которые пережили потоп[17]. Разноплеменное множество было потомством Самаэля и Лилит[18]. Оно способствовало строительству Вавилонской башни[19] и привело к разрушению Иерусалимского Храма[20]. Оно практиковало инцест, идолопоклонство и колдовство[21]. Это оно было причиной заточения Божественного Присутствия в демоническом царстве «скорлуп» (клипот), а также рассеяния Израиля среди народов мира[22].

В Зоѓаре деятельность разноплеменного множества никоим образом не ограничивается лишь прошлым. Эрев рав представляет собой извечную силу разрушения, цель которой — привести мир к состоянию библейского «безвидного и пустого» предвечного хаоса (тоѓу ва-воѓу)[23]. Необходимо отметить, что сила эта пребывала внутри еврейского народа. С тех пор как разноплеменное множество перемешалось с израильтянами в пустыне, их потомки стали неотличимы от остальных евреев и появлялись в каждом поколении: в соответствии с мифологией метемпсихоза, Зоѓар видел в нынешних еврейских грешниках тех евреев, чьи «корни души» происходили из эрев рав.

Топос разноплеменного множества стал символом главного внутреннего врага, отличного от внешних ненавистников Израиля среди неевреев. Как показал Ицхак Бэр, уже в трактовке Зоѓара этот мотив использовался как средство мощной социальной критики, направленной против еврейского истеблишмента того времени, который притеснял ученых и эксплуатировал бедных. Раввины и парнасы (светские лидеры), которые «учили Тору не ради нее самой», «строили синагоги не во славу Бога, но чтобы сделать себе имя», стали «неистинными пастырями Израиля» и были вовсе не «истинными детьми Израиля», но потомками египетских прихлебателей, которые присоединились к Моисею в пустыне[24]. Руководство общин, влиятельное, богатое и материалистически мыслящее, противопоставлялось ищущим святости подвижникам, лишенным богатств и высокого социального положения, прославляющим бедность во имя Бога. В глазах каббалистов только последние и были истинной общиной Израиля[25].

Евреи, которые крестились во Львове в 1759 г., были саббатианцами — последователями религиозного движения, возникшего благодаря мессианским притязаниям еврея из Османской империи Шабтая Цви (1626–1676). Шабтай впервые высказал свои претензии на мессианство в 1648 г., но сложившаяся вокруг него группа начала быстро расти лишь в 1665 г., когда молодой каббалист Натан из Газы (1643–1680) в экстатическом видении «познал» истинность утверждений Шабтая[26]. Вскоре после объявления Шабтая мессией Натан — который сразу же стал «одновременно Иоанном Крестителем и Павлом нового мессии»[27] — составил комментарий на древний апокалиптический текст, который он якобы нашел в книгохранилище одной старой синагоги. Для того чтобы оградить зарождающееся мессианское движение от критики со стороны раввинов, он использовал символику разноплеменного множества: современники мессии «поднимутся против него с упреками и кощунствами — они и есть ‘разноплеменное множество’, сыны Лилит, ‘сальник на печени’ [Лев. 3:4], предводители и раввины поколения»[28].

В своих последующих сочинениях Натан развил учение о спасении, которое может быть достигнуто лишь мессианской верой (а не соблюдением заповедей), и расширил понимание концепции эрев рав, утверждая, что души всех евреев, полностью соблюдающих Закон, но отвергающих мессианство Шабтая, происходят из разноплеменного множества[29]. Как отмечает Гершом Шолем, связывая символику разноплеменного множества с эсхатологией и мессианскими тайнами, Натан объединил два различных мотива, которые в Зоѓаре существуют раздельно. Подобно тому как в Зоѓаре лакмусовой бумажкой, показывающей, где находится чей-то корень души, было «соблюдение Торы ради нее самой», для саббатианцев этим критерием была вера в мессию Шабтая Цви: сектанты «все больше и больше ощущали себя истинным Израилем, которого из-за его веры изводит ‘разноплемённое множество’»[30].

