5 июля 2020, воскресенье, 10:46

Ученые выделили оригинальные белки древней черепахи

Tasbacka danica

Команда палеонтологов из США, Швеции и Японии смогла извлечь оригинальный темный пигмент, бета-кератин и мышечный белок из окаменевших останков морской черепахи Tasbacka danica, жившей 54 миллиона лет назад.

Хорошо сохранившиеся окаменевшие останки детеныша этой черепахи, длиной 7,4 сантиметра, были найдены в 2008 году в известняковой конкреции в шахте на датском острове Морсё. В 2013 году палеонтолог из Лундского университета Йохан Линдгрен (Johan Lindgren) и его коллеги обнаружили остатки мягких тканей возле левого плеча черепахи. Тогда они исследовали микроскопическую структуру и молекулярное содержание образцов, полученных из окаменелости. «Наши результаты показывают, что ряд биомолекул, которые могут быть непосредственно связаны с самим животным, сохраняются в идентифицируемой форме», – говорит Йохан Линдгрен.

Исследователи определили остатки нескольких различных молекул, включая бета-кератин, гемоглобин, тропомиозин и, наконец, эумеланин – пигмент, который обеспечивает темный цвет покровов кожи и волос у многих животных и у людей. Авторы признают, что большой диапазон идентифицируемых биомолекулярных останков, найденный в столь древней окаменелости, стал для них сюрпризом. «Наличие эукариотического меланина в меланосоме, встроенной в кератиновую матрицу, исключает загрязнение микробами, поскольку микробы не могут продуцировать эукариотический меланин или кератин», – объясняет соавтор работы профессор Мэри Швейцер (Mary Schweitzer) из Университета Северной Каролины и Лундского университета.

Благодаря найденным следам эумеланина палеонтологи пришли к выводу, что детеныш черепахи, живший 54 млн. лет назад, имел такую же расцветку панциря, что и современные виды: темную спину с более светлыми краями. Такая окраска возникла для защиты от ультрафиолетового солнечного излучения.

Линдгрен и его коллеги не исключают, что в дальнейшем следы оригинальных биомолекул можно будет обнаружить во множестве других палеонтологических находкок. «Ископаемые – это не только окаменелости, они иногда могут состоять из частей исходного биологического материала», – говорит Линдгрен.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.