26 октября 2020, понедельник, 16:54

17 декабря 2013, 13:02

Двоичное счисление изобрели за сто лет до Лейбница

Остров Мангарева
Wikimedia Commons

Интеллектуальный партнер проекта

Норвежские исследователи, изучая культуру жителей полинезийского острова Мангарева, выяснили, что аборигены пользовались сложной системой счисления, которая представляла из себя комбинацию из десятеричной и двоичной систем. Причем это было еще за сто лет до того, как Вильгельм Лейбниц описал двоичную арифметику в трактате 1703 года Explication de l’Arithmétique Binaire. Статья с подробным анализом древней математической системы опубликована в журнале PNAS.

Исследователи Андреа Бендер (Andrea Bender) и Зигурд Беллер (Sieghard Beller) из Бергенского университета (University of Bergen, Норвегия) провели сравнение названий чисел в языках разных полинезийских народов и выяснили, что жители острова Мангарева ранее использовали систему счисления, которая состояла из базовой десятичной и трех дополнительных двоичных слоев. Система позволяла запоминать и безошибочно воспроизводить большие числа, вплоть до 10 миллионов.

В исследовании подчеркивается роль культуры в эволюции математического мышления человека. При этом сложные расчеты не всегда нуждаются в сложной системе математических обозначений.

Математики способны перевернуть наше представление об окружающей действительности. Так, недавно физики подтвердили гипотезу, согласно которой наша Вселенная может быть проекцией другой Вселенной, имеющей меньше измерений.