20 октября 2020, вторник, 00:51

10 марта 2016, 10:25

Старые звезды способны обзавестись новым поколением планет

Пылевое кольцо вокруг проэволюционировавшей двойной звезды IRAS 08544-4431
ESO

Очень Большой Телескоп-Интерферометр (VLTI) в обсерватории ESO Параналь в Чили получил самое детальное на сегодняшний день изображение пылевого диска вокруг проэволюционировавшей звезды, сообщается в пресс-релизе Европейской Южной обсерватории.

Данное наблюдение впервые дало возможность сравнить два типа дисков: протопланетные, которые имеются вокруг молодых звезд, и диски у звезд, близких к завершению своего жизненного цикла. Газо-пылевые диски последнего типа образуются из вещества, выбрасываемого из звезд звездным ветром на стадии красного гиганта. В результате выяснилось, что два типа дисков неожиданно похожи. И в газо-пылевом диске красного гиганта даже может образоваться вторичное поколение планет.

Ранее провести сравнение дисков молодых и старых планет астрономам не удавалось из-за того, что в окрестностях Солнца нет проэволюционировавших звезд с дисками. Теперь при помощи VLTI они смогли наблюдать за двойной звездой IRAS 08544-4431 в созвездии Паруса, находящейся примерно в 4000 световых лет от Земли. Она состоит из красного гиганта, который уже выбросил большое количество вещества в окружающий его пылевой диск, и более молодой звезды, обращающейся вокруг него на близком расстоянии.

Один авторов исследования Жак Клушка (Jacques Kluska) из Эксетерского университета в Великобритании, рассказывает о работе: «Объединяя световые сигналы от нескольких телескопов, входящих в состав Очень Большого Телескопа-Интерферометра, мы получили изображение невероятно высокого разрешения, эквивалентного тому, которым обладал бы телескоп с диаметром зеркала 150 метров. С таким разрешением можно было бы, например, определить размер и форму монетки в один евро на расстоянии в две тысячи километров».

Самой интересной деталью нового изображения оказалось ясно видимое кольцо. При этом положение внутренней кромки пылевого кольца, которое впервые удалось точно локализовать, очень хорошо соответствует ожидаемому: ближе к звезде начинается испарение пыли под воздействием излучения. «Вдобавок, мы неожиданно обнаружили более слабое свечение, которое, вероятно, идет от небольшого аккреционного диска вокруг звезды-компаньона. Мы знали, конечно, что это двойная система, но не ожидали, что получим прямое изображение второй звезды», – говорит главный автор работы Мишель Киллен (Michel Hillen).

Астрономы пришли к выводу, что диски вокруг старых звезд очень похожи на протопланетные диски у молодых звезд. А значит, возможно, в них могут сформироваться новые планеты, как они формируются вокруг молодой звезды. Исследование открывает новые возможности для изучения физики пылевых дисков и эволюции звездных систем, так как впервые позволяет проследить сложные пространственно-временные взаимодействия между компонентами тесных двойных систем и пылевой средой в них.

Результаты исследования будут опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics.