"По фундаментальной науке ударило еще до кризиса. В правительствах многих стран, которые могут позволить себе такую роскошь, появилась идея, что наука только тогда чего-то стоит, когда ее находки можно внедрить в производство здесь и сейчас", - с этих слов начинается статья научного сотрудника Института клеточной и молекулярной биологии в Университете Ньюкасла (Великобритания) Виктории Дорониной.
Она отмечает, что понятно, почему этот тезис возник в бывших республиках СССР, здесь "зачастую нет денег на финансирование здравоохранения и образования". Однако и "в богатой Британии стал развиваться именно такой подход, хотя и по другим причинам, здесь решили, что одной из основ «экономики знания», базирующейся не на производстве, а на продаже ноу-хау, станет быстрая оборачиваемость знаний. Однако не ясно, насколько быстро знания готовы «оборачиваться»".
В качестве примера того, насколько быстро одно из открытий в области молекулярной биологии может стать конкретным продуктом, она приводит исследование т.н. стоп-кодонов в различных генах, приводящих к отсутствию определенного нормального белка и последующим мутациям в организме человека, и более того - к наследственным заболеваниям.
Изучение этого явления было начато еще в начале 1960-х гг., но только через 50 лет появились лекарства, позволяющие облегчить симптомы заболевания без серьзных побочных эффектов.
В конце 1990-х американец Алан Якобсон (Alan Jacobson) решил использовать механизмы синтезы белка в дрожжах "для нахождения веществ, позволяющих специфически увеличить считывание стоп-кодонов. Его группа начала поиск с большого количества низкомолекулярных веществ, которые добавляли к дрожжам. За несколько лет из нескольких десятков тысяч веществ-кандидатов отобрали два или три, с которыми стали проводить клинические испытания. Сначала на мышах, теперь и на людях (2007), больных муковисцидозом. У большинства людей при приеме лекарства было получено облегчение симптомов заболевания без серьезных побочных эффектов. Есть большая вероятность, что самый перспективный из «кандидатов» будет внедрен в клинику".
В связи с этим, Виктория обращает внимание на временные рамки от начала фундаментальных исследований до прикладных разработок. "От первых исследований до конкретного продукта прошло больше 50 лет. В настоящее время Алан Якобсон получил бы деньги на разработку системы проверки веществ на дрожжах. А вот с деньгами на предыдущие этапы (исследование оторванных от жизни мутантов дрожжей, а тем более бактериофагов, которые трудно привязать к конкретному заболеванию) было бы плохо".
Она отмечает, что "политики редко мыслят в пределах длиннее сроков следующих выборов: 3 – 5 лет. С учетом кризиса этот горизонт принятия решений сужается до годового бюджета. А финансирование получают те, кто обещает разработать и внедрить чудо-технологию сегодня. Но подобная технология не создается с нуля. Для нее нужна материально-техническая база и квалификация специалистов. И если первое решается выделением достаточных для покупки оборудования средств, второе – тот самый долгосрочный проект, который закладывается за десятки лет до сегодняшнего дня".
По ее мнению, "к переоценке значения фундаментальной науки, возможно, привело бы понимание того, что наука, как и искусство, делится на ту, которую можно применить в обозримом будущем (эквивалент массового искусства) и ту, результатов которой не видно в ближайшие 10 лет (элитарное). И как при распределении бюджетных денег на культуру политики не рассматривают финансирование поп-групп, а выделяют деньги на музеи и библиотеки, так же им нужно понимать, что прикладная наука сможет позаботиться о себе в большей степени, чем наука фундаментальная".
Свою статью Виктория Доронина заключает следующим тезисом: "Никто не пытается выстроить дом на голой земле, без основы. Выделение же денег на прикладную, но не фундаментальную науку можно сравнить как раз с выделением денег на постройку стен с прочерком в графе «фундамент»". Подробнее см. "Смета без фундамента".
См. также:
- Страница Виктории Дорониной на сайте Newcastle University
- Симон Кордонский. Кризис и наука. Ко дню российской науки
- Эдуард Мирский. Реальные проблемы и политические химеры Полемика с Симоном Кордонским