29 мая 2020, пятница, 14:18

Крылья стрекозы подсказали механический способ борьбы с бактериями

Diplacodes bipunctata

Интеллектуальный партнер проекта

Микроскопические столбики, «нанокомпоненты», расположенные на крыльях стрекозы вида Diplacodes bipunctata, являются эффективным средством механической борьбы с бактериями, — заявляют исследователи из Технологического университета Суинберна в Хауторне (Swinburne University of Technology, Австралия). Группа ученых под руководством Елены Ивановой изучила структуру этих «нанокомпонентов» и создала искусственное бактерицидное покрытие из «черного кремния» путем простого реактивного ионного травления материала. Статья с результатами этих экспериментов опубликована в журнале Nature Communications.

Для начала физики изучили крылья стрекоз под микроскопом и выяснили, что на них нет бактерий. Ученые пришли к выводу, что именно «нанокомпоненты» ответственны за такие положение. Они способны повреждать оболочку бактерий, которые оказываются на поверхности крыла. Для проверки своей гипотезы исследователи помещали микроорганизмы на крылья насекомого.

Оказалось, что поверхность крыла стрекозы смертельно опасна для всех протестированных грамположительных и грамотрицательных бактерий, а также для спор грибов. Ученые выявили, что схожей способностью обладает «черный кремний» — материал, который практически не отражает солнечный свет и состоит из наноцилиндров кремния.

По мнению авторов статьи, данное покрытие, которое в настоящее время применяется при производстве солнечных батарей, можно использовать в качестве покрытия для медицинских инструментов и приборов.

Наблюдения за природой подталкивают ученых к новым изобретениям. Так, ранее другая группа исследователей «подсмотрела» в живой природе новый водоотталкивающий материал.