21 мая 2019, вторник, 21:41

Геродот и подводная археология

Археологи в Тонисе – Гераклее
Christoph Gerigk/Franck Goddio/Hilti Foundation

Оксфордский центр морской археологии издал книгу «Корабль 17: барис из Тониса-Гераклейя», написанную научным сотрудником Центра египтологических исследований РАН Александром Беловым. Книга описывает древнеегипетский корабль, обнаруженный подводными археологами среди «кладбища кораблей» на дне Абукирского залива. Белов обнаружил, что конструкция этого корабля в точности соответствует описанию постройки древними египтянами грузовых кораблей, приведенному во второй книге «Истории» Геродота. О выходе книги сообщает The Guardian.

Геродот описывает постройку египтянами грузовых судов в деталях, свидетельствующих, что во время путешествия по Египту он наблюдал за этим процессом лично:

Грузовые суда египтяне строят из аканфа [на самом деле – акация нильская, Acacia nilotica, названная здесь аканфом ошибочно], который очень похож по виду на киренский лотос. Сок аканфа — это камедь. Из этого аканфа изготовляют брусья локтя в два и складывают их вместе наподобие кирпичей. Эти двухлоктевые брусья скрепляют затем длинными и крепкими деревянными гвоздями. Когда таким образом построят [остов] корабля, то поверх кладут поперечные балки. Ребер вовсе не делают, а пазы законопачивают папирусом. На судне делается только один руль, который проходит насквозь через киль; мачту делают также из аканфа, а паруса из упомянутого выше папируса. Такие суда могут ходить вверх по реке лишь при сильном попутном ветре; их буксируют вдоль берега. Вниз же по течению суда двигаются вот как. Сколачивают из тамарисковых досок плот в виде двери, обтянутый плетенкой из камыша, и затем берут просверленный камень весом в два таланта. Этот плот, привязанный к судну канатом, спускают на воду вперед по течению, а камень на другом канате привязывают сзади. Под напором течения плот быстро движется, увлекая за собой «Барис» (таково название этих судов); камень же, который тащится сзади по дну реки, направляет курс судна. Таких судов у египтян очень много, и некоторые из них грузоподъемностью во много тысяч талантов (II, перевод Г. А. Стратановского).

Употребленное Геродотом слово βᾶρις, видимо, передает египетское br (byr), означающее грузовое судно. Оно употребляется в египетских текстах, начиная с XVIII династии  (1550—1292 годы до н. э.), и относится чаще всего к судам, ходившим по Нилу. Однако есть упоминания и о «барисах», совершавших морские плавания. Обычно на них переводили грузы, но во время войны эти суда использовали для перевозки войск. Последнее упоминание этого термина относится к 125 году до н. э.

Фото: Christoph Gerigk/Franck Goddio/Hilti Foundation

Интересно, что геродотовское слово βᾶρις позже стало использоваться другими античными авторами для обозначения судов и лодок (преимущественно, не греческих, а египетских или персидских) и было заимствовано в латынь, где получило суффикс –ica и в итоге превратилось в barca. Латинское же слово попало во многие европейские языки, дав начало целому семейству названий кораблей, куда входят барк, барка, баркентина, баркас и даже баржа. Кстати, на баржу – крупное речное судно для перевозки грузов – и был больше всего похож египетский барис.

А вот сами египетские барисы были до сих пор известны лишь со слов Геродота. Археологам удавалось найти в Египте только остатки кораблей других типов. Корабль, ставший объектом исследования Александра Белова, был обнаружен экспедицией Европейского института подводной археологии (Париж) в 2010 году во время исследований гавани древнего египетского города Гераклей (Ἡράκλειον), известного также как Тонис (Θῶνίς), второе название, видимо, представляет собой греческую передачу египетского слова, обозначавшего озера в дельте Нила. Гераклей – Тонис находился на морском побережье, возле Канопского (Гераклейского) рукава нильской дельты, и был значимым торговым центром. Сейчас этот рукав давно исчез, а руины города из-за изменения береговой линии находятся на дне залива примерно в 6,5 километрах от берега на глубине в несколько метров.

Археологи обследовали около 110 квадратных километров залива и смогли установить границы города, гавани и многочисленных каналов, по которым суда могли добраться до основного русла Нила и проследовать вверх по реке. На дне были обнаружены 64 древних корабля и около 700 якорей. Именно якоря позволили хорошо датировать находки. Как по типу самих якорей, так и при помощи радиоуглеродного датирования их деревянных деталей было установлено, что большая часть кораблей относится к середине VI – концу IV века до н. э. Нильские отложения сослужили хорошую службу археологам. Благодаря толстому слою серой глины, принесенному рекой, деревянные части кораблей и якорей были изолированы от доступа воздуха и живых организмов, что обеспечило высокую степень сохранности.

Исследователи заметили, что на большинстве кораблей нет следов груза или каких-либо вещей экипажа. А многие корабли были закреплены на дне при помощи специально вбитых деревянных свай. То есть они были затоплены в данном месте намеренно.

У ученых есть две гипотезы, объясняющих создание такого «кладбища кораблей». По одной из них, старые корабли египтяне использовали как основу для расширения территории города (много позже в XIX веке целый район Сан-Франциско возникнет таким же образом, на затопленных на дне гавани кораблях). По другой гипотезе, затопленные корабли должны были помешать пройти в гавань и далее к Нилу кораблям противника.

Корабль 17 стал самым крупным из числа обнаруженных в Тонисе–Гераклее. Длина его составляла 27–28 метров, ширина – около 8 метров, осадка – 1,6 метра, водоизмещение – около 150 тонн, а грузоподъемность – 112 тонн.  С описанием Геродота совпадают его ключевые характеристики - от породы древесины, «поперечных балок» (в современной терминологии – сквозные бимсы) до руля, проходящего сквозь киль.

Примечательно, что древесина этого корабля не была повреждена корабельным червем (Teredo navalis) – моллюском, ходы которого находят в деревянных частях множества античных кораблей. Поскольку корабельный червь способен жить при солености от 7 до 35 промилле, можно сделать вывод, что корабль никогда не выходил в море. По предположению Александра Белова, этот корабль, как и прочие барисы, использовался для доставки товаров с больших морских кораблей, неспособных из-за своей осадки войти в гавань Тониса–Гераклея, а также для дальнейшей перевозки этих товаров вверх по Нилу.

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi