22 февраля 2020, суббота, 05:20

Выведены комары, которые не способны переносить лихорадку денге

Наряду с геном, кодирующим иммунный белок, исследователи также вставили комарам ген, заставляющий их глаза светиться
CSIRO

В Мельбурне, в лаборатории здоровья животных Государственного объединения научных и прикладных исследований Австралии, были выведены генетические линии комаров, устойчивых к заражению вирусом денге. В результате комары не смогут и распространять эту болезнь, заражая при укусе людей.

Лихорадка денге известна с 1779 года, ее вирусная природа и способ распространения были открыты в начале XX века. Болезнь переносится комарами из рода Aedes, главным образом A. aegypti. Симптомы обычно проявляются через 3–14 дней после заражения. Они включают в себя высокую температуру, головную боль, рвоту, мышечные и суставные боли, а также характерную зудящую сыпь на коже. Выздоровление занимает от двух до семи дней, но в некоторых случаях у больных возникает опасная для жизни геморрагическая форма лихорадки. Для нее характерны кровотечения, низкий уровень тромбоцитов в крови, рвота кровью и снижение артериального давления до опасного уровня. Вирус представлен четырьмя основными серотипами, заражение одним из них дает больному иммунитет только от данного типа вируса. Последующее заражение другим типом увеличивает риск серьезных осложнений.

Каждый год лихорадкой денге заболевает до 60 миллионов человек, от 10 000 до 20 000 больных умирают. Когда-то болезнь встречалась только в странах Юго-Восточной Азии, теперь же ее ареал охватывает юг Китая, Южную Америку, Карибский бассейн, Африку, Тихоокеанский регион. Она уступает только малярии по распространенности у людей, возвращающихся