24 октября 2020, суббота, 13:02

Для спасения от болезни тасманийские дьяволы усиленно эволюционируют

Тасманийский дьявол

В новом исследовании авторы обнаружили ряд изменений в геноме тасманийских сумчатых дьяволов, произошедших за несколько десятилетий. Ученые полагают, что эти изменения дают дьяволом возможность сопротивляться болезни, поставившей под угрозу существование их вида.

За последние двадцать лет более 80 % популяции тасманийских сумчатых дьяволов погибло от эпидемии лицевой опухоли (devil facial tumor disease, DFTD), которая представляет собой редкое трансмиссивное, то есть передающееся от особи к особи, онкологическое заболевание. Среди дьяволов рак распространяется через укусы. Заболевшие животные погибают в течение полугода. Тем не менее, некоторые популяции, которые по расчетам эпидемиологов должны были полностью исчезнуть еще несколько лет назад, до сих пор существуют.

Ученые сравнили геномы сумчатых дьяволов из трех разных районов Тасмании с образцами, полученными из тканей животных до начала эпидемии. Они обнаружили, что у дьяволов, которые смогли выжить, есть изменения в семи генах, связанных с образованием опухоли и работой иммунной системы. Авторы работы считают, что эти изменения помогают иммунной системе бороться с раком, давая ей способность распознавать клетки опухоли. Следующим шагом, по словам исследователей, станет выяснение, как эти гены можно использовать для сохранения вида, существование которого все еще под угрозой. Но стремительная эволюция показывает, что даже без вмешательства людей сумчатые дьяволы не сдаются без боя.

Результаты исследования опубликованы в Nature Communications.