23 июля 2019, вторник, 20:41
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Электромобили. Приоритет за гибридами?

Голландский электромобиль Fastned
Голландский электромобиль Fastned

Эпоха электротранспорта уже началась, и вскоре его доля в мире значительно увеличится, полагают эксперты во многих странах мира. Как писала газета «Ведомости», Великобритания сообщила о планах с 2040 года запретить продажу машин с двигателями внутреннего сгорания. Министр транспорта России Максим Соколов недавно заявил в эфире телеканала «Россия 24», что в ближайшее десятилетие ожидается постепенный переход на электротранспорт. А Минэкономравития предложило обеспечить господдержку рынку электромобилей в России, передает информационное агентство РБК.

Побеседовать по этой проблематике с «Полит.ру» согласился Алексей Белогорьев, заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов. По его словам, в течение ближайших лет в мире в самом деле прогнозируется быстрое развитие электротранспорта, в том числе личных электромобилей, однако пока нельзя сказать, насколько активно этот процесс пойдет в России. Кроме того, как отметил эксперт, стимулирование рынка электромобилей в России определенно не является лучшим решением для выполнения задачи развития электротранспорта.

«Срок, который был назван министром, – десятилетие – намеренно неопределенный. Но тут есть несколько аспектов. Один – как будет развиваться электротранспорт в мире, другой – как это будет происходить в России. Здесь будут наблюдаться несколько разные картины. Общие ожидания от мирового развития именно таковы: в этой сфере будет происходить бурный рост. Другое дело, что это будет бурный рост на основе нынешней низкой базы. И доля электротранспорта будет расти существенно медленнее, чем объемы продаж, особенно для частного легкового транспорта.

 
Фото: Ildar Sagdejev

Говоря об этом, эксперты в основном используют сценарный подход, потому что очень много неопределенностей, связанных с динамикой стоимости батарей – которая, в общем, является одной из основных частей электротранспорта и на которую приходится около 30% от его стоимости. С другой стороны, неясно, как будут технологически развиваться эти транспортные средства, как сильно и с какой скоростью будет меняться дальность пробега на одной заряженной батарее, то есть экономичность такого транспортного средства.

Удастся ли реализовать идеи, которые сейчас прорабатывают многие автокомпании, - идеи сверхбыстрой зарядки, длительностью буквально почти в минуту, с тем, чтобы автовладелец не тратил на зарядку больше времени, чем на заправку бака топливом? Это вопрос. Второй вариант, который рассматривается в этой связи, – это замена батареи на заправках, и здесь тоже есть свои сложности. Для этого ведь требуется, чтобы все батареи на всех машинах были примерно одинаковыми, что может создавать много проблем.

Словом, вопрос в том, удастся ли быстро достичь удобства в использовании электромобилей, сравнимого или превосходящего удобства от пользования транспортом с двигателем внутреннего сгорания. Удобство с точки зрения вождения, с точки зрения времени разгона, тишины движения и прочих подобных параметров уже очевидно, явно преимущество электротранспорта по сравнению с транспортом с двигателем внутреннего сгорания. Так что все упирается в проблемы со скоростью зарядки, дальностью пробега и, что особенно важно для холодных стран, с быстрой разрядкой батареи в холодное время. Что, собственно, и сейчас является существенной проблемой для транспорта в России.

Второй вопрос – что будет с грузовым транспортом. Грузовой транспорт тоже ведь составляет существенную долю потребления нефтепродуктов, и здесь пока перспективы электромоторов менее оптимистичны. Удастся ли здесь достичь такого технологического прорыва, какой происходит в легковом транспорте, пока неясно.

 
Аккумулятор электромобиля tZero

Третий вопрос состоит в том, что под электротранспортом сейчас в массовой культуре понимаются разные вещи. Есть «чистые» электромобили – их сейчас в России около тысячи, в основном в Москве – и есть автомобили гибридные. И когда говорят о бурном развитии электротранспорта в ближайшее время, речь в основном идет о гибридах. Конечно, будут развиваться и «чистые» электромобили, но в силу массы причин основным направлением развития сейчас будут гибридные машины. Это в целом благоприятно для стран-нефтеэкспортеров и производителей нефти, поскольку позволяет рассчитывать на более низкие темпы снижения потребления топлива.

Что касается России, то в силу наших географических особенностей для нас, например, куда острее, чем для европейских потребителей, стоит проблема приспособления электромобилей к зимним условиям. Также – наверное, наравне с США, но заметно сильнее, чем для Европы или Японии – для нас существенна проблема дальности пробега.

Еще одна сторона, с которой придется иметь дело для внедрения электротранспорта, это инфраструктура затрат. Она должна развиваться опережающими темпами, заранее. Пока этого нет. Причем тут должен появиться интерес у инвесторов. Но здесь пока своего рода замкнутый круг: инвестировать в инфраструктуру будут только тогда, когда появится реальный расчет на быстрый рост спроса. А спрос упирается в отсутствие инфраструктуры. Это, естественно, преодолимый рубеж, но для России пока он точно не преодоленный. И когда он будет преодолен, не могу сказать.

Ну, в любом случае, если говорить о частном электротранспорте, то в России он будет развиваться с существенным запозданием, особенно в сравнении с нашими европейскими соседями. И основное развитие электротранспорта пока будет происходить в крупнейших городах – главным образом, конечно, в Москве, причем возможно, что в сфере общественного транспорта.

