31 октября 2020, суббота, 20:21

06 марта 2015, 13:15

Океан на Марсе был больше Северного Ледовитого океана

Древний марсианский океан
Илл.: NASA/GSFC

В течение нескольких лет астрономы вели наблюдения поверхности Марса, которые в итоге позволили им оценить размеры океана, когда-то существовавшего на планете. Оказалось, что древний марсианский океан покрывал 19% поверхности планеты, а по объему воды превосходил Северный Ледовитый океан на Земле, сообщается в пресс-релизе Европейской Южной обсерватории.

Исследование основано на оценке соотношения двух разных форм воды на Марсе. Одна из них – это обычная вода, в молекулу которой входят два атома водорода и один атом кислорода. Другая – так называемая полутяжелая вода (HDO), в ее молекуле атомов водорода замещен более тяжелым изотопом дейтерием. На Земле одна молекула полутяжелой воды попадается примерно на 3200 молекулы обычной воды. Поскольку молекула HDO тяжелее, такая вода медленнее испаряется, поэтому по соотношению обычной и полутяжелой воды можно определить общее количество улетучившейся воды.

Наблюдения над распределением двух типов воды на Марсе велись в помощью Очень Большоого Телескопа ESO (VLT), а также инструментов обсерватории Кека (W. M. Keck Observatory) и Инфракрасного телескопа NASA (Infrared Telescope Facility). Работа заняла шесть земных лет, что равно трем марсианским годам. В результате ученые получили карты распределения обычной и полутяжелой воды, а также данные об их соотношении.

Океан на Марсе существовал в так называемую эру Ноя (приблизительно 4100 — 3700 миллионов лет назад). Тогда атмосфера планеты была более плотной, а климат достаточно влажным. Наиболее вероятным место расположения марсианского океана ученые считают так называемые Северные Равнины. По соотношению двух типов воды удалось определить, что его объем составлял не менее 20 миллионов кубических километров.

Результаты работы представлены в статье, опубликованной в онлайн-выпуске журнала Science.