21 июля 2019, воскресенье, 17:56
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Белгородский органист

Тимур Халиуллин
Тимур Халиуллин

Тимур Халиуллин — органист, солист Белгородской филармонии. Кроме органа, он играет еще на клавесине и на карильоне. Тимур уверен, что орган — это современный инструмент, на котором можно сыграть практически любую музыку разных времен и стилей.

Благодаря Тимуру Халиуллину в Белгородском органном зале можно услышать Queen и Deep purple. Исполняются фрагменты рок-опер, переложения из фильмов, в числе которых «Гарри Поттер», «Список Шиндлера», «Пираты Карибского моря». А для продвижения органной музыки Тимур активно использует социальные сети, в том числе свой YouTube-канал.

— Говорят, что в Белгород вас привез губернатор. Это правда?

— Да, правда. Точнее сказать, Иван Григорьевич Трунов, который построил новое здание филармонии и был ее директором, приехал в поисках органиста в Петербург. Нужен был человек, который к тому же играл бы на карильоне и на клавесине. Я подошел. Я был не один такой: я учился на кафедре органа, клавесина и карильона, которая готовит специалистов сразу по трем этим инструментам.

— Почему выбрали именно вас?

— Так совпало, что я как раз заканчивал учебу и уже был лауреатом нескольких конкурсов — это было одно из требований для работы в филармонии в качестве солиста. Помогло то, что первое образование у меня фортепианное: большую часть моей жизни я пианист. Орган — это второй инструмент, а клавесин с карильоном — уже третий диплом. У нас можно каждый год осваивать смежную часть и получать по диплому. Это, конечно, сложно в России, потому что каждое следующее образование уже платное. Зато оно стоило того. Теперь все эти три диплома я полностью применил здесь, в Белгороде. Больше я нигде не смог бы этого сделать. В России нет другого такого места, где музыкант мог бы сразу все эти три инструмента в полной мере использовать.

 
Тимур Халиуллин, солист Белгородской филармонии

— Вы помните момент, когда вы в первый раз подошли к органу?

— Да, в консерватории в Петербурге. Когда я узнал, что есть факультатив, к тому же еще и бесплатный, обрадовался. Попробовал поиграть, посмотрел и понял, что это мое, что здесь можно много чего нового сказать.

В России орган — это всегда второе высшее образование. Год я факультативно позанимался, а потом выяснилось, что можно получить второе высшее. И со второго курса я начал уже серьезно заниматься органом. Я сразу устроился в музыкальную школу концертмейстером. Зарплата уходила на учебу, стипендия — на конкурсы. На пропитание — помогали родители. Денег с трудом хватало, но я все рассчитывал. У меня до сих пор сохранились расчетные книги за пять лет консерватории, где каждый день расписан, сколько на что потрачено. Я теперь могу посмотреть и вспомнить, какие цены были в то время, что я ел, на чем сэкономил.

— Расскажите, пожалуйста, что вас побудило посвятить свою жизнь органной музыке? Орган ведь изначально церковный инструмент?

— Орган вышел за пределы церкви еще во времена Баха, когда впервые стали устраиваться концерты без мессы и люди приходили, чтобы просто послушать красивую музыку.

 
Тимур Халиуллин, солист Белгородской филармонии

У нас, у россиян, есть инерция восприятия органа как какого-то католическо-протестантского духовного инструмента. Это стереотип, который я всячески стараюсь разрушать.

Орган был изобретен еще в античности. Он стал элементом празднеств и гулянок и использовался на стадионах для музыкального сопровождения гладиаторских боев и прочих событий.

В церковь орган попал только в VI веке и надолго удержался там. Но уже в XVII-XVIII веке он начал из церкви выходить. Еще находясь в церкви, орган постепенно становился светским инструментом: на нем начинают исполнять не только богослужебные мелодии, но и импровизации.

Орган пришел в салоны, дворцы и театры, а в начале XIX века — и в концертные залы. И как рояль, как любой другой музыкальный инструмент стал пригодным для исполнения любой музыки. В России есть джазовый органный фестиваль в Челябинске и современный органный фестиваль в Москве, где звучит современная музыка. Композиторы сегодня пишут для органа самую разную музыку. Концерты проходят с элементами шоу, например, такими как педальное соло. Американский органист Кэмерон Карпентер делает так называемое революционное шоу для органа, в котором солируют ноги. У меня также есть несколько пьес для педали соло.

