23 октября 2020, пятница, 12:24

Ученые заподозрили следы жизни в марсианском метеорите

Пригодный для жизни Марс в представлении художника
Daein Ballard

Группа венгерских исследователей сообщила, что обнаружила биосигнатуры в метеорите марсианского происхождения ALH-77005. По их словам, микроструктура образца предположительно указывает на минерализированные остатки «различных форм бактерий».

Метеорит, полное название которого Allan Hills 77005, был обнаружен в 1977 году в холмах Аллана в Антарктиде экспедицией Японского национального института полярных исследований. Позже выяснилось, что его состав указывает на марсианское происхождение. Возраст камня оценивается примерно в 175 миллионов лет, а воздействие космических лучей на него продолжалось около 3 миллионов лет.

Срез метеорита с образованиями, напоминающими окаменевших бактерий в виде нитей и шариков. Фото: Ildiko Gyollai et al, doi: 10.1515/astro-2019-0002

Илдико Дьёллаи (Ildikó Gyollai) из Центра астрономии и наук о Земле Венгерской академии наук и ее коллеги исследовали тонкие срезы метеорита при помощи оптической микроскопии и инфракрасной спектроскопии на основе преобразования Фурье. Они обнаружили в структуре образования, напоминающие окаменевших бактерий в виде нитей и шариков (кокков). По предположению ученых, это могли быть железоокисляющие бактерии. В составе метеорита есть также включения минералов вероятного биогенного происхождения ферригидрита, гетита и гематита. В пользу биогенного характера образцов говорит и сильный отрицательный баланс δ13C, то есть отклонение от эталона соотношения изотопов углерода 13C и 12C. По мнению исследователей, вся совокупность признаков указывает на наличие на Марсе бактериальной жизни в эпоху формирования этих минералов.

Исследование опубликовано в журнале Open Astronomy.