Представление о принципиальном различии между последователями мессии и раввинами-скептиками было подробнее разработано в Комментарии на полуночную службу[31], написанном учеником Натана, рабби Исраэлем Хазаном из Кастории. Хазан утверждал, что настоящий мессия будет узнан не еврейскими лидерами, которых он считал потомками разноплеменного множества, но простецами[32]. Отрицание мессианства Шабтая Цви и неспособность увидеть намеки на него в еврейском каноне указывали на слепоту души, которая объяснялась своего рода метафизической слепотой, связанной с самими корнями души неверующего. Согласно саббатианцам, «мнимые раввины»[33] не могли больше претендовать на власть над евреями или заявлять о себе как об авторитетных толкователях еврейской традиции. Их ученость была фальшивой, их светская позиция была основана на применении силы, их показная святость ничего не стоила и была лишена внутреннего смысла.

Как только Натан из Газы и Исраэль Хазан составили свои полемические работы против раввинов, враги нового мессии решили попытаться победить саббатианцев их же оружием. Рабби Яаков Саспортас, знаменитый противник раннего саббатианства, знал о высказываниях Натана[34]. Разгневанный нелепыми утверждениями о том, что самые сливки раввинской элиты состоят из потомков разноплеменного множества, Саспортас объявил, что не главы поколения, но сами саббатианцы были теми душами, которые произошли от эрев рав. Вскоре термины «разноплеменное множество» и «истинный Израиль» прочно вошли в полемический лексикон саббатианцев и их оппонентов. Особенно явно это проявилось в текстах XVIII в. и документах, прямо относящихся к Франку. В одном из первых отчетов о крещении во Львове Бер Биркенталь из Болехова сообщает, что «они называют нас [антисаббатианцев] эрев рав, а свою клику называют махане [компания, братство]»[35]. Основной претендент на лидерство над центрально- и восточноевропейскими саббатианцами Вольф Эйбещюц также определял конфликт между сектантами и раввинатом как борьбу между бне меѓейманута («сынами веры») и сынами эрев рав[36]. По другую сторону баррикад рабби Яаков Эмден, самый ревностный антисаббатианец того периода, интерпретировал крещение Франка как окончательный разрыв между эрев рав и избранным народом, утверждая, что очищенный Израиль может теперь спокойно вкушать от Древа Жизни и достигнуть спасения[37]. Вскоре после крещения франкистов Эмден сочинил оду Богу, прославляя «разделение между нечистым и чистым … между нами и разноплеменным множеством — теми, кто пытается привести мир в допотопное состояние»[38].

Однако этот вопрос не был просто терминологическим, и дело не ограничивалось взаимным поливанием грязью. Дихотомия между истинным Израилем и разноплеменным множеством составляла основу теологического противостояния, разрывавшего иудаизм XVIII в. Примерно через столетие после появления Шабтая Цви основные дебаты, касавшиеся саббатианства (и, более широко, еврейской гетеродоксии), вращались отнюдь не вокруг мессианства и тем более не вокруг мессианских претензий самого Шабтая. Предметом споров стало установление границ религии и вопрос о принадлежности к еврейскому народу[39]. Каждая сторона считала только свою собственную версию иудаизма легитимной и утверждала, что она и есть единственный истинный Израиль. Обе партии называли друг друга «потомками разноплеменного множества», подразумевая, что оппоненты вообще не являются евреями. Так концепция разноплеменного множества помогла установить границы иудаизма и еврейского народа вне всякой связи с традиционными ѓалахическими критериями того, кто такой еврей: в ее рамках определенные группы могли в течение поколений «внешне» казаться евреями, оставаясь при этом чужими в глубине своих душ. Проводя линию разграничения между теми душами, которые произошли от «детей Авраама», и теми, кто произошел от эрев рав, дискуссии о саббатианстве должны были установить разницу между «настоящими» евреями и псевдоевреями, «истинным» иудаизмом и ложной верой. Франкизм — движение, которое сложилось вокруг Яакова Франка в 1750-е гг., — стал последним и во многих отношениях самым драматичным этапом в этом споре.

Примечания

[1] Carlebach E. Divided Souls. P. 12.

[2] О развитии идеала мученичества см.: Yuval I. Two Nations in Your Womb. P. 135–204.