Интересна народная трактовка органа. У нас в филармонии есть программа «Музыка народов мира», в которой орган соединяется с волынкой, флейтой Пана и другими народными инструментами. Мы пробуем орган со всеми академическими инструментами. От арфы до каких-то необычных сочетаний с тромбоном, тубой, контрабасом. К скрипке и виолончели все давно привыкли в ансамбле с органом, но мы пошли дальше и соединили все, и даже междисциплинарно — орган и танец, орган и балет, орган и 3D-шоу, орган и песочное шоу.

 
Артисты Белгородской филармонии Людмила Белянчикова и Тимур Халиуллин.

Мы хотим показать, что орган — это не застрявший в эпохе барокко инструмент. Он современный. Он устроен таким образом, что на нем можно играть любую музыку любых времен и стилей. Выразительности добавляет цветовая оснащенность сцены, техника, которая может орган раскрашивать в разные цвета, делать переливы, стробоскоп, переходы.

У нас звучит рок-музыка. Мы включаем дым-машину и играем Deep purple. Мы играем музыку из рок-опер, переложения из фильмов «Гарри Поттер», «Список Шиндлера», «Пираты Карибского моря». Многое другое — такое, что вы даже представить себе не можете, — возможно на органе. Возможностей гораздо больше, чем на рояле. Потому что у рояля один тембр, как у ни крути. А на органе можно оперировать мощью и тонкими звучностями. Какие тихие краски есть у органа! С этой позиции мы расширяем органный репертуар, и Белгород сегодня идет впереди многих других концертных органных залов. У нас сейчас сложилась очень творческая атмосфера. Люди предлагают новые решения, новые видения того, как разные инструменты могут звучать с органом. Предлагают странные, на первый взгляд, эксперименты.

— Но это вы всех завели все-таки?

— Это орган всех заводит.

— Говорят, что его строили даже под вас.

— Ну это преувеличивают. Просто так все совпало. Но отчасти это правда, что орган строится вместе с органистом. И органист уже был известен до того, как был построен орган. Я тогда еще не знал, где находится Белгород. Друзья надо мной немного подшучивали, куда это я поехал. В какой-то Белград, в Сербию? На границу с Украиной? Или туда, где когда-то в 90-х был конфликт с чеченцами?

Все стереотипы о Белгороде мы впоследствии развеяли. Активно делясь новостями в интернете, гастролируя по всей России от Калининграда до Хабаровска, мы разнесли весть о Белгороде как о своеобразном «Граде Китеже музыки», где музыкальная культура живет и набирает обороты. Такого островка культуры больше нет нигде, пожалуй. Где бы все было сосредоточено в одной филармонии, где одна филармония имела бы целых три концертных площадки внутри плюс виртуальные концертные залы, выездные площадки. Плюс передвижной карильон, отдельный органный зал, отдельный малый зал для торжеств и рядовых концертов, отдельно большой зал для симфонических концертов. Отдельно спортзал в подвале для работников филармонии. Отдельно гостиница, встроенная в филармонию.

— Когда было построено здание?

— Филармония была построена в 2010 году. Орган появился в 2011 году. Карильон у нас с 2012 года. С первых дней работы органа я здесь. С декабря 2011 года, который стал поворотным моментом в моей жизни.

 
Здание филармонии

— Вы ведь и сами сочиняете музыку?

— Да, у меня есть несколько собственных сочинений, например, авангардное «Скерцо-токкатина». Это чистый авангард, мистика. Есть на тему песен моей бабушки колыбельная.

Многие сочинения еще в только голове, одни забываются, другие шлифуются.

— Вы сами перекладываете для органа сочинения, написанные для других инструментов?

— Традиция органных переложений идет испокон веков. Еще во времена Баха композиторы перекладывали свою музыку, музыку других композиторов, порой даже выдавая ее за свою, для органа — для того чтобы дать музыке новую жизнь, освежить взгляд на нее, сделав из нее органную пьесу и подарив ей возможность звучать в исполнении одного человека и оркестра, например. Так Бах делал переложения своих произведений для органа соло — своих концертов, своих камерных произведений, концертов Вивальди. Он делал из них сольные пьесы.

Сегодня все органисты продолжают этим заниматься. Это расширяет репертуар, разнообразит органную музыку, придает знакомой музыке новые краски. «Вальс цветов» или «танец феи Драже» в звучании органа обретают совсем новые, не похожие ни на что, краски. Это и не оригинальное произведение, и в то же время самодостаточная полноценная музыка, узнаваемая, ясная и академическая.

