28 октября 2020, среда, 12:27

На Венере еще могут существовать активные вулканы

Самый высокий венерианский вулкан Маат
NASA/JPL

Группа планетологов из США предположила, что на Венере могут продолжаться активные вулканические процессы. Некоторые участки застывшей лавы, снимки которых были получены автоматической орбитальной станцией, предположительно, имеют возраст всего несколько лет или десятилетий. Обычно считалось, что извержения вулканов на Венере остались в далеком прошлом.

Когда-то на Венере извергалось множество вулканов. Около 80 % ее поверхности занимают застывшие лавовые потоки. На Венере можно найти щитовые вулканы и стратовулканы, некоторые потоки их лавы достигают сотен километров в длину. Хотя прямых подтверждений этому найдено не было, ряд исследователей высказывал предположения, что извержения вулканов на Венере продолжаются и в современную эпоху. Из-за сложных условий наблюдения (планету закрывает мощный слой атмосферы) ученым трудно определить, извергаются ли венерианские вулканы и каков возраст вулканических пород на поверхности Венеры.

Используя данные, полученные от орбитального аппарата Европейского космического агентства Venus Express, ученые обнаружили несколько намеков на остаточную вулканическую активность в атмосфере планеты, включая точки повышенной температуры и выбросы диоксида серы — обычно продукта вулканической деятельности на Земле. Также космический аппарат сделал снимки участков, похожих на молодые в геологическом отношении потоки застывшей лавы.

Но определение возраста геологических пород Венеры затруднено, так как нет информации о том, как местные условия (давление около 100 атмосфер, температура — 475 °C) влияют на процессы старения застывшей лавы. Чтобы смоделировать их, авторы исследования поместили образцы оливина — минерала, который часто встречается в вулканических породах, в лабораторную печь при температуре 1000 °F (537,78 °C). Поскольку оливин содержит железо, он подвержен коррозии, из-за которой обычно зеленоватый минерал приобретает красновато-черный оттенок. Изменение цвета служит грубым показателем возраста породы и затрудняет обнаружение оливина с орбитального аппарата. Образцы в лабораторной печи подверглись коррозии всего за несколько дней. По мнению авторов работы, это эквивалент нескольких месяцев или лет на Венере. Ученые считают что оливин, который был обнаружен на поверхности Венеры только в 2014 году, появился там в предшествующие десятилетия, когда на поверхность планеты вырвалась свежая лава.

Исследование опубликовано в журнале Science Advances.