30 ноября 2020, понедельник, 04:23

02 августа 2017, 10:33

В Большой Медведице обнаружена сверхъяркая сверхновая звезда

Большая Медведица

Сверхновая SN 2017egm, отмеченная недавно в галактике NGC 3191 в созвездии Большой Медведицы, на расстоянии 420 миллионов световых лет, стала самой близкой к Солнечной системе известной астрономам сверхъяркой сверхновой (superluminous supernova).

Такие звезды называют еще гиперновыми. Их масса во время взрыва после коллапса ядра равняется сотне или более масс Солнца. Энергия этих взрывов превышает 1045 джоулей, а яркость в сто раз больше, чем у обычных сверхновых. Если бы гиперновая звезда вспыхнула в нашей Галактике, она была бы столь же яркой, как полная Луна. К тому же взрывы гиперновых сопровождаются мощными гамма-всплесками. Когда 2 июля 1967 года взрыв гиперновой впервые наблюдался военными спутниками США, американцы даже заподозрили, что Советский Союз тайно испытал в космосе ядерное оружие, нарушив договор 1963 года.

Вспышка гиперновой в галактике NGC 3191 была замечена 23 мая 2017 года космическим телескопом Gaia Европейского космического агентства. Первоначально ее классифицировали как сверхновую II типа. Но позднее ученые из Института теоретической физики имени Фреда Кавли под руководством Субо Дуна (Subo Dong) пересмотрели это решение, так как наблюдения за звездой при помощи Северного оптического телескопа выявили ее необычные характеристики. Неожиданным оказалось и то, что звезда вспыхнула в спиральной галактике, похожей на Млечный Путь, хотя все известные ранее гиперновые обнаруживались в карликовых галактиках, значительно уступающих по размеру спиральным.

Сверхновая SN 2017egm отмечена крестом. Фото: SDSS

Ученые из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики во главе с Мэттом Николлом (Matt Nicholl) определили, что в галактике-хозяине гиперновой повышена концентрация химических элементов более тяжелых, чем водород и гелий. Вспышка гиперновой в подобных условиях отмечена впервые.

«Наше исследование подтверждает, что быстро вращающаяся, сильно намагниченная нейтронная звезда, называемая магнетаром, вероятно, является двигателем, который управляет невероятным количеством света, создаваемого этими сверхновыми, – говорят астрономы. – Хотя яркость SN 2017egm и свойства магнетара объединяет эту звезду сверхъяркими сверхновыми, масса, выброшенная при взрыве SN 2017egm, может быть меньше среднего значения. Такое различие может указывать на большую потерю массы звездой перед гравитационным коллапсом, приведшим к взрыву. Скорость вращения магнетара также может быть медленнее, чем средняя».

Статья с описанием свойств принята к публикации в Astrophysical Journal Letters, текст ее доступен на сайте препринтов arXiv.org.