[3] Последние данные о крещении евреев в Польше см. в: Fram E. Perception and Reception of Repentant Apostates in Medieval Ashkenaz and Premodern Poland; Kaźmierczyk A. Converted Jews in Kraków, 1650–1763.

[4] Либес Й. Ѓа-тикун ѓа-клали шель р. Нахман ми-Бреслав ве-йахасо ле-шабтаут, в: Либес Й. Сод ѓа-эмуна ѓа-шабтаит. С. 238–261 (особенно с. 251–252).

[5] Dov Baer ben Samuel. In Praise of the Baal Shem Tov. P. 59.

[6] Там же, p. 59.

[7] [То есть эрев рав, «разноплеменного множества». — Ред.]

[8] Agnon Sh.J. Ein Wort über Jakob Frank. S. 56–57.

[9] Шемот раба 18:10; см. также: Мехильта де-р. Шимон б. Йохай, 12.

[10] [Прозелитов, этнических неевреев, принявших иудаизм. — Ред.]

[11] Шемот раба, 42:6.

[12] Бемидбар раба, 15:25; Мидраш Танхума (Вильно, 1885), Беѓаалотеха, 35.

[13] Вавилонский Талмуд, Бейца, 32b.

[14] Зоѓар, 1:28b.

[15] Там же.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Зоѓар хадаш, 645, 31d.

[19] Зоѓар, 1:25а-25b.

[20] Зоѓар, 1:25b.

[21] Зоѓар, 2:191а и далее.

[22] Тикуне Зоѓар, тикун 19.

[23] Зоѓар, 1:25b.

[24] Зоѓар 3:153а-b.

[25] Бэр И. Ѓа-река ѓа-ѓистори шель Райя мехемна, с. 1–5, 18–19, 31–35; Baer I. A History of the Jews in Christian Spain. Vol. 1. P. 270–277.

[26] Scholem G. Sabbatai Sevi. P. 206–207.

[27] Там же, p. 207.

[28] Шолем Г. (ред.) Бе-иквот машиах. С. 59–61; Scholem G. Sabbatai Sevi. P. 226.

[29] Scholem G. Sabbatai Sevi. P. 283; ср. Freiman A. Inyane Shabbatai Tsevi. S. 60.

[30] Там же, S. 747.

[31] Шолем пишет об этом тексте как о «Комментарии на Псалтирь». Я принимаю исправление названия, предложенное Давидом Гальпериным в докладе на конференции Ассоциации еврейских исследований в Вашингтоне в декабре 2008 г.

[32] Scholem G. Sabbatai Sevi. P. 867; Шолем Г. Перуш мизморе теѓилим ме-хуго шель Шабтай Цви бе-Адрианополь, в: Шолем Г. Мехкаре шабтаут. С. 122–123.

[33] По словам саббатианца Авраама Яхини; см.: Шолем Г. Ѓа-тнуа ѓа-шабтаит бе-Полин, в: Мехкарим у-мекорот ле-толдот ѓа-тнуа ѓа-шабтаит ве-гильгулеа. С.79.

[34] Более подробное изложение позиции Саспортаса см. ниже, в Главе 2.

[35] Бер Биркенталь из Болехова. Сефер дивре бина, Иерусалим, JNUL, Ms. Heb 28° 7507, 222 (ниже — Бер из Болехова. Дивре бина).

[36] Либес Й. Хибур би-лешон ѓа-Зоѓар ле-рабби Йеѓонатан Айбешиц аль хавурато ве-аль сод ѓа-геула», в: Либес Й. Сод ѓа-эмуна ѓа-шабтаит. С. 77–102 (особенно с. 78, 82, 85, 94).

[37] См.: Эмден Я. Сефер шимуш, 83r (на основании Зоѓара 3:124b); ср. там же, 86r; он же. Сефер ѓитабкут, 29r; он же. Эдут бе-Яаков, 37v; он же. Мегилат сефер, 184.

[38] Эмден Я. Сефер шимуш, 77v.

[39] Попытка определить роль саббатианства в установлении границ иудаизма предпринята Либесом в его кн. Шабтаут ве-гвулот ѓа-дат («Саббатианство и границы веры»).

