30 ноября 2020, понедельник, 11:51
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Платный въезд как антибиотик

Платный въезд.
Платный въезд.

Тема возможного введения платного въезда в города и, в частности, Москву или ее центр, вновь подняты СМИ. Сообщается, что закон, позволяющий вводить эту меру в городах, уже прошел первое чтение в Госдуме.

Между тем московские власти утверждают, что не рассматривают введение платного въезда в город. Заместитель мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов в интервью «Российской газете» заявил, что вводить его столичные власти не собираются.

«Честно говоря, мне нечего добавить к уже сказанному. Повторюсь: правительство Москвы не рассматривает вопроса введения платного въезда в город или в отдельные его районы», – приводит газета его слова.

Напомним, еще 2014 году информационное агентство РБК со ссылкой на свои источники сообщало, что московские власти готовятся ввести платный въезд на МКАД и Третье транспортное кольцо. Эта информация официально не была подтверждена, а 1 июня 2016 года мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что власти вообще не рассматривают введение дополнительных «жестких мер» для ограничения автодвижения в центре города.

Платный въезд в Москву обязательно введут рано или поздно, что бы ни говорили сейчас на этот счет. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» Сергей Канаев, соучредитель и руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России». В то же время он отметил, что не считает эту меру сколько-нибудь эффективной для решения транспортных проблем города.

«Не думаю, что платный въезд в город решит какие-то транспортные проблемы города. Для чего его могут вводить? Для сбора средств в бюджет города – для чего еще можно водить подобные меры! Думаю, правительство Москвы может решать таким образом свои финансовые задачи. Сейчас говорят, что в Москве платного въезда не будет, но он, конечно, будет. На мой взгляд, это неизбежно.

И, думаю, с той транспортной инфраструктурой, которая есть сейчас, а это отсутствие пересадочных узлов, какие-то отдельные зоны, такой шаг ничего не решит. По моему мнению, все эти попытки ввести платный въезд в город или в его часть не только неэффективны, а даже контрпродуктивны. С учетом экономической ситуации в ближайшей перспективе говорить о них вообще нет смысла. Есть смысл продолжать готовить инфраструктуру и изучать, как можно сделать так, чтобы новые способы решения транспортных проблем минимально ударили по жителям и принесли максимально пользы для повышения трафика.

В определенных условиях введение платы за въезд в город может быть полезно, в том числе и в Москве. Но для этого, во-первых, в той же Москве должны быть построены подобия Северо-Восточной хорды, которая позволяет проехать город, не въезжая в него, то есть нужны объездные пути. Транзит вокруг Москвы очень нужен: на сегодняшний момент в Ярославль или Белгород проехать, не заезжая хотя бы на МКАД, просто невозможно. Других дорог нет.

Так что нужны объездные пути, и, во-вторых, нужны транспортно-пересадочные узлы (элементы структуры города, где можно пересесть на другой вид транспорта – прим. ред.), которые позволяют оставлять личный транспорт на стоянке для тех, кто внутри города готов передвигаться на транспорте общественном (то есть в основном на метро). И, естественно, нужны те развязки, которые могли бы снизить трафик на самых загруженных участках системы, убрать все эти «бутылочные горлышки», где сужение проезда приводит буквально к коллапсу; и, главное, нужно включить ИТС, интеллектуальную транспортную систему города, в которую уже вложены огромные деньги и которая не работает. 

То есть,  нужно сделать всю техническую подготовку: сначала проверить, как можно сделать объезды, где какой трафик, а уже потом, исходя из этого, говорить о какой-то перспективе введения платного въезда. На сегодняшний момент это не изучалось по-настоящему, на мой взгляд, многое сделано наобум, и это уже была бы просто сверххалатность – представлять эту меру жителям как некий вопрос, над которым работали специалисты. Тут не только специалисты работали – тут даже потеряно то, что делалось раньше, до 2010 года. На сегодня ИТС не работает, зато повышена плата за парковку внутри Бульварного кольца. Так что я точно не за эту меру», – сказал Канаев.

Говоря о плате за парковку, он уточнил, что ссылки на международный опыт в этой области не вполне корректны.

«Международный опыт есть, но он состоит в том, что сначала используются все технические возможности для того, чтобы разгрузить определенные участки транспортной системы. А у нас, например, вводится платная парковка в районах, которые никакого отношения к федеральным трассам или местам скопления бизнес-центров не имеют. Платная парковка вводится чуть ли не во дворах, хотя это вообще никакого отношения к организации дорожного движения не имеет.

