23 июля 2019, вторник, 01:32

Полтора тысячелетия назад в Финляндию завозили медь из Греции и Болгарии

Находки из Левянлухты
E. Holmqvist

Анализ металлических изделий, найденных археологами в захоронениях IV – VIII веков в Левянлухте (муниципалитет Исокюрё на западе Финляндии) показал, что медная руда, из которогой они были изготовлены, была добыта в далеких Греции и Болгарии, а не на юге Швеции, как предполагалось изначально.

Левянлухта представляла собой место водного погребения. В 300 – 800 годах это был небольшой водоем, куда местные жители погружали тела умерших. К нашему времени он превратился в заболоченный участок. Благодаря влажной почве органика очень хорошо сохранилась. Археологи обнаружили там кости как минимум 98 человек разного пола и возраста. Практика водного погребения необычна для Финляндии той эпохи, обычно местные жители кремировали умерших. Недавно опубликованное исследование ДНК установило, что погребенные в Левянлухте люди были генетически близки к саамам.

Помимо человеческих останков в Левянлухте были найдены 22 металлических предмета: кольца, браслеты, шейные гривны, цепь, котел, фибулы и металлические стержни неопределенного назначения. Предметы были исследованы при помощи рентгенофлуоресцентной спектроскопии, которая установила, что они сделаны из меди и медных сплавов (бронзы и латуни). Стиль изделий указывает на 500 – 800 годы и на местное производство. Однако в Финляндии той эпохи не добывали медную руду, а значит, сырье для производства было импортировано. Первоначально ученые предположили, что источник находился поблизости – медные месторождения есть на юге Швеции.

(A-C) браслеты, (D) котел, (E) шейная гривна, (F) браслет, (G) цепь, (H) фрагмент шейной гривны. Фото: Finnish Heritage Agency

Но эту гипотезу предстояло проверить экспериментально, благо медные руды в каждом месторождении отличаются изотопным составом свинцовых примесей. Сравнивая содержания изотопов свинца в изделиях с образцами руды из разных точек Европы, ученые рассчитывали точно определить источник металла. Для анализа применялся высокочувствительный метод масс-спектроскопии с индуктивно-связанной плазом, который позволяет определять наличие ряда химических элементов, когда в образце содержится лишь одна триллионная доля этого элемента, а также проводить изотопный анализ.

Как оказалось, медь для данных изделий была добыта не на севере Европы, а в Греции и Болгарии. Эти регионы действительно служили крупными экспортерами меди в I тысячелетии нашей эры. Потом металлические изделия широко распространялись по Европе в качестве даров, военной добычи, дани или товара. Нередко металлические изделия переплавлялись, чтобы потом из металла изготовить новые предметы в соответствии с местными вкусами. Но впервые удалось установить, что медь из Балканского региона достигала даже Финляндии.

Исследование опубликовано в Archaeological Science: Reports.