В разработанном Министерством экономического развития РФ прогнозе долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 года рассматриваются три наиболее вероятных варианта научно-технологического развития страны – от самого консервативного до инновационного.
Первый вариант - вариант инерционного импортоориентированного технологического развития, соответствующий консервативному сценарию развития экономики. Он характеризуется дальнейшим ослаблением национальной инновационной системы и преимущественным использованием иностранных технологий и оборудования для модернизации производств и отраслей экономики.
В случае его реализации национальная инновационная система распадется на отдельные научно-технические анклавы, сосредоточенные преимущественно в оборонном комплексе. При этом внутренние затраты на исследования и разработки стагнируют до 2025 года на уровне 1,0-1,1% ВВП, а доля частных вложений к 2030 году не достигнет даже 40%.
Из-за низкого спроса со стороны отечественного бизнеса и консервации уровня госрасходов на исследования и разработки произойдет дальнейшее «сжатие» сектора фундаментальной и прикладной науки (примерно до 300-400 тысяч человек), что исключает возможность эффективной реализации крупномасштабных «прорывных» научно-технологических проектов. Это повлечет за собой технологическое отставание от ведущих индустриальных стран мира. По мнению экспертов, данный вариант абсолютно не соответствует целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную перспективу.
Второй вариант - догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности уже более инновационен. При этом варианте развития техническое и технологическое перевооружение экономики будет осуществляться уже не только на основе импортных технологий, но и в результате локального внедрения отечественных разработок. Внутренние затраты на НИОКР возрастут до 2,0% ВВП к 2025 году и до 2,5% ВВП к 2030 году, а доля частных расходов к 2030 году будет составлять более 35%.
При этом сценарии развития сектор фундаментальной и прикладной науки будет сегментироваться и концентрироваться вокруг направлений, имеющих коммерческое применение, а доступные на мировом рынке технологии будут по максимуму закупаться либо привлекаться в страну вместе с иностранным капиталом. В докладе отмечается, что как правило, импортируемые технологии не являются самыми передовыми в мире.
Преимущество данного варианта состоит в минимализации инновационных рисков, поскольку будут использоваться уже готовые и хорошо отработанные технологии, что позволит сократить сроки реализации инновационных проектов.
Однако эксперты указывают, что существуют и риски при использовании этого варианта в российских условиях, поскольку значительное участие в экономическом развитии страны иностранного капитала и иностранных технологий повышает ее зависимость и усиливает внешние риски, а зависимость экономики от импорта техники и технологий будет тормозить развитие собственных разработок.
Третий - наиболее инновационный вариант - предполагает лидерство России в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. Данный вариант характеризуется модернизацией отечественного сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.
Этот вариант характеризуется резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры, а также предполагает формирование развитой национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки.
Указанный вариант является наиболее затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование научных исследований и разработок, прежде всего фундаментального характера, и поддержку российских компаний, выходящих на новые рынки. Внутренние затраты на исследования и разработки по данному сценарию к 2030 году возрастут до 3% ВВП, а доля частных расходов составит 50%.
Эксперты отмечают, что для этого варианта развития характерны существенные инновационные риски, связанные с принципиальной новизной решений, в частности, велика вероятность того, что наиболее перспективные инновации будут раньше и (или) в большей степени использованы в других странах.
Авторы доклада предлагают взять за основу совмещение второго и третьего вариантов развития. По их мнению. для России в современных условиях оптимальным является вариант развития с элементами лидерства в некоторых сегментах экономики, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, с реализацией догоняющего варианта в большинстве остальных секторов экономики.
Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, нанотехнологиях, композитных материалах, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии.
Для достижения научно-технологических прорывов по приоритетным направлениям и реализации стратегических программ (проектов) национальной значимости предполагается создание 5-7 национальных исследовательских центров («национальных лабораторий») и формирование 20-30 исследовательских университетов.