26 ноября 2020, четверг, 16:14
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Главное в истории архитектуры. Стили, здания, элементы, материалы

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» представляет книгу Сьюзи Ходж «Главное в истории архитектуры. Стили, здания, элементы, материалы» (перевод Н. Лисовой).

Книга доступно рассказывает об истории развития архитектуры со времен Древнего Египта до наших дней. Вы узнаете об основных стилях, элементах и материалах, а также познакомитесь с 50 наиболее значимыми архитектурными творениями — от пирамид, соборов и храмов до башен, пожарных станций и высокотехнологичных небоскребов. Сьюзи Ходж объясняет, как и почему развивалась архитектура, кто внедрял инновации, что они собой представляли, где и когда они были впервые использованы. Книга знакомит читателей с культовыми зданиями и строениями со всего мира и показывает различные методы и материалы, использованные архитекторами при их создании.

Структура книги позволяет любому читателю легко перемещаться по основным стилям, элементам и материалам и знакомиться с историей развития архитектуры, изучая информацию о великих зданиях и строениях, созданных древними зодчими и современными архитекторами. В книге четыре раздела: «Стили», «Здания», «Элементы» и «Материалы». Каждый раздел можно изучать отдельно или вместе с другими. Разделы внутри организованы хронологически, но читать книгу можно в любом порядке.

Предлагаем ознакомиться с фрагментом книги.

 

Дом Шрёдер

Геррит Ритвельд • Утрехт, Нидерланды • 1924

В 1924 году голландская светская львица и фармацевт Трюс Шрёдер-Шредер (1889–1985) предложила Герриту Ритвельду (1888–1964) построить дом для нее и ее троих детей.

Этот небольшой частный особняк воплощал в себе идеалы «Де Стейл» — группы нидерландских художников и архитекторов 1920-х годов, решительно порвавших с архитектурой прошлого. В двухэтажном доме первый этаж организован вокруг центральной лестницы, а второй представляет собой открытое и динамичное, изменяемое жилое пространство.

Шрёдер-Шредер всегда интересовалась искусством и знала чего хочет, но у нее не было ни архитектурного, ни дизайнерского опыта и образования. Ритвельд сначала сказал, что ее запрос на гибкое жилое пространство реализовать невозможно, но со временем добился желаемого при помощи системы раздвижных и вращающихся перегородок, которые можно было закрывать и открывать, разделяя или, по желанию, расширяя комнаты и получая множество вариантов. Композиция дома основана на перпендикулярных линиях и плоскостях, на фасадах несколько балконов.

Цветовая гамма, согласно идеалам неопластицизма, ограничена белым, серым, черным и основными цветами, причем в этом внутреннее и внешнее пространство мало различаются. Даже окна, следуя строгим стандартам «Де Стейл», раскрываются по отношению к стене только на 90º. Фундамент и балконы сделаны из бетона, стены — из оштукатуренного кирпича; оконные рамы, двери и полы в доме деревянные.

 

Геррит Ритвельд

Еще ребенком Геррит освоил мастерство изготовления мебели, а с 1906 по 1911 год работал чертежником у ювелира в Утрехте, прежде чем начать собственный бизнес по производству мебели. Архитектурные работы Ритвельда следуют принципам его же мебельного дизайна, возникшим под влиянием работы группы «Де Стейл», к которой он примкнул в 1918 году. В 1950-е годы Геррит работал преимущественно над проектами социального жилья.

 

Здание школы Баухаус

Вальтер Гропиус • Дессау, Германия • 1926

Баухаус, основанный в 1919 году в Германии (Веймар) Вальтером Гропиусом (1883–1969), — школа дизайна, основной задачей которой было максимальное сближение промышленности, ремесел и искусств, а также изменение принципов творческой деятельности.

В 1925 году, при переезде Баухауса в Дессау, Гропиус спроектировал для школы новый кампус, выбрав асимметричный план территории с серией отдельных зданий, или корпусов. Каждый корпус был приспособлен для определенных функций: там были мастерские, студии, библиотека, столовая, жилые и лекционные, учебные и актовые помещения. Мастерская и ремесленное училище располагались в двух отдельных трехэтажных корпусах, связанных двухэтажным переходом-мостом, и в пятиэтажном корпусе, где было 28 одинаковых квартир для студентов и младших преподавателей. Неподалеку находились небольшие домики для старших преподавателей и директора школы.

Здание построено из железобетона, стекла и стали. Многочисленные большие окна снабжены стальными рамами, из которых собраны стеклянные наружные стены на несущем каркасе. Плоская крыша придает корпусам единообразие, а цветовая гамма ограничена серым, белым и черным цветами с небольшими вставками красного на дверях. Чистые линии зданий служат образцом промышленной минималистической эстетики Баухауса. Все детали интерьера были изготовлены в мастерских школы.

 

Вальтер Гропиус

Гропиус родился в Берлине и работал у Петера Беренса (1868–1940), а в 1910 году вместе с Адольфом Мейером (1881–1929) начал собственную архитектурную практику. В 1919 году он основал Баухаус и с 1919 по 1928 год был его директором. Всю жизнь Гропиус неустанно пропагандировал принцип, впервые сформулированный Луисом Салливаном: форма определяет функцию. В 1934 году он переехал в Англию, затем, в 1937 году, эмигрировал в США.