Все свои переложения я стараюсь делать сам. Свое умение конвертировать автоматически любые ноты в переложение для органа я называю в шутку суперспособностью. Если вы найдете на моем канале, допустим «Астурию» Альбениса или «Танец феи Драже», или «Вальс цветов», или «Весну» Вивальди, и попросите у меня ноты этого переложения, чтобы тоже поиграть, я не смогу при всем желании вам их дать, потому что нот у меня нет. Я играю либо по клавиру, либо сразу по партитуре. Сразу перекладывая всю фактуру на две клавиатуры — то есть на солирующий голос, на аккомпанемент и еще на басовую функцию, добавляя педаль. Педаль дублирует левую руку, но зачастую имеет самодостаточную полноценную линию басовую функцию, как в партитуре оркестра. Все мои переложения находятся у меня в голове.

— А записать нельзя?

— Записать можно, но это займет очень много времени. Переложений очень много.

— Вы преподаете, передаете кому-нибудь свое мастерство?

— Да, у меня есть студенты: я веду в Белгородском институте искусств и культуры факультативно класс органа. Так же факультативно когда-то и я начинал.

На базе филармонии студенты уже сразу могут пробовать играть серьезно на сцене. Даже у нас такого не было в Петербурге. Мы только на госэкзамене играли на самом большом главном органе. А так — как повезет, один, другой концерт, бывало, перепадет. Репетируем же на электронных симуляторах. А наши студенты могут себе позволить. Только в Белгороде такое возможно.

 
Тимур Халиуллин (в центре)

В Петербургской филармонии нас никого никогда к органу не допускали, и большинство моих однокурсников там до сих пор и не играли. Ни разу. Потому что там нужно быть обязательно как минимум лауреатом двух международных конкурсов, быть солистом какой-то другой филармонии, иначе туда просто не попасть, а у нас здесь в нашей филармонии все студенты сыграли как минимум по разу на концертах, а некоторые уже и по три. Это тоже приятное преимущество.

Вообще говоря, в Белгороде пока не очень сильно поставлено музыкальное образование. Но мы над этим работаем.

— Есть музыкальные школы?

— Есть, четыре. Есть также музыкальный колледж при институте.

Мы проводим выездные концерты органной музыки в самых разных местах, вплоть до детских садов. Мы и сюда привозим детей. Все школы Белгорода, я уверен, уже прошли через наши детские викторины. Я рассказываю, как орган внутри устроен с помощью видеороликов, которые монтирую для этого специально. Я показываю им ролики, волшебные ботинки, в которых органисты играют.

— Для органа нужны специальные ботинки?

— Точнее сказать, танцевальная обувь. В Германии такую обувь специально шьют для органиста. При этом существует правило: органист должен в любой обуви сыграть. Даже в кедах. Такое тоже случается. И в зимней обуви, если церковь не отапливается, тоже.

— А как, по-вашему, прививать детям любовь к музыке? Невозможно же заставить полюбить что-то.

— Возможно. Я из музыкальной семьи, мои родители музыканты. Меня сначала мама заставляла играть, а я сопротивлялся. Я не хотел учиться, мне было лень. Потом я выиграл несколько конкурсов, где-то похвалили, и пошло. Что-то включилось, и все перевернулось: я стал играть целыми сутками, мама уже была не рада, соседи ругались.

— Говорят, что вы на каждом концерте какой-нибудь сюрприз придумываете в конце?

— Да, всегда все внезапно. Часто это импровизация, или за несколько дней до концерта рождается какая-нибудь идея. В этом году мы впервые соединили орган с русскими гуслями. Такого мы еще никогда не делали.

— Всегда ли собирается полный зал на концертах?

— Да, часто бывает, что билеты распроданы уже за несколько недель до концерта. У нас зал, конечно, небольшой, но ведь уже восьмой год идет. И все время полный зал. Мне говорили: пять лет подержится аншлаговость, потом пойдет на спад. Нет, слава богу, не пошло.

— Фактически сегодня дело обстоит так, что личность определяет, где центр, а не место. Париж, Москва, Белгород — культурные столицы, которые находятся в одном ряду.

— Да, это абсолютно верно. Но еще знаете что правильно сказать? Если речь идет о нашем узком органном деле, то тут даже не личность, а орган определяет все. Будь у нас меньший орган по размеру и худший по качеству, я не смог бы сделать и половины того, что я делаю. Наш орган построен таким образом, что на нем можно делать все. А есть органы, которые предназначены только для французской музыки. Или только для немецкой. Или только для старинной.

— А что в нем такого есть, что позволяет это?

— Набор регистров, расположение клавиатур, наличие компьютера, помогающего справляться быстро с переключением. Наличие подсветки. Наличие расширенной клавиатуры для более виртуозной игры. Больше педальных клавиш. Больше регистров. Лучше акустика. Органиста хорошо видно. Органисту комфортно, поскольку ему все хорошо слышно. Он слышит, что играет, а в соборе часто бывает так, что сядешь внутри органа — и не слышишь никакой красоты, потому что все долетает с запозданием и не так красиво, как слышат люди, которые пришли на концерт. Удовольствия не получаешь от игры, только догадываешься о том, как это красиво. А здесь я нахожусь в звуковом поле: и сам получаю удовольствие, и люди его получают. Люди видят, как я играю, и я вижу людей.

В Московской консерватории прекрасный орган, но он предназначен только для французской музыки. И у него пульт устроен так, что вроде бы органист повернут лицом к публике, но вот он поставил ноты — и головы-то его не видно. И как он играет — не видно. Вроде бы что тут скажешь: музыку же слушать надо. Ну а представьте, если неподготовленный человек приходит и видит перед собой стену с трубами. Ну он слушает какое-то время. Но это ж не собор, где ты еще о Боге думаешь и смотришь на лепнину. Это же концертный зал, хочется видеть органиста. Кроме того, этот орган уже не располагает к тому, чтобы играть на нем педальное соло. Какой смысл в педальном соло, если не видно, что играют ноги? Остается только корректировать репертуар, придумывать что-то другое. Но вот французская музыка там лучше, чем здесь, звучит. Лучше можно представить себе, как в оригинале звучала музыка Франка, Видора или Бёльмана.

— Расскажите, пожалуйста, как получилось, что в Белгороде есть свой карильон? Нигде нет, а в Белгороде есть.

— Белгород можно назвать островком клавирно-исполнительской культуры. Это единственное место во всей России, где сконцентрировано в одном заведении три клавишных старинных инструмента — орган, клавесин и карильон. Все они родственные, имеют клавишные приспособления, это клавиатура для рук и клавиатура для ног. Но все разные по звукоизвлечению. Орган — духовой, клавесин — щипковый, а карильон — ударный.

Все три инструмента появились благодаря директору Ивану Трунову, который был инициатором строительства нового здания филармонии, приобретал орган, клавесин и карильон. Он очень дружил и тесно сотрудничал с нашим губернатором, любителем классической музыки Евгением Савченко, который помогал ему, поддерживал финансово, материально — и сделал мечту реальностью.

Губернатор любил путешествовать, как он сам рассказывал, по Европе, по странам, где органная культура традиционна, где колокола привычны, где они звонят по выходным на площадях или на улице. Он решил привнести элемент европейской культуры в нашу белгородскую музыкальную атмосферу. Поэтому сегодня мы единственные в России обладатели передвижного карильона.

Карильон с французского языка переводится как «набор колоколов». Набор колоколов — это мягко сказано, потому что на самом деле это не набор, а наборище. Их целых 51! Это традиционное число для концертных карильонов. Бывает меньше. Такое же количество колоколов у стационарных карильонов в Петербурге, в Петропавловском соборе, и в Петергофе, в башне. Всего в России три карильона.

Наш белгородский карильон — единственный, который может не только перевозиться в кузове грузовика, но и разбираться, сгружаться и устанавливаться на любую концертную площадку внутри помещения. Карильон как конструктор разбирается на несколько модулей, и его можно пронести в любой дверной проем и в любых комбинациях собрать на сцене.

Мы придумали фестиваль карильонной музыки «Белгородский звон». В этом году он пройдет во второй раз. Это единственный передвижной фестиваль: мы как бременские музыканты с колоколами будем переезжать из города в город.

Фестиваль собирает карильонистов и любителей карильонной музыки со всей России и Европы. Концерты фестиваля проходят на разных площадках, а заключительный концерт — в большом зале Белгородской филармонии, где карильон устанавливается прямо на сцене. Специально для этого события заказываются произведения у композиторов, которые впервые в мире звучат в такой версии, именно для нашего карильона. Для карильона и духового оркестра, для карильона и хора, для карильона и солистов, для карильона и симфонического оркестра. Второго такого места пока в нашей России и даже, не побоюсь сказать, в Европе, вы не найдете, потому что не всегда мобильный карильон можно разобрать и установить на сцене, а тем более еще и устроить карильонный праздник в виде сочинения специальной для него музыки и исполнения этой музыки.

Зимой наш карильон стоит в гараже, в автомобиле. Но как только сходит первый снег, я даю свой первый концерт.

— Два слова, из чего состоит ваша повседневная жизнь?

— Приближаются гастроли. Я живу изо дня в день в органном зале, готовлюсь. Монтирую видеоролики, рисую, занимаюсь со студентами, зимой катаюсь на коньках, летом — на роликах. Велосипед очень помогает. Хожу в фитнес-клуб, в бассейн, на йогу иногда. Вожусь с кошкой и собакой.

— Кошка с собакой дружат?

— Еще как. Германа мне подарили, когда у меня уже была собака, я не был уверен, что подружатся. Но они подружились. Вместе спят, едят из одной миски и отлично уживаются вместе. Вольта я брал одно время на репетиции, он под орган засыпал. Если он видел, что я сел за орган, то знал, что это надолго. Долго, монотонно, никаких игр, только спать.

— А дома есть какие-то музыкальные инструменты?

— Дома нет, все здесь. Все здесь, вся жизнь. Дома пусто. Быта у меня как такового нет. В кульминационный момент подготовки к концерту я и обувь не снимаю дома. Просто прихожу, ложусь и засыпаю.

— Вы ездите на работу на велосипеде. В Белгороде довольно оживленное движение, не опасно ли это?

— Нет, совсем нет. Я еду вместе с машинами по обочине по правилам дорожного движения. Бывают такие водители, которые выкрикивают из окна: «Ты почему нарушаешь правила?». Тогда я отвечаю: «А почему вы не знаете ПДД?» Если бы у меня была велосипедная дорожка, я должен был бы съехать на нее. Если у меня есть рядом с тротуаром проезжая часть, я должен покинуть тротуар и попасть на обочину проезжей части, стать участником движения. А если бы, допустим, я с дороги перешел бы на тротуар с людьми, это уже было бы нарушение.

— Вы и зимой не расстаетесь с велосипедом?

— Все зависит от того, как расчищены дороги, если не очень много снега, то и зимой. Я европейский человек в этом вопросе: выбираю велосипед. Я живу не очень далеко от филармонии, в шести километрах. Это и пешком-то 40 минут, а на велосипеде — максимум 15. Я еду иногда в три часа ночи, иногда в четыре. Ни одного человека, ни одной машины. Город спит. Белгород — это город жаворонков. Люди рано ложатся спать и рано встают. В шесть утра они уже стоят на остановках.

Вообще говоря, в Белгороде много велосипедистов. Если сделать велодорожки, больше людей перейдут на велосипеды.

Еще я люблю роликовый спорт. У меня был период, когда я занимался слаломом. Это очень помогло мне в развитии органной педальной техники, которая играет в моей работе важную роль. У меня есть магистерская работа, посвященная педальному соло как особому приему фортепианной выразительности, а также несколько своих сочинений — переложений для педали.

— Вы не хотели бы уехать из России?

— Зарплата у музыкантов в Белгороде небольшие, при этом много куда приглашают. Например, в Китай. Там обеспечивают музыкантов по полной программе, можно стать королем с таким образованием. Но я буду там вечно чужим.

К тому же я не считаю Белгород провинцией. Я полюбил этот город. Он чем-то похож на Европу. На маленький европейский городок.

— Вас можно найти в социальных сетях и на YouTube. Насколько это способствует продвижению органной музыки?

— Очень помогает, но на это уходит сейчас много времени. У меня нет афиш. Люди узнают о том, что я делаю, из интернета. Я постоянно делюсь процессом репетиций, творческими идеями, образом жизни — людей интересует, как все это происходит. Постоянный интернет-шум заставляет людей покупать билеты.

— Вы верующий?

— Да, я мусульманин. Но при этом я светский человек. Моя вера не помешала мне приехать на Святое Белогорье и выучить православные молитвы к праздникам, например, «Отче наш», и освоить колокольные звоны. Не уверен, что много православных знают наше «Бисмилляхи Рахмани Рахим».

— В Белгороде есть мечеть?

