6 августа 2020, четверг, 16:32

В протопланетном диске найдены органические молекулы

Протопланетный диск вокруг молодой звезды MWC 480: взгляд художника

В ходе наблюдений с помощью радиотелескопа ALMA, расположенного в Чили, астрономы обнаружили, что в протопланетном диске, окружающем звезду MWC 480 в созвездии Тельца, содержится огромное количество органического вещества – цианистого метила (CH3CN). Как сообщается в пресс-релизе Европейской Южной обсерватории, цианистого метила, находящегося вокруг звезды, хватило бы, чтобы заполнить все океаны Земли. Также ученые обнаружили там другое органическое вещество – синильную кислоту (HCN).

Полученные данные означают, что условия, в которых органика возникла в Солнечной системе, вовсе не уникальны. Диск, окружающий звезду MWC 480, лишь недавно сформировался из холодной газо-пылевой туманности. Ученые ведут наблюдения за ним, рассчитывая найти признаки формирования будущих планет. Скопление цианистого метила и синильной кислоты были обнаружены во внешней области протопланетного диска, которая соответствует поясу Койпера в Солнечной системе. По предположению астрономов, когда-то именно кометы и астероиды из пояса Койпера принесли на Землю органические молекулы, необходимые для развития жизни. Теперь можно сделать вывод, что аналогичный процесс возможен и на планетных системах других звезд.

Концентрация органических молекул в протопланетном диске звезды MWC 480 значительно выше, чем в межзвездных облаках. Следовательно, эти молекулы образуются там достаточно интенсивно, чтобы компенсировать возможное разрушение химических связей под действием мощного излучения в молодой планетной системе. По мнению ученых, в ходе развития системы MWC 480 органические молекулы при помощи комет и других ледяных тел попадут во внутренние части планетной системы, более приспособленные для развития жизни.

О своих наблюдениях коллектив астрономов рассказал в статье, опубликованной журналом Nature.