25 октября 2020, воскресенье, 02:27

Впервые обнаружено негравитационное взаимодействие облаков темной материи

Скопление галактик Abell 3827. Изображение, полученное Космическим телескопом Хаббла

Наблюдая процесс столкновения галактик, астрономы впервые в истории отметили случай негравитационного взаимодействия  между облаками темной материи. Обычно темную материю можно обнаружить лишь благодаря ее гравитационному действию, например, по влиянию на скорость вращения галактик или по отклонению траектории световых лучей. Именно гравитационное поле темной материи, облака которой окружают галактики, не дает, согласно современным представлениям ученых, этим галактикам распасться под действием центробежных сил.

На этот раз, как сообщает Европейская южная обсерватория (ESO), ученые использовали данные Очень Большого Телескопа ESO и Космического Телескопа Хаббла NASA/ESA, чтобы оценить распределение массы в системе сталкивающихся галактик и сравнить его с распределением светящегося вещества. Для этой цели были выбраны четыре сливающиеся галактики в  скоплении галактик Abell 3827 созвездия Индейца.

Астрономы заметили, что одно из облаков темной материи отстало от своей галактики приблизительно на 5000 световых лет. Компьютерное моделирование показывает, что такое замедление темной материи вызвано взаимодействием ее с другим облаком темной материи, причем взаимодействие это не гравитационное. Чтобы объяснить природу этого взаимодействия ученые намерены предпринять наблюдения других сталкивающихся галактик, а также провести моделирование происходящих при этом процессов на компьютере. Как говорит ведущий автор работы Ричард Мэсси (Richard Massey) из Дарэмского университета: «Раньше мы думали, что темная материя просто окружает галактики и ни во что не вмешивается, проявляется только своим гравитационным притяжением. Но если бы оказалось, что во время этого столкновения темная материя тормозится, это могло бы стать первым свидетельством того, что в «темной зоне», в окружающей нас скрытой Вселенной, идут сложные физические процессы».

Результаты исследования представлены в статье, опубликованной 15 апреля в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.