27 октября 2020, вторник, 12:32

Удаление «клеток-зомби» из мозга снизит риск болезни Паркинсона

Астроциты отмечены красным
Georgia Woods, PhD/Buck Institute for Research on Aging

Проведенное на лабораторных мышах исследование показало, что избавление от старых астроцитов – особого типа клеток нервной ткани – предотвращает появление симптомов болезни Паркинсона, тогда как накопление старых астроцитов, наоборот, способствует развитию этой болезни.

Болезнь Паркинсона вызывается гибелью нейронов в определенных зонах мозга. Ученые из калифорнийского Института исследований старения имени Бака предположили, что на судьбу нейронов могут влиять окружающие их клетки нейроглии, в частности астроциты. Астроциты – это небольшие клетки, которые из-за многочисленных отростков по форме напоминают звезды. Обычно они служат каркасом, на котором размещаются нейроны, а также играют роль в обеспечении их питания, роста, восстановления и других процессов. Астроциты нужны и для работы гемато-энцефалического барьера – системы защиты нейронов от опасных веществ, которые могут циркулировать в крови. Но, когда астроцит стареет, он теряет способность к делению и начинает выделять в окружающую среду вещества, провоцирующие воспаление. По мнению авторов работы, этот процесс может нанести вред соседним нейронам, а в дальнейшем способствовать развитию болезни Паркинсона. Подобные клетки, вроде бы еще живые, но уже наносящие вред нормальной мозговой ткани, можно назвать «клетками-зомби».

Проверять эту гипотезу ученые начали на образцах мозговой ткани, взятой у умерших пациентов с болезнью Паркинсона. У них действительно обнаружилось повышенное количество старых астроцитов, чем в тканях здорового мозга. Также эксперименты показали, что органическое вещество паракват (применяемое в качестве гербицида, но, как было установлено ранее, связанное с повышением риска болезни Паркинсона у людей) ускоряет старение астроцитов.

Перейдя к экспериментам на мышах, ученые подвергли мышей в возрасте шести месяцев действию параквата. В результате они действительно стали демонстрировать отклонения в поведении, характерные для болезни Паркинсона, а в тканях их мозга обнаружилось большое количество старых астроцитов. Продолжая опыт, ученые ввели этим мышам препарат, который разрушает «клетки-зомби». Получившие его мыши вскоре восстановили способность нормально двигаться и стали почти неотличимы от контрольных здоровых мышей.

Авторы работы полагают, что, когда мы научимся очищать мозг от стареющих клеток, это даст людям новую защиту от болезни Паркинсона и других нейродегенеративных заболеваний. Но для этого предстоит создать препараты, избирательно нацеленные на нужный тип клеток.

Итоги работы опубликованы в журнале Cell Reports.