25 марта 2019, Понедельник, 17:43
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Трансформация образования. Не только цифровизация

В Московском центре технологической модернизации образования
В Московском центре технологической модернизации образования

Цифровизация образования, в которой поначалу многие видели решение большинства проблем образовательной сферы, сама по себе не обеспечит будущие экономику и общество нужными образовательными технологиями, утверждают специалисты Global Education Futures. К такому выводу в Global Education Futures пришли после трех лет исследований.

Как пишет газета «Коммерсантъ», исследователи Global Education Futures пришли к выводу, что это справедливо для всех стран, не только для России. Они также заключили, что хотя школы и вузы останутся частью образовательных систем в мире, некоммерческие организации и частные структуры, такие как карьерные, игровые и медиаплатформы, станут партнерами «эволюционирующих образовательных сообществ».

 
Новое оборудование в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе»

Побеседовать с «Полит.ру» о процессах в образовании согласился Никита Белоголовцев, главный редактор образовательного портала «МЕЛ». По его мнению, оба вывода достаточно справедливы: ясно, что сама по себе цифровизация не изменит образование, так как суть пока остается прежней; и также ясно, что школа и высшая школа не имеет монополии на знания.

«Начну с цифровизации и диджитализации. В какой-то момент действительно в цифре как таковой, в самом развитии технологий действительно видели next big thing для образования, что-то, что сейчас придет – и все починит и все наладит. Этот джиджитальный оптимизм довольно быстро иссяк, потому что все поняли, что оцифровка ныне существующих образовательных процессов, носителей и технологий никакого радикального эффекта – ни хорошего, ни плохого – по сути, не дает.

Меняются носители, меняется частично способ восприятия информации, меняется уровень комфорта детей и учителей, а содержание принципиально не меняется. И в этом смысле стало очевидным, что диджитальное образование или реальное образование с использованием цифровых технологий нужно просто придумывать с нуля. Ведь нельзя просто взять и сделать из учебника или школьной программы цифровой учебник или цифровую программу. Полому что получаются вариации на тему pdf-файла, загруженного в читалку. Ничего не меняется, кроме веса школьного портфеля.

 
Инфраструктура московской современной школы

Образование нужно перепридумывать под цифру, и этим должны заниматься люди, понимающие цифру, а в идеале – в цифровом мире рожденные, digital natives или близкие к ним. И пока ни в России, ни в мире реальных диджитальных результатов в образовании не достигнуто. И разнообразные исследования и эксперименты, а также довольно масштабные и дорогие программы показывают лишь, что, в общем, ничего не меняется. Уровень образования не меняется, уровень грамотности не меняется, продуктивность не меняется – ничего не меняется. Просто тратятся деньги, и учебники становятся электронными.

И это – задача, нерешенная для всех. Кем, где и с какой стороны она будет решена, пока не очень понятно. Есть ощущение, что будет, и в сравнительно близком будущем. Но как, мы не знаем.

По поводу же роли школы, роли государства, если брать шире, и роли других участников образования... Очевидно, что школа довольно давно утратила монополию на знания. Я имею в виду школу и как физически существующее место, физически существующее здание, так и школу как институцию в а масштабах страны. Это произошло в России, это произошло везде и более или менее в одно и то же время – когда интернет стал быстрым и общедоступным.

Школа довольно болезненно это переживает: ей не так просто трансформироваться в эту новую реальность, потому что образование везде – это одна из самых консервативных сфер жизни. И, возможно, это не так плохо, как кажется на первый взгляд при произнесении слова "консервативный". И школа от роли безусловного носителя знаний медленно, не спеша и с кряхтением, отстраивается.

 
Открытый урок астрономии в рамках проекта «Московская электронная школа»

Становится довольно понятным, что школы совершенно точно не умрут, и никто уже не задается вопросом, победят ли онлайн-курсы школы (в силу его полной бессмысленности). Понятно, что просто роль школы будет меняться в сторону точки наставничества, нетворкинга, "места силы" и некоторого созидательного пространства, где люди физически или не физически собираются. Потому что никакой онлайн-курс не научит работе в команде, взаимодействию, soft skills. И, в общем, с трудом научит каким-нибудь межпредметным и навыковым историям.

Довольно очевидно, что таким "местом силы" может быть не только физически стоящее между домов в жилом микрорайоне здание государственной школы. Очевидно, что таким образовательным центром притяжения может становиться как школа, так и негосударственная программа, а также корпорация, занимающаяся профориентацией, развитием и создающая фундамент для своего будущего hr-бренда.

И также ясно, что государство и в России, и вне России сталкивается с "ползучей конкуренцией" в хорошем смысле слова. Не в том, который означал бы, что кто-то хочет убить школу и забрать себе ее деньги (хотя и не без этого тоже), а просто в меняющемся и разном мире становится больше меняющихся и разных моделей.

Государству с этим довольно бессмысленно спорить, потому что это – все равно что сходящая с гор лавина. Ее можно попробовать притормозить, ее можно попробовать канализировать, но сходить она от этого не перестанет. И мне кажется, что наиболее правильной стратегией для государства в этой ситуации было бы увидеть в новых акторах образования своих союзников, попробовать направлять их энергию в правильное русло, создавать правильные условия для взаимодействия с этими новыми энергиями.

Да, возможно, в какой-то момент придется задуматься, что они должны претендовать на часть государственных бюджетов на образование. И это – нормальная и правильная история.

 
В Московском центре технологической модернизации образования

И, конечно, все школьные системы со временем вынуждены будут стать более открытыми. Очевидно, что массовые образовательные онлайн-платформы, созданные без какого-либо участия государства должны появляться в образовательных системах и платформах. И очевидно, что массовые образовательные онлайн-платформы типа МЭШ (Московская электронная школа – прим.ред.) со временем вынуждены будут становиться открытыми под наплывом огромного количества контента.

Они вынуждены будут либо вобрать это в себя, либо должны будут конкурировать. И эту конкуренцию они со временем обречены проиграть. Поэтому мне кажется просто очень важным вовремя понять необратимость этих процессов, понять, что мир не будет прежним. Мир становится более открытым, более цифровым, и с образованием это тоже произойдет. Надо понять это, как можно раньше перестать этому тренду сопротивляться, перестать его отрицать и попробовать его возглавить и использовать для создания прорывов в системе образования.

 
Презентация первого online-сервиса по самоподготовке учеников «Мои достижения»

Мне кажется, это очень серьезная возможность для российского образования, которое, что уж греха таить, устаревает и доверие к которому снижается.При этом рынок онлайн-образования в России растет, растет стремительно – на нем появляются игроки, он увеличивается в объемах. IT и digital в России – исторически очень сильные области, области, где Россия максимально конкурентоспособна.

Сейчас начинают происходить правильные подвижки в этих направлениях – вроде проекта "Яндекс. Просвещение", например. И чем раньше государство поймет, что это может и должно стать частью образовательной системы и образовательной политики, тем лучше. В этом, не побоюсь пафосности формулировки, – шанс на прорывное и опережающее развитие российского образования. Как раз тот момент, где можно обнулить отставание и вырваться вперед», – сказал Никита Белоголовцев.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

20.03 00:52Замглавы правительства Ставрополья попала под проверку из-за уголовного дела
20.03 00:36Минтруд предложил продлить программу маткапитала до 2024 года
20.03 00:25Росстат по-новому пересчитает доходы россиян за последние шесть лет
20.03 00:05«Нуреев» Серебренникова получил премию BraVo как лучший балет года
19.03 23:48Украина решила запастись газом в ожидании «российских провокаций»
19.03 23:19«Роскосмос» оштрафовал свой НИИ на 155 млн рублей
19.03 23:02Переговоры о торговой сделке между США и КНР дошли до финала
19.03 22:28После ухода Назарбаева в Казахстане начали массово скупать доллары
19.03 22:05Росстат подсчитал наедающихся на ночь россиян
19.03 21:53Путин назвал Су-57 лучшим самолетом в мире
19.03 21:36В аэропорту иранской столицы загорелся лайнер с пассажирами
19.03 21:22Египет впервые с 2013 года повысит сбор за выезд из страны
19.03 20:53Суд обязал жительницу Коми опровергнуть обвинения в адрес местной колонии
19.03 20:42«Газпром» сообщил о росте просроченных долгов за газ в России
19.03 20:16Трамп поддержал вступление Бразилии в НАТО и ОЭСР
19.03 19:46Вдова знаменитого хоккеиста Тюменева осуждена за мошенничество
19.03 19:30Во Франции выдан ордер на арест экс-главы ВФЛА Балахничева
19.03 18:53Глава Мурманской области попросила Кремль об отставке
19.03 18:39Премию Абеля впервые получила женщина
19.03 18:22Губернатор Челябинской области попросился в отставку
19.03 17:47Назарбаев провел переговоры с Путиным до объявления об отставке
19.03 17:15Минфин заявил о намерении провести масштабное сокращение госслужащих
19.03 17:00У людей обнаружили подсознательную чувствительность к магнитному полю Земли
19.03 16:43Ипотечные каникулы распространят на уже выданные кредиты
19.03 16:09Назарбаев ушел в отставку
19.03 15:24В Нидерландах нашли подтверждение террористической атаки в Утрехте
19.03 15:20Стартует седьмой сезон Международной детской социальной программы «Футбол для дружбы»
19.03 15:15Выращенный в лаборатории мини-мозг самостоятельно связался с мышцами
19.03 15:06В Турции соединили морскую и наземную части «Турецкого потока»
19.03 14:42Лишенная детей екатеринбурженка обратилась в ЕСПЧ
19.03 14:00В центре Москвы студент совершил суицид
19.03 13:31Журналистка «Коммерсанта» заявила о ее увольнении из-за публикаций в Telegram
19.03 12:57В Ленинградской области студента задержали после его обещания расстрелять колледж
19.03 12:21«Аэрофлот» начнет продавать билеты без багажа
19.03 12:04В Подмосковье семь человек отравились бытовым газом
19.03 11:32Полицейские задержали еще двух человек после стрельбы в Утрехте
19.03 11:09Москва покинула сотню самых дорогих городов мира
19.03 10:34В ГД внесли законопроект о возвращении к переводу часов
19.03 10:02В центре Москвы из галереи украли несколько картин
19.03 09:40В США затопило базу с самолетом «судного дня»
19.03 09:39Австралийский баран сэр Фредди произвел потомство спустя десятки лет после смерти
19.03 09:08В Японии запретили применять физическое наказание к детям
19.03 08:53Умер Марлен Хуциев
19.03 00:55Экс-президента Перу задержали за пьянство в американском ресторане
19.03 00:52Часть Каракаса осталась без света из-за взрыва на электроподстанции
19.03 00:32Рогозин пообещал подстраховать NASA на случай неудач с ракетами
19.03 00:23СМИ: IPO «Совкомфлота» опять отложено
19.03 00:11Обвиненный в контрабанде наркотиков американец освобожден из СИЗО в Москве
18.03 23:48Украина выразила протест по поводу поездки Путина в Крым
18.03 23:19В хабаровском правительстве прошли обыски по «лесному делу»

Редакция

Электронная почта: politru.edit1@gmail.com
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.