Второй момент. У нас часто говорят о том, что будут вводить платный въезд, но даже не знают, насколько он нужен в том или ином районе. Мы в этом отношении как будто находимся в некоем дореволюционном периоде, а решаем проблемы ХХI века. Так их решить невозможно. Без интеллектуальной транспортной системы мы сделать не можем ничего», – заключил Сергей Канаев.

Пока речь идет лишь о том, чтобы дать городским властям принципиальную возможность использовать и такой финансовый инструмент влияния на траснспортные потоки, считает Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ - ВШЭ).

«Что касается возможности введения платного въезда в город, то вот что я хочу сказать. Прошел первое чтение законопроект «Об организации дорожного движения» (полное название: «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и – прим. ред.) Это обычный отраслевой закон, из тех, что принимают решительно по всем видам человеческой деятельности. Совершенно рутинного характера закон, как говорят о таких – «закон о кислых щах».  В нем есть одна запись, довольно корявая (потому что депутаты довольно долго по этому поводу между собой торговались) о введении некоторых ограничений на платной основе. Эту запись можно трактовать, как введение платного въезда в город.

Именно так – это просто некоторая запись. Во всех тех формулировках, которые я хорошо знаю (а я знаю, как это выглядит в английском варианте, итальянском, сингапурском), это дело прописано гораздо более явным образом. Это что касается формальной стороны дела.

Скорее всего, этот закон примут – есть согласительная комиссия, которая сейчас будет заседать. Но содержание вопроса заключается вот в чем: движение в городе организуют средствами инженерными. Это называется traffic engineering. Вот на эту тему российское законодательство соответствуют международным образцам, поскольку еще в середине 1960-х годов советское правительство подписало соответствующую Женевскую конвенцию. А есть второй способ – ценовые методы, по-английски называется – road pricing. Вот по части ценовых методов у нас вообще был ноль, пока четыре года назад не ввели понятия платной парковки.

 
Разметка на парковке. / pixabay.com

Так что это началось у нас совсем недавно, и методы, связанные с парковками, были прописаны в законах. А все другие ценовые методы у нас в России вообще ни в каких законах не прописаны. Ситуация здесь примерно такая же, как если бы законодатель разрешал применение антибиотиков, а врач в конкретной ситуации решал, нужен ли больному антибиотик или надо чаем с лимоном поить. Вот и тут точно такая же штука.

Нужно ли разрешать в России не только инженерные, но и ценовые методы регулирования трафика? Понятно,  что нужно. Потому что применения ценовых методов зависит и от того, сколько у нас в городе асфальта и сколько автомобилей. Это вопрос абсолютно не политический, а чисто арифметической. А конкретно нужно ли в Москве, Питере или еще где-нибудь вводить платный въезд на том или ином пятачке, условно говоря – в пределах Васильевского острова или Бульварного кольца, уже не вопрос законодателя. Это вопрос транспортного регулировщика. Это надо моделировать, это надо понимать эластичность спроса к тарифу, то есть сколько людей поедет, сколько не поедет, и так далее. Это надо понимать, в каких случаях работает механизм прогрессивных парковочных тарифов, а в каком – механизм взимания платы.

Приведу пример. Цена владения автомобилем в Милане и в Мюнхене примерно одинакова, хотя в Мюнхене чуть повыше. При этом в Милане есть платный въезд, а в Мюнхене – нет. То есть это – абсолютно инженерный вопрос. Для чего мне нужен платный въезд, например, в центр? Для того, чтобы центр превращался в транзитную зону. А если мне нужно, чтобы он превратился в лежбище автомобилей, чтобы там было много-много припаркованных машин, мне не нужен платный въезд, а нужны прогрессивные парковочные тарифы, в которых начиная со второго часа стоимость сильно дорожает, а начиная с третьего часа, надо перепарковать машину на другое место.

Это абсолютно инженерные дела. Здесь весь вопрос в том, что федеральный законодатель обязан это разрешить, а каждый город обязан нанять квалифицированных планировщиков, специалистов по моделированию и аккуратным образом в этом разобраться. Конечно, защитники прав автовладельцев уже заранее знают, что платный въезд непременно будет, и что это мера антинародная. Но все это на уровне разговоров только. Есть за и против, потому что ценовые методы должны быть разрешены федеральным законом, а их применение – тонкий вопрос планирования», – объяснил Михаил Блинкин. 

Добавим, что в интервью Максима Ликсутова «РГ» была затронута еще одна чувствительная для москвичей тема – тема возможной ликвидации пропускных турникетов в наземном общественном транспорте Москвы. Михаил Блинкин согласился прокомментировать эту тему.

«На самом деле, сохранение турникетов в общественном транспорте или их ликвидация – это очень тяжелый вопрос. Турникеты портят организатору перевозок все показатели. То есть, грубо говоря, у меня длительность рейса увеличивается на 10-15% из-за того, что у меня троллейбус или автобус долго стоит на каждой остановке, пока народ весь не пройдет через первые двери. Это перевозчику жутко невыгодно.

Но есть и другая сторона дела. Введение турникетов – в Москве и десятке других городов мира – связано с печальным обстоятельством, а именно – очень высоким уровнем неоплаты проезда. На стадии введения в Москве этих турникетов исследования показывали, что от 35 до 40% пассажиров вообще не платят за проезд. И перевозчик стоит перед жуткой дилеммой: жертвовать ситуационными показателями или терять в выручке?

Можно ли обойтись без турникетов? На самом деле притом, что сейчас, во-первых, сильно модифицировалась система оплаты, то есть большинство плательщиков пользуется транспортными картами, и плюс уже налажены технологии контроля, в том числе и безлюдного, с помощью электроники. Так что, в принципе, к отмене турникетов надо идти, тут Ликсутов абсолютно прав. Больше того, на эту тему есть сходные мнения и не только у меня или Ликсутова.

 
Турникет в общественном транспорте. / Григорий Собченко/Коммерсантъ

Мы, например, в НИУ ВШЭ дружим с Международным союзом общественного транспорта. Президент этого союза к нам регулярно приезжает в гости – я сделал его в нашем университете почетным профессором. А у Ликсутова он возглавляет экспертный совет, который собирается раз в год. И мы знаем, что эта альтернатива – терять время или терять выручку – во всем мире решается. По мере развития системы электронных платежей и появления таких достаточно изощренных видов контроля турникеты можно станет убрать. Пока у нас ничего этого не было, убирать турникеты было нельзя, потому что нельзя было терять 40% выручки. А теперь мы потихонечку идем к тому, что убрать их стало возможно», – сказал эксперт.

Напомним, заммэра Москвы Максим Ликсутов сказал, что турникеты могут убрать, когда доля безлимитных проездных билетов в городском наземном транспорте достигнет 75%.

«Когда их доля достигнет 75%, это позволит отказаться от турникетов в наземном транспорте, о чем давно просят пассажиры. Сейчас безлимитных билетов – 55%, количество их стабильно растет примерно на 10% в год. Так что через 3-4 года можно будет вернуться к этому разговору», – заявил он.

