26 февраля 2020, среда, 07:49

Константин Северинов: «Мне кажется, что это будет тяжелый год для российской науки»

Известный российский микробиолог, д.б.н., заведующий лабораториями Института молекулярной генетики РАН и Института биологии гена РАН, профессор Института микробиологии Waksman, Университет Ратгерса (США), Константин Северинов ответил на Новогодний опрос «Полит.ру – Наука»:

Какое научное событие/открытие в Вашей дисциплине в 2009 г. и вообще прошедшем десятилетии 2000-2009 гг. Вам наиболее запомнилось, показалось наиболее интересным?

Среди прорывных областей прошедшего десятилетия в области life sciences самыми важными мне кажутся работы связанные с установлением роли малых РНК в регуляции экспрессии генов. Хотя две пионерские работы Fire и Mello, отмеченные Нобелевской премией, были опубликованы в 1998 и 1999 годах, настоящий переворот в сознании ученых произошел именно в прошедшем десятилетии.

Оказалось, что так называемая центральная догма молекулярной биологии, которая оставалась незыблемой с начала 70-х годов, неполна, и что огромный класс генетической регуляции был просто не замечен научным сообществом. Что впрочем, не мешало многим людям еще в недавнем прошлом утверждать, что основные принципы передачи генетической информации известны, осталось, мол, прояснить лишь кое-какие детали.

Сейчас сложно понять, как такое могло быть, ведь в современных работах, куда ни ткнешь, всюду оказывается, что малые РНК играют важнейшую роль. Конечно, в этом есть дань моде, hoopla, но факт остается фактом, еще десять лет назад мы изучали, как гены работают, не замечая, что в нашем понимании имеется огромная концептуальная дыра. Меня и восхищает и пугает осознание того факта, что и сейчас наше понимание/знание неполное, и что грядущее десятилетие наверное принесет не менее замечательные фундаментальные открытия, в областях, которые сейчас нам неведомы.

Второй важнейшей областью прошедшего десятилетия было развитие методов определения последовательностей ДНК и вызванное этим взрывное развитие биоинформатики как самостоятельной научной дисциплины, которая способна делать нетривиальные предсказания и определять направления экспериментальных исследований. Фактически, родилась теоретическая биология, сродни теоретической физике.

Третьей областью были методические прорывы в биологической масс спектрометрии, которые привели к развитию протеомики. Соединение геномных, протеометрических, биоинформатических и экспериментальных подходов привело к развитию так называемой системной биологии, которая явно будет доминировать в следующем десятилетии и позволит отойти от классического редукционистского подхода молекулярной биологии и биохимии и приблизиться к пониманию того, как работает целая органелла, клетка, орган и т.д. Хорошей иллюстрацией такого подхода могут быть три статьи, опубликованные в ноябре 2009 г в журнале Science учеными из Барселоны. В этих работах была сделана попытка системного анализа экспрессии генов, протеома, и метаболических путей простенькой бактерии микоплазмы.

С одной стороны, стало понятно, что даже этот простой организм устроен сложно, и мы многого не понимаем. С другой стороны, системный анализ впервые позволил разумно интерпретировать и делать проверяемые предсказания о физиологии клетки на основе карты метаболических путей.

Когда я был студентом, такие карты висели во многих учебных кабинетах и приводили в ужас своим размером, очевидной сложностью, и, в общем, никчемностью, так как значение многочисленных стрелок, шунтов, и интермедиатов было сложно оценить и понять. Новые подходы заставят эти карты «заговорить», позволят количественно предсказывать как изменится физиология клетки и скорость роста культуры микроорганизма при изменении состава среды роста.

Чего Вы как ученый и человек ждете от 2010 г.?

Мне кажется, что это будет тяжелый год для российской науки. Нежелание теперешнего академического начальства хоть как-то начать реформы, которые позволили бы сделать занятия наукой в России более эффективными, естественным образом приводят (и уже привели) к сокращению академического бюджета.

К сожалению, в условиях, когда основной стратегией РАНовского начальства является желание сохранить статус кво и равномерно размазать финансирование тонким слоем, не забыв при этом себя дорогих, больше всего будут страдать самые активные научные коллективы. Молодые выпускники аспирантур, за возможным исключением недавно организованного «академического комсомола», имеющего шансы пристроиться к процедуре распределения обещанных, но пока еще несуществующих квартир для молодых ученых, будут уезжать. И, в общем, будут правы.

См. также:

12.02 21:40 Фейсбук удалил десятки групп и аккаунтов. Они были связаны с российской разведкой
12.02 21:05 Директору ФБК Жданову предъявили обвинения по делу о фильме «Он вам не Димон»
12.02 20:41 СК уволил следователя, отметившего повышение под тост «жизнь ворам»
12.02 20:01 Министерство юстиции РФ внесло «Радио Свобода» в список иноагентов
12.02 19:35 Слесарь московского метрополитена нашел двухмесячного младенца
12.02 18:56 Власти Новосибирска заказали «духовный поезд» за 800 тыс. рублей
12.02 18:29 В сети нашли фото застолья из колонии с осужденным за убийство Немцова Зауром Дадаевым
12.02 17:54 В Челябинской области семье пришлось 327 раз позвонить в больницу, чтобы вызвать врача двухлетнему ребенку
12.02 17:21 Greenpeace оценил ежедневные потери от загрязнения воздуха в $8 млрд
12.02 16:50 Премьер Мишустин назначил двоюродного брата Кадырова замминистра спорта России
12.02 16:41 Шерстяной волчара из популярного мема оказался шерстяной волчицей
12.02 16:28 Гран-при Китая «Формулы-1» перенесли из-за коронавируса
12.02 16:02 В Кузбассе главу отдела полиции обвинили в избиении задержанного. Он награжден медалью «За честь и мужество»
12.02 15:51 ЦРУ полвека имело доступ к секретной переписке 120 стран
12.02 15:30 Олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ксения Столбова завершила карьеру
12.02 15:29 Фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» впервые выйдет в российский прокат
12.02 14:43 Власти США заявили, что у Huawei есть «тайный» доступ к мобильным сетям всего мира
12.02 14:01 Тюменский следователь отпраздновал получение нового звания под тост «Жизнь ворам». СК начал проверку
12.02 14:00 Сидячий образ жизни повышает вероятность депрессии у подростков
12.02 13:57 Издательство АСТ выпустило книгу блогера об опасности прививок. После критики ее убрали с продаж
12.02 13:39 Экс-начальник УФСИН Свиридов выстрелил себе в голову в зале суда после объявления приговора
12.02 13:12 В Нидерландах взорвались посылки с бомбами
12.02 12:22 Офицера‑подводника уволили за пьянство и мат в адрес Путина. Он пытался восстановиться через суд, но ему отказали
12.02 12:00 Новость из прошлого: 12 февраля 2000 года — Лондонский клуб списал России половину долга
12.02 12:00 В хвосте динозавра обнаружена редкая разновидность опухоли
12.02 11:48 В России удвоилось число регионов с дефицитом бюджета
12.02 11:38 ФСБ проводит обыск в красноярском футбольном клубе «Енисей»
12.02 11:10 Личное оружие не делает человека счастливее и не улучшает сон
12.02 11:07 Актера Джусси Смоллетта повторно обвинили в инсценировке нападения на себя
12.02 10:50 На круизном лайнере в Японии число заразившихся коронавирусом достигло 175 человек. Россиян среди них нет
12.02 10:14 В Архангельской области задержали гражданина Латвии. Он поддерживал активистов на Шиесе
12.02 09:56 Картину Дэвида Хокни «Всплеск» продали в Лондоне почти за $30 млн
12.02 09:44 В России двух пациентов с коронавирусом выписали из больниц. Больше случаев заболевания не выявили
12.02 08:51 «Медуза»: во время протестов в Москве ФСБ требовала ключи для дешифровки переписки у десятков интернет-компаний
12.02 07:58 В Пензе полиция задержала активистов — они приехали поддержать осужденных по делу «Сети»
12.02 06:47 Минпромторг: запасов легкой промышленности РФ хватит минимум до начала марта
12.02 06:10 Samsung представил смартфон Galaxy S20 в трех разновидностях
12.02 05:32 В Китае от коронавируса умерли 1113 человек, число инфицированных превысило 44,6 тыс.
11.02 21:41 Прокуратура Махачкалы отказалась возбуждать дело о дискриминации на администрацию самого большого бассейна в СКФО — в него не пускают женщин