— На улице Мичурина есть молельная комната. В Харькове есть мечеть, я туда иногда ездил, пока было возможно. В Петербурге я ходил в Большую соборную мечеть. Сейчас там уже вторую мечеть построили. А в Ижевске, откуда я родом, построили уже третью мечеть.

Орган отлично уживается с исламом, несмотря на его религиозную предысторию. Вот смотрите, я татарин. На святом православном Белогорье я играю на католическом или протестантском инструменте, порой свою татарскую же музыку. Представляете, какая смесь? Однажды меня даже пригласили на праздник 500-летия Реформации в Германии — именно как музыканта-татарина, по религии мусульманина, играющего на лютеранском органе, православную музыку Танеева — знаменитую кантату «Иоанн Дамаскин». Они хотели подчеркнуть мультикультурный аспект. В интернете есть запись.

— В чем, по-вашему, смысл жизни?

— Мне важно получать радость от жизни — и я ее получаю, когда вижу что могу своим творчеством сделать счастливыми других людей. Я думаю, что для каждого музыканта это так. Потому что без музыкального инструмента и без концертного музицирования не проживешь.

Даже без денег можно прожить. А без инструмента и без игры музыкант не сможет прожить. Отними у музыканта музыкальное творчество и музыкальную практику — и он перестанет быть полноценным человеком. Поэтому для меня очень важна возможность быть нужным, возможность быть услышанным людьми. Это то, что приносит радость и делает жизнь осмысленной.

— Вы счастливый человек?

— Конечно, я счастливый человек, прежде всего потому что у меня есть возможность все то, чему я учился, применять на практике — и делать это с удовольствием. Без стеснения. Без приказа. С полным чувством свободы, что для меня самое важное. Я свободный человек. Я могу ездить на любые гастроли, сочинять и импровизировать, делать любые переложения, любые программы — что может быть важнее для музыканта.

Беседовала и автор фото — Мария Муравьева

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

 

 


