31 октября 2020, суббота, 08:30

Метилирование ДНК позволяет определять продолжительность жизни вымерших животных

Гренландский кит (лат. Balaena mysticetus)
Loke Film, Adam Schmedes/Cell Reports 2015

Коллектив австралийских ученых разработал новый метод определения обычной продолжительности жизни разных видов позвоночных по метилированию их ДНК. С его помощью можно выяснить, сколько жили уже исчезнувшие животные, например, мамонты.

Метилирование ДНК, то есть присоединение к одному из нуклеотидов (цитозину) метильной группы (CH3), используется в организме для регулирования работы генов. Если в каком-то гене будет много таких метилированных участков, то фермент ДНК-полимераза, который занят считыванием информации с гена, обработать его не сможет, и в конечном итоге не синтезируется белок, за который отвечает этот ген. Метилирование ДНК служит, таким образом, методом выключения генов. Для правильной работы многих систем организма необходимо, чтобы определенные участки хромосом имели нужный «профиль метилирования», то есть чтобы метильные группы были присоединены в правильных местах. С возрастом степень метилирования ДНК возрастает.

«Мы полагаем, что плотность метилирования ДНК определяет максимальную естественную продолжительность жизни позвоночных. Используя известные данные о продолжительности жизни 252 различных видов позвоночных, мы смогли точно предсказать продолжительность жизни по плотности метилирования ДНК, происходящей в 42 различных генах», — рассказывает о новом методе биолог Бенджамин Майн (Benjamin Mayne). Для калибровки своего метода доктор Майн и его коллеги использовали геномы животных с известной продолжительностью жизни из общедоступных баз данных, таких как NCBI Genomes и Animal Ageing and Longevity Database.

Фото: CSIRO

«Используя наш метод, мы обнаружили, что максимальная продолжительность жизни гренландского кита (Balaena mysticetus) составляет 268 лет, что на 57 лет больше, чем считалось», — говорит Бенджамин Майн. Также ученые подсчитали, что у нашего вида «естественная» продолжительность жизни составляет 38 лет.

Затем исследователи перешли от ныне существующих видов к тем вымершим животным, от которых удалось получить образцы ДНК. Они узнали, что продолжительность жизни неандертальцев и денисовцев была близка к человеческой (37,8 года). Шерстистые мамонты (Mammuthus primigenius) и прямобивневые слоны (Palaeoloxodon antiquus) жили по 60 лет, недавно вымершие галапагосские черепахи с острова Пинта (Chelonoidis abingdonii) — 120 лет, а странствующие голуби (Ectopistes migratorius) — 28 лет. Полученные результаты были опубликованы в журнале Scientific Reports.

Недавно другая группа исследователей использовала метилирование ДНК для более точного пересчета собачьего возраста в человеческий.