Обсудите в соцсетях

Главные новости

11:39 Концерт Басты в Петербурге проверят из-за нарушения санитарных норм во время пандемии
11:09 Новосибирские медики заявили, что ВИЧ-инфицированные легче переносят COVID-19
10:47 В России за сутки зарегистрировали 26 338 новых случаев COVID-19. На 345 меньше, чем день назад
10:43 Словарь Мерриама-Вебстера назвал «пандемию» словом 2020 года
10:28 В Твери облили зеленкой активиста Павла Крисевича. От него потребовали на коленях извиниться за акцию в образе Христа на Лубянке
10:09 ФСБ: задержаны двое пособников Басаева. В 1999 году они атаковали военных в Чечне
10:00 Единственный в мире белый жираф получил GPS-трекер
09:33 Байден назначит пресс-секретарем Белого дома экс-представителя Госдепа Джен Псаки
09:01 В мире коронавирусом заразились более 62,7 млн человек, около 1,46 млн умерли
08:47 В Японии состоялась презентация гигантского двигающегося робота из аниме Gundam
08:01 Правительство Японии потратит $960 млн на меры против коронавируса во время Олимпиады
07:00 Байден вывихнул лодыжку во время игры со своей собакой
06:30 «Детское Евровидение – 2020» выиграла исполнительница из Франции
06:00 Умер французский журналист и писатель Серван-Шрейбер
05:30 В Москве за сутки умерли 74 пациента с коронавирусом
29.11 17:49 В Индонезии вулкан выбросил столб пепла на высоту 4 километра, местных жителей эвакуировали
29.11 17:15 После вмешательства певицы Шер в Пакистане освободили «самого одинокого в мире слона»
29.11 16:22 В Сингапуре переболевшая ковидом женщина родила ребенка с антителами к этой болезни
29.11 16:00 В Питере реконструктора задавил БТР. СК завел уголовное дело
29.11 15:14 Исламисты расстреляли более 40 фермеров на севере Нигерии
29.11 14:30 Силовики начали задерживать участников «Марша соседей» в Минске
29.11 14:18 Госнаркоконтроль пригрозил закрытием детскому хоспису «Дом с маяком» после внеплановой проверки. Без поддержки могут остаться 750 детей
29.11 12:55 Умер актер Дэвид Проуз. Он играл Дарта Вейдера
29.11 12:01 Дэвид Линч начнет снимать сериал для Netflix
29.11 12:00 Новость из прошлого: 29 ноября 2000 года — Дума согласилась дать гарантии Ельцину и его семье
29.11 11:45 Полиция задержала более 150 человек в Лондоне на демонстрации против коронавирусных ограничений
29.11 11:01 От коронавируса умер бывший глава РАН Владимир Фортов
29.11 10:46 В России за сутки выявили 26 683 новых случаев коронавируса
29.11 10:00 Бой Майка Тайсона и Роя Джонса завершился ничьей
29.11 09:13 Число инфицированных коронавирусом в мире превысило 62 млн человек
28.11 17:57 Во Франции посадили в тюрьму 19-летнего парня, который угрожал преподавателю убийством
28.11 17:01 В Индонезии освободили соратника Тесака. Его задерживали по запросу российских спецслужб
28.11 16:37 Pussy Riot привязали переодетого омоновцем художника к столбу у Кремля в рамках акции против полицейского насилия
28.11 16:03 На Урале застрелили замглавы Новоуральска Михаила Черницкого
28.11 15:48 Машина с полицейскими влетела в грузовик во Владимирской области, все пассажиры погибли
28.11 15:23 В Хабаровске прошла 141 подряд акция в поддержку Фургала. Администрация уверяла, что митинги по выходным кончились
28.11 14:47 Роскомнадзор попросил отечественные IT-компании создать аналог YouTube
28.11 14:16 Дзюбе вернули капитанскую повязку — впервые после публикации его интимного видео
28.11 12:47 Кудрин: число бедных в России увеличится на 1 млн по итогам 2020 года
28.11 12:04 В Москве задержали участниц пикета против домашнего насилия. Их держат в автозаке более 10 часов
28.11 11:19 Умер клавишник группы «Дюна» Андрей Апухтин
28.11 10:42 В России второй день подряд зарегистрировали более 27 тыс. новых случаев COVID-19
28.11 10:23 Во всем мире коронавирусом заразились более 61 млн человек
28.11 09:54 1 млн жителей России получили штрафы за нарушение коронавирусных ограничений
28.11 09:32 В Аргентине начато расследование смерти Марадоны. Медсестру подозревают в халатности
27.11 21:54 Глава нижегородского Минздрава попросил помощи у врачей из частных клиник
27.11 21:19 В Московской области продлили самоизоляцию для пожилых, «дистант» для студентов и запрет массовых мероприятий
27.11 20:37 Суд отправил под домашний арест еще троих лидеров «Свидетелей Иеговы»
27.11 19:47 Глава Минздрава заявил, что переболевших COVID-19 тоже необходимо вакцинировать
27.11 19:12 В Иране убили ведущего физика-ядерщика страны Мохсена Фахризаде
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Болгария Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венгрия Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Дания Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Кипр Киргизия Китай Коми Конституция Красноярск Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Минздрав Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минск Минтранспорта Минтруд Минфин Минцифры Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгордума Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса Омск ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Приморье РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Росгвардия Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат Ростех Ростуризм СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Хакасия Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия арест армия археология астрономия аукционы бактерии банкротство беженцы безработица бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес благотворительность блогосфера бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество здоровье землетрясение изнасилование импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коронавирус коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература математика медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость нейробиология некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство право православие преступность продовольствие происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл робототехника рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны смертность социология спецслужбы спутники статистика страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Алтайский край Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Астраханская область Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Бутовский полигон Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Калужская область Кирилл Серебренников Кировская область Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Наталья Поклонская Нижний Новгород Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олег Дерипаска Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Человек дня Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Эммануэль Макрон Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие хроники обнуления эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» компьютеры и программное обеспечение видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 рейтинг Forbes Аль-Каида Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Книга. Знание ВИЧ/СПИД Путин20летназад новость20летназад Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT Microsoft NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks YouTube

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.