17 августа 2019, суббота, 17:46
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Куда отправиться в паломничество в Византийской империи, выяснят немецкие ученые

 
Интеллектуальный партнер проекта

Археологичесий институт центрального романо-германского музея (RGZM) в Майнце проводит исследование византийского паломничества и его корней под названием «За исцелением души и жизненным счастьем». В поздней античности и средневековье паломничество имело огромное религиозное, политическое и экономическое значение. Паломники, прибывшие в святое место, могли непосредственно встретиться с его историей и вступить в личный контакт с мощами святых. 

Проект ответит на вопросы о том, как менялось и развивалось паломничество, начиная с дохристианских корней этого явления и в различные периоды истории Византийской империи; как местные традиции, связанные с паломничеством, были связаны со столицей империи Константинополем. Используя археологические, естественнонаучные и историко-филологические методики, ученые исследуют храмы и церкви, которые были объектами паломничества. Одна из задач проекта – визуализовать сакральную топографию и сеть святых мест с помощью данных геоинформационных систем.

Одна из задач проекта – визуализовать сакральную топографию и сеть святых мест с помощью данных геоинформационных систем.

Изучение позднеантичных и средневековых монастырей в Египте показало, что некоторые общежительные монастыри (киновии) и лавры были основаны в результате почитания местного святого. Монастырь Дейр Эль-Бахит на восточном берегу Нила в Фивах развился из пустыни отшельника Павла после его смерти. На стенах его пещеры посетители оставляли граффити со своими именами. Объектами исследования станут также другие монастыри Фиваиды, которые посещали паломники, например, монастырь Епифания.

Сирийские обители в Пальмире, Антиохии, Апамее и Дамаске, возможно, также были христианскими центрами паломничества в IV-VII веках. Свидетельств о личных контактах между отшельниками и посетителями мало, и перед учеными стоит вопрос: насколько пустыни являлись местами затворничества, духовного делания и молитвы, а насколько – центрами паломничества на местном, региональном или более глобальном уровне.

Еще одним центром паломничества в поздней античности был храм Артемиды в Эфесе. Он привлекал огромное число паломников со всего Средиземноморья, в особенности во время священных игр и мистерий в честь Артемиды. Кроме литературных источников историки будут анализировать эпиграфический материал, которые насчитывает свыше 5000 надписей из Эфеса. Артемида Эфесская почиталась и в других городах Малой Азии, поэтому особенно интересно проанализировать, как это почитание было связано с ее эфесским святилищем. Учены надеются проследить возможные параллели между культом Артемиды и раннехристианским паломничеством в Эфес, связанным с почитанием святого апостола Иоанна Богослова.

Ученые пытаются найти параллели между культом Артемиды и раннехристианским паломничеством в Эфес, связанным с почитанием Иоанна Богослова.

Паломничество привлекло пристальное внимание специалистов по религиоведению и культурной антропологии и к 1970-м годам их работы развились в особую область науки – исследование паломничества (pilgrimage studies) Важным этапом в развитии этой области стала монография Виктора и Эдит Тёрнер «Image and Pilgrimage in Christian Culture» (1978). Другими важными публикациями стали сборники «Contesting the Sacred: The Anthropology of Christian Pilgrimage» (1991) и «Reframing Pilgrimage: Cultures in Motion» (2004) с работами Джона Иде, Майкла Солноу и Саймона Коулмана и других ученых.

Современные исследователи порой расширяют объект исследования, анализируя не только религиозные паломничества в христианстве, исламе, буддизме, индуизме и т.д., но и, например, поклонения в мавзолеях Ленина, Мао Цзедуна или Ким Ир Сена. Другие ученые, напротив, пытаются классифицировать изучаемые массовые передвижения людей и предлагают отделять от собственно паломничества различные марши как национально-идеологическое действие, мистерии «религиозного театра», а также коммерциализированный «религиозный туризм».

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.