И еще я бы отметил вот что. Для России особенно важно и развитие электротранспорта само по себе, и наши долгосрочные перспективы в связи с ним. Удастся ли нам технологически продвинуться в производстве комплектующих для электротранспорта, зарядных устройств для него? В принципе, у нас уже есть наработки в этой области, и «АвтоВАЗ» даже уже производил электромобили – правда, прекратил это производство, насколько мне известно. И зарядные устройства для электромобилей у нас выпускали, у нас есть собственные производители. Но мы должны не отстать от конкурентов – американских, японских, китайских, европейских. Здесь экономический вызов очень серьезен, и пока не очевидно, что мы сможем его преодолеть. 

 
El Lada - российский электромобиль на Московском Международном Автосалоне 2012

Мне кажется, сейчас в основном внимание надо сосредоточить на собственной производственной базе, а не на проблеме стимулирования спроса – тем более, что стимулировать спрос можно, только когда уже есть инфраструктура. Значит, нужна собственная производственная база. А если все это опять упрется в зависимость от импорта, это, конечно, крайне нежелательно.

Стимулирование рынка электромобилей – это достаточно второстепенное направление. Сейчас проблема в том, что стимулирование спроса осуществляют за счет нулевых пошлин на ввоз импортных электромобилей. С одной стороны, этот путь прост и понятен, с другой – он ведет в тупик, поскольку подрывает собственную производственную базу и ее развитие. Это определенно не тот путь, которым стоит идти дальше», – сказал Алексей Белогорьев.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

19:04 Орешкин предрек прекращение выплат долгов по кредитам россиянами в 2021 году
18:29 В России набирает популярность новый вид туризма
18:23 Metallica даст концерт в «Лужниках»
18:16 В КБР погибли двое альпинистов из Петербурга
18:01 Опубликован экзит-полы по выборам в верхнюю палату парламента Японии
17:40 В Японии назвали дату подписания мирного договора с РФ
17:07 Иранские власти отказались отпускать россиян с британского танкера
16:35 СМИ сообщили о смерти президента Туркменистана
16:08 В Петербурге арестован ударивший двух человек ножом пассажир
15:48 Глава Siemens назвал администрацию Трампа «лицом расизма»
15:14 Появилась запись разговора иранских и британских военных с танкером
14:42 Мэр Кунгура пожаловался на активистов из-за маек в защиту местной спецшколы
14:18 Зеленский предложил лишить депутатов неприкосновенности
14:04 Летевший в Прагу Boeing вернулся в Москву из-за пожара
13:55 Зеленский рассказал о будущем премьере
13:40 Журналисты сообщили об избиении в клубе из-за плаката с митинга 20 июля
12:34 В Амурской области дожди размыли федеральную трассу
12:09 Изнасиловавшие россиянку в Барселоне вышли на свободу
11:45 Иран назвал новую причину задержания британского танкера
11:35 Появилась информация об экипаже задержанного в Иране британского танкера
11:07 На Сахалине за драку отправлен в отставку замглавы правительства
10:49 СК завел дело против бывшего страховщика МВД
10:29 В Подмосковье мужчина расстрелял своих соседей во время ссоры
10:12 Кандидаты в МГД предложили Собянину встречу
09:55 Великобритания собралась ввести санкции против Ирана после задержания танкера
09:26 Под Брянском при пожаре в доме престарелых погибли люди
09:10 На Украине стартовали досрочные выборы в парламент
20.07 18:54 Роспотребнадзор начал проверку после видео с полуголыми сыроварами
20.07 18:34 В Мосгоризбиркоме прокомментировали выступление Навального на митинге
20.07 18:19 Британский МИД вызвал иранского представителя после задержания танкеров
20.07 17:59 На Украине в «день тишины» завели девять уголовных дел
20.07 17:45 После критики Путина губернатор отчитался о выплатах из-за паводка под Иркутском
20.07 17:20 МВД Украины привлекло авиацию для поддержания порядка на выборах
20.07 16:55 SSJ-100 сел во Владивостоке c поврежденным стеклом в кабине пилотов
20.07 16:25 Российские авиакомпании увеличат количество чартерных рейсов
20.07 15:55 Навальный призвал митингующих выйти к мэрии Москвы
20.07 15:39 В «Слуге народа» определились с кандидатурой на пост председателя Рады
20.07 15:24 Дипломаты не смогли связаться с моряками РФ на задержанном судне в Иране
20.07 14:57 Федерация бокса России оплатит лечение Дадашева после боя в США
20.07 14:37 Митинг на проспекте Академика Сахарова в Москве собрал около десяти тысяч человек
20.07 14:19 На Ямале сошел с рельсов грузовой поезд
20.07 13:55 Правительство согласилось пойти на встречу родственникам заключенных
20.07 13:45 Чрезвычайный комитет Великобритании предостерег от захода в Ормузский пролив
20.07 13:20 Полиция зафиксировала более 600 нарушений перед выборами в Раду
20.07 12:57 Суд отправил под арест первого замначальника УФСИН по Самарской области
20.07 12:43 Грузинский канал вернет в эфир оскорбившего Путина ведущего
20.07 12:21 Власти одобрили создание портала с данными всех россиян
20.07 11:59 Врач оценил достоверность «состаренных» снимков в FaceApp
20.07 11:39 Минпромторг предложил перестать считать пиво алкоголем
20.07 11:11 В SpaceX объявили дату запуска корабля Dragon к МКС
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.