 

Крайслер-билдинг

Уильям Ван Ален • Нью-Йорк, США • 1928–1930

Крайслер-билдинг, спроектированный Уильямом ван Аленом (1883–1954), в 1930 году, после завершения строительства, считался самым высоким зданием в мире.

Высота небоскреба от уровня земли до кончика шпиля — 319 м, в нем 77 этажей и 3862 окна. Строился он как штаб-квартира компании Chrysler Motors и первым из рукотворных сооружений преодолел высоту 1000 футов (305 м). Поднимаясь с широкого фундамента, здание постепенно сужается, пока не достигает стройного шпиля на верхушке. Построено оно на стальном каркасе, заполненном каменной кладкой, и содержит области декоративной металлической облицовки, украшенной расходящимися лучами, зигзагообразными и волнообразными мотивами, черными и белыми горизонтальными линиями и геометрическими узорами. Во внешней отделке и оконных рамах широко использована сталь Nirosta — блестящий нержавеющий сплав; холл на первом этаже сверкает мрамором и хромом. Благодаря всем этим элементам Крайслер-билдинг признан образцом стиля ар-деко, заявившего о себе во время Парижской выставки 1925 года.

Ван Ален намеревался увенчать здание стеклянным куполом, но обнаружил, что за звание самого высокого здания в мире с ним уже конкурирует строящийся Манхэттенский банк по проекту Х. Крейга Северанса (1879–1941). По этой причине вместо купола ван Ален добавил шпиль, четыре секции которого были изготовлены заранее и установлены на место в октябре 1929 года. Здание было снабжено современной системой вакуумной чистки и тридцатью двумя скоростными лифтами, благодаря чему считалось мировым лидером по эффективности.

 

Уильям ван Ален

Ван Ален успел поучиться в Институте Пратта и поработать с несколькими нью-йоркскими архитекторами, прежде чем в 1908 году сумел получить стипендию на обучение в Школе изящных искусств в Париже. Вернувшись в Нью-Йорк, он вступил в гонку с прежним бизнес-партнером Х. Крейгом Северансом, целью которой была постройка самого высокого здания в мире.

Вилла Савой

Ле Корбюзье • Пьер Жаннере • Пуасси, Франция • 1929–1931

Вилла Савой с ее ленточными окнами, столбами-опорами, плоской крышей и свободной планировкой внутреннего пространства — классический образец интернационального стиля.

Спроектированная как загородный дом для отдыха в выходные, вилла стала, пожалуй, самой узнаваемой архитектурной работой Ле Корбюзье (1887–1965). Он создавал ее в сотрудничестве с кузеном Пьером Жаннере (1896–1967). Вилла Савой следует принципу Корбюзье: «Дом — это машина для жизни». В ней также есть все «пять отправных точек современной архитектуры», описанные им в книге «К архитектуре» (1923): любое современное здание должно иметь столбы-опоры, поднимающие его над землей; свободный фасад, не определяемый конструкцией; открытую планировку этажа; горизонтальные или ленточные окна; сад на плоской крыше.

Благодаря в основном белым внешним фасадам и длинным горизонтальным окнам, избавленным от обычных конструкционных ограничений, свет свободно льется в широкие, открытые пространства строения. Хотя для него характерны в основном прямые линии, внутренняя лестница, напротив, изогнута; также внутри имеются наклонные пандусы, рождающие ощущение движения. Опорные столбы, приподнимающие дом, позволяют парковать машины рядом с входной дверью, одновременно порождая эффект парения и подчеркивая горизонтальность окон.

 

Идея Ле Корбюзье о строительстве виллы на простых белых столбах-опорах должна была создать под домом мощеное, защищенное сверху пространство для парковки автомобиля при одновременной передаче зрителю чувства легкости конструкции.

 

На крышу, в сад и на солнечную террасу ведут одновременно лестница и пандус. Для Ле Корбюзье защищенный сад на крыше был одной из важнейших зон в доме, где его обитатели могли отдыхать и наслаждаться солнечным светом.

 

Снижая зависимость от несущих внешних стен, ленточные окна — длинное горизонтальное остекление в стальной раме — стали символом нового интернационального стиля.

 

Ле Корбюзье

Шарль Эдуар Жаннере родился в Швейцарии и, прежде чем стать архитектором и сменить имя на Ле Корбюзье, приобрел специальность гравера; он учился у Петера Беренса в Берлине и Огюста Перре (1874–1954) в Париже. Пионер модернистской архитектуры и интернационального стиля, в 1922 году он вместе с Пьером Жаннере начал архитектурную практику и прославился проектами элегантных и в то же время функциональных зданий.

Обсудите в соцсетях

«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ МФТИ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность антропогенез археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биоинформатика биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера вакцинация викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты клад климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос кошки культура культурология лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеоклиматология палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы путешествие пчелы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экзопланеты экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Алексей Ананьев Дмитрий Козак Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад Солнечная система альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса вымирающие виды глобальное потепление грипп защита растений инвазивные виды информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология культурные растения междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эволюция звезд эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество Европейская южная обсерватория жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2020.