 
 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

17:07 Иранские власти отказались отпускать россиян с британского танкера
16:35 СМИ сообщили о смерти президента Туркменистана
16:08 В Петербурге арестован ударивший двух человек ножом пассажир
15:48 Глава Siemens назвал администрацию Трампа «лицом расизма»
15:14 Появилась запись разговора иранских и британских военных с танкером
14:42 Мэр Кунгура пожаловался на активистов из-за маек в защиту местной спецшколы
14:18 Зеленский предложил лишить депутатов неприкосновенности
14:04 Летевший в Прагу Boeing вернулся в Москву из-за пожара
13:55 Зеленский рассказал о будущем премьере
13:40 Журналисты сообщили об избиении в клубе из-за плаката с митинга 20 июля
12:34 В Амурской области дожди размыли федеральную трассу
12:09 Изнасиловавшие россиянку в Барселоне вышли на свободу
11:45 Иран назвал новую причину задержания британского танкера
11:35 Появилась информация об экипаже задержанного в Иране британского танкера
11:07 На Сахалине за драку отправлен в отставку замглавы правительства
10:49 СК завел дело против бывшего страховщика МВД
10:29 В Подмосковье мужчина расстрелял своих соседей во время ссоры
10:12 Кандидаты в МГД предложили Собянину встречу
09:55 Великобритания собралась ввести санкции против Ирана после задержания танкера
09:26 Под Брянском при пожаре в доме престарелых погибли люди
09:10 На Украине стартовали досрочные выборы в парламент
20.07 18:54 Роспотребнадзор начал проверку после видео с полуголыми сыроварами
20.07 18:34 В Мосгоризбиркоме прокомментировали выступление Навального на митинге
20.07 18:19 Британский МИД вызвал иранского представителя после задержания танкеров
20.07 17:59 На Украине в «день тишины» завели девять уголовных дел
20.07 17:45 После критики Путина губернатор отчитался о выплатах из-за паводка под Иркутском
20.07 17:20 МВД Украины привлекло авиацию для поддержания порядка на выборах
20.07 16:55 SSJ-100 сел во Владивостоке c поврежденным стеклом в кабине пилотов
20.07 16:25 Российские авиакомпании увеличат количество чартерных рейсов
20.07 15:55 Навальный призвал митингующих выйти к мэрии Москвы
20.07 15:39 В «Слуге народа» определились с кандидатурой на пост председателя Рады
20.07 15:24 Дипломаты не смогли связаться с моряками РФ на задержанном судне в Иране
20.07 14:57 Федерация бокса России оплатит лечение Дадашева после боя в США
20.07 14:37 Митинг на проспекте Академика Сахарова в Москве собрал около десяти тысяч человек
20.07 14:19 На Ямале сошел с рельсов грузовой поезд
20.07 13:55 Правительство согласилось пойти на встречу родственникам заключенных
20.07 13:45 Чрезвычайный комитет Великобритании предостерег от захода в Ормузский пролив
20.07 13:20 Полиция зафиксировала более 600 нарушений перед выборами в Раду
20.07 12:57 Суд отправил под арест первого замначальника УФСИН по Самарской области
20.07 12:43 Грузинский канал вернет в эфир оскорбившего Путина ведущего
20.07 12:21 Власти одобрили создание портала с данными всех россиян
20.07 11:59 Врач оценил достоверность «состаренных» снимков в FaceApp
20.07 11:39 Минпромторг предложил перестать считать пиво алкоголем
20.07 11:11 В SpaceX объявили дату запуска корабля Dragon к МКС
20.07 10:57 Российский боксер получил отек мозга после боя в США
20.07 10:41 Иран дал пояснения насчет задержания британского танкера
20.07 10:17 Продюсер Пригожин рассказал о жизни российских артистов в кредит
20.07 09:58 Первый энергоблок Калининской АЭС подключили к сети
20.07 09:32 Эксперты назвали наименее востребованные профессии в России
20.07 09:09 В США решили изменить тест на получение гражданства
«АвтоВАЗ» «ВКонтакте» «Газпром» «Зенит» «Мемориал» «Мистраль» «Оборонсервис» «Роснефть» «Спартак» «Яблоко» Абхазия Австралия Австрия Азербайджан Антимайдан Аргентина Арктика Армения Афганистан Аэрофлот Башкирия Белоруссия Бельгия Бразилия ВВП ВКС ВМФ ВПК ВТБ ВЦИОМ Ватикан Великобритания Венесуэла Владивосток Внуково Волгоград ГИБДД ГЛОНАСС Генпрокуратура Германия Голливуд Госдеп Госдума Греция Гринпис Грузия ДТП Дагестан Домодедово Донецк ЕГЭ ЕСПЧ Евровидение Еврокомиссия Евромайдан Евросоюз Египет Екатеринбург ЖКХ Израиль Ингушетия Индия Индонезия Интерпол Ирак Иран Испания Италия Йемен КНДР КПРФ Казань Казахстан Калининград Камчатка Канада Каталония Кемерово Киев Киргизия Китай Коми Конституция Кремль Крым Куба Курилы ЛГБТ ЛДПР Латвия Ливия Литва Лондон Луганск МВД МВФ МГУ МКС МОК МЧС Малайзия Мексика Мемория Минздрав Минкомсвязи Минкульт Минобороны Минобрнауки Минпромторг Минсельхоз Минтранспорта Минтруд Минфин Минэкономразвития Минэнерго Минюст Молдавия Мосгорсуд Москва НАСА Нигерия Нидерланды Новосибирск Норвегия ОБСЕ ООН ОПЕК Одесса ПДД Пакистан Паралимпиада Париж Пентагон Польша Право Приморье Продовольствие РАН РЖД РПЦ РФС Росавиация Роскомнадзор Роскосмос Роспотребнадзор Россельхознадзор Россия Росстат СМИ СССР США Сахалин Сбербанк Севастополь Сербия Сирия Сколково Славянск Сочи Таджикистан Таиланд Татарстан Трансаэро Турция УЕФА Узбекистан Украина ФАС ФБР ФИФА ФСБ ФСИН ФСКН Филиппины Финляндия Франция Харьков ЦИК ЦРУ ЦСКА Центробанк Чехия Чечня Швейцария Швеция Шереметьево Эбола Эстония ЮКОС Якутия Яндекс Япония авиакатастрофа автопром алкоголь амнистия армия археология астрономия аукционы банкротство беженцы бензин беспилотник беспорядки биатлон бизнес бокс болельщики вандализм взрыв взятка вирусы вузы выборы гаджеты генетика гомосексуализм госбюджет госзакупки госизмена деньги дети доллар допинг драка евро журналисты законотворчество землетрясение импорт инвестиции инновации интернет инфляция ипотека искусство ислам исследования история казнь кино кораблекрушение коррупция космос кража кредиты культура лингвистика литература медиа медицина метро мигранты монархия мошенничество музыка наводнение налоги нанотехнологии наркотики наука недвижимость некролог нефть образование обрушение общество ограбление оппозиция опросы оружие офшор палеонтология педофилия пенсия пиратство планетология погранвойска пожар полиция похищение правительство православие преступность происшествия ракета рейтинги реклама религия ретейл рубль санкции связь сепаратизм следствие смартфоны социология спецслужбы спутники страхование стрельба строительство суды суицид тарифы театр телевидение теракт терроризм технологии транспорт туризм убийство фармакология физика фоторепортаж футбол хакеры химия хоккей хулиганство цензура школа шпионаж экология экономика экспорт экстремизм этология «Единая Россия» «Исламское государство» «Нафтогаз Украины» «Правый сектор» «Северный поток» «Справедливая Россия» «болотное дело» Александр Лукашенко Александр Новак Александр Турчинов Алексей Кудрин Алексей Навальный Алексей Улюкаев Амурская область Анатолий Сердюков Ангела Меркель Антон Силуанов Аркадий Дворкович Арсений Яценюк Барак Обама Басманный суд Башар Асад Белый дом Борис Немцов Валентина Матвиенко Верховная Рада Верховный суд Виктор Янукович Виталий Мутко Владимир Жириновский Владимир Зеленский Владимир Маркин Владимир Мединский Владимир Путин Вячеслав Володин Дальний Восток День Победы Дмитрий Медведев Дмитрий Песков Дмитрий Рогозин Дональд Трамп Евгения Васильева Забайкальский край Интервью ученых Ирина Яровая Иркутская область История человечества Кирилл Серебренников Конституционный суд Космодром Байконур Краснодарский край Красноярский край Ксения Собчак Ленинградская область МИД России Мария Захарова Михаил Прохоров Михаил Саакашвили Михаил Ходорковский Московская область Мурманская область Надежда Савченко Николас Мадуро Нобелевская премия Новосибирская область Новый год Олимпийские игры Ольга Голодец Павел Дуров Палестинская автономия Папа Римский Первый канал Пермский край Петр Порошенко Почта России Приморский край Рамзан Кадыров Реджеп Эрдоган Республика Карелия Ростовская область Саратовская область Саудовская Аравия Свердловская область Сергей Лавров Сергей Нарышкин Сергей Полонский Сергей Собянин Сергей Шойгу Следственный комитет Совбез ООН Совет Федерации Ставропольский край Счетная палата Тереза Мэй Франсуа Олланд Хабаровский край Хиллари Клинтон Челябинская область Черное море Эдвард Сноуден Элла Памфилова Эльвира Набиуллина Южная Корея Юлия Тимошенко Юрий Чайка авторское право администрация президента акции протеста атомная энергия баллистические ракеты банковский сектор биология большой теннис визовый режим военная авиация выборы губернаторов газовая промышленность гражданская авиация гуманитарная помощь декларации чиновников дороги России информационные технологии климат Земли компьютерная безопасность космодром Восточный крушение вертолета легкая атлетика лесные пожары междисциплинарные исследования мобильные приложения морской транспорт некоммерческие организации общественный транспорт патриарх Кирилл пенсионная реформа пищевая промышленность права человека правозащитное движение преступления полицейских публичные лекции российское гражданство русские националисты русский язык сельское хозяйство сотовая связь социальные сети стихийные бедствия телефонный терроризм уголовный кодекс фигурное катание финансовый рынок фондовая биржа химическое оружие эволюция экономический кризис ядерное оружие Великая Отечественная война Вторая мировая война Ирак после войны Ким Чен Ын Революция в Киргизии Российская академия наук Стихотворения на случай Федеральная миграционная служба Федеральная таможенная служба борьба с курением выборы мэра Москвы здравоохранение в России связь и телекоммуникации тюрьмы и колонии Совет по правам человека аварии на железной дороге естественные и точные науки закон об «иностранных агентах» видеозаписи публичных лекций «Полит.ру» Новые технологии, инновации Сочи 2014 Кабардино-Балкария Левада-Центр Нью-Йорк Санкт-Петербург отставки-назначения шоу-бизнес Ростов-на-Дону ЧМ-2018 Компьютеры, программное обеспечение Книга. Знание ВИЧ/СПИД Apple Bitcoin Boeing Facebook G20 Google iPhone IT NATO PRO SCIENCE видео ProScience Театр Pussy Riot Telegram Twitter Wikileaks

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.