Если наступивший кризис системен, то он не может не отразиться и на научной сфере. Какова же наука сегодня, есть ли в ней ненужные сущности и интерпретации? "Научная картина мира сроднилась с политикой и технологиями, а через них и с экономикой. В результате наука во многом потеряла то, что отличало ее от других видов деятельности, то есть самое себя", - отмечает в своей статье "Кризис и наука" Симон Кордонский, член Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, профессор ГУ-ВШЭ .
Именно поэтому, теперь уже не сами ученые, в "политики и технологи, воспроизводя принятую ими научную картину мира, определяют, чем науке надо заниматься и в каких направлениях вести исследования для того, чтобы обеспечить «социальную и геополитическую стабильность, экономический рост и технологические изменения»", - полагает он.
С. Кордонский пишет о том, что в отношениях с политикой и технологиями современная наука разделилась на три функциональные части:
- «полезную науку», трансформирующую научные результаты в технические устройства и в технологии по производству таких устройств;
- «интересную науку», производящую иллюзии знания и понимания, которые транслируются СМИ и культурой
- «чистую», или академическую науку, о состоянии которой в России автор отзывается не очень лестно, говоря о ней как о "бесполезной" и "неинтересной".
Он, в частности, отмечает, что если "в других странах чистая наука воплотилась в институт перманентной проверки-верификации знаний и создания предпосылок для продолжения этой проверки", то в России представители такой науки делают вид, что заняты поисками вечных истин, и поэтому должны находиться на обеспечении государства, что "...найденные истины обычно так герметичны и сложны, что недоступны пониманию чиновников и обывателей", а "...пропорции распределения ресурсов должны определяться самими учеными сообразно их академическому положению, научным и ученым степеням и званиям".
Резюмируя свои размышления о состоянии науки в России, С. Кордонский заключает, что "в целом сложилась ситуация, когда собственно наука как форма получения, хранения и трансляции знания практически погребена под научными дериватами" и в восстановлении истинных функций науки он уповает на наступающий кризис. Подробнее см. "Кризис и наука".
См. также:
- Симон Кордонский. Служение истине и инновационное развитие
- Симон Кордонский. Интеллигентность как административно-рыночный товар
- Симон Кордонский. Государство, гражданское общество и коррупция
- Сергей Белановский. Оценка возможностей реформирования РАН с точки зрения руководителей эффективных научных коллективов
- Сергей Белановский. Наука: от финансового аудита к власти эффективных менеджеров