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

05:29 Ан-24 авиакомпании «Якутия» выкатился за пределы ВПП в Якутске
04:54 Кудрин предупредил о «взрыве» в России из-за бедности
04:28 Марии Бутиной разрешили преподавать в тюрьме
03:54 С 2021 года россияне смогут поступать в вузы онлайн
03:26 Минстрой предложил пересмотреть понятие ветхого жилья
02:59 В работе мессенджера WhatsApp произошел сбой
02:21 В Ульяновске семь жильцов одного дома отравились угарным газом
01:56 Кубанский Минздрав связал распространение онкологии в регионе с солнцем
01:26 Французский миллиардер покупает аукционный дом Sotheby's
00:55 Исполнительного директора Фонда кино избили неизвестные
00:32 Неизвестные открыли огонь на параде Toronto Raptors в Канаде
17.06 23:57 В Каталонии найдена убитой несовершеннолетняя россиянка
17.06 23:30 Кудрин призвал «не останавливаться» на освобождении Голунова
17.06 22:59 Посол Бразилии анонсировал приезд туда Медведева до конца года
17.06 22:38 Причину смерти Мурси установит специальная экспертиза
17.06 21:59 В работе почтового сервиса Google произошел сбой
17.06 21:32 Сотрудников «Медузы» начали вызывать на допросы по «делу Голунова»
17.06 20:57 СКР проверяет жалобу саратовцев Путину на старые дома
17.06 20:24 Китай взял в прокат два российских мультфильма о фиксиках
17.06 19:58 Экс-президент Египта Мухаммед Мурси умер в зале суда
17.06 19:31 BadComedian и Kinodanz достигли соглашения по иску на 1 млн рублей
17.06 18:57 МВД опровергло слухи об увольнениях из задержавшего Голунова УВД
17.06 18:44 В России зафиксировали кибератаки США на системы управления инфраструктурой
17.06 18:25 Российские авиакомпании получили рекордный убыток за три месяца
17.06 18:10 Красноярский губернатор назвал ложью обвинения в многомиллиардных хищениях
17.06 17:47 Путин подписал закон об ужесточении наказания за «пьяные» ДТП
17.06 17:30 МИД РФ предсказал возобновление ядерных испытаний в США
17.06 17:30 Микроорганизмы в кишечнике лемуров зависят от места их жительства
17.06 17:10 МЧС взяло шефство над храмом в Москве
17.06 17:09 Выставка Олега Кулика «Безответственная живопись» пройдет в галерее ГУМ-Red-line
17.06 16:55 Россия предложила провести ЧЕ-2022 по фехтованию в Сочи
17.06 16:32 Козак проверит информацию о росте цен на бензин в РФ
17.06 16:30 Определены гены устойчивости к азиатской чуме птиц
17.06 16:25 МАК указал на открытую дверь в салоне сгоревшего Superjet
17.06 15:55 Сотрудников аэропорта Домодедово начали тестировать на алкоголь
17.06 15:45 «Газпром» отчитался о степени готовности «Северного потока — 2»
17.06 15:30 Бари Алибасов отказался лететь на реабилитацию в Казахстан
17.06 15:19 Российский ретейлер запустил кампанию по приему использованной тары
17.06 14:58 Airbus выпустит сверхдальнемагистральный узкофюзеляжный самолет
17.06 14:40 Путин поручил ввести однократные электронные визы
17.06 14:26 Минтруд подсчитал количество работающих пенсионеров
17.06 14:11 Москва увидела признаки кибервойны в действиях США
17.06 13:56 Кремль не поверил в репрезентативность месячных рейтингов Путина
17.06 13:40 Власти Екатеринбурга назвали сроки строительства храма
17.06 13:21 Владимиру Путину доложили о событиях в Чемодановке
17.06 13:16 Союз театральных деятелей объяснил слух о госпитализации Калягина
17.06 13:09 Умер бывший первый зампред КГБ СССР генерал Филипп Бобков
17.06 12:58 Руководители Boeing извинились за катастрофы с самолетами 737 MАX
17.06 12:38 Дефицит рабочих мест стал причиной проблем с трудоустройством у выпускников
17.06 12:25 Польша разместит американских военных у границы с Белоруссией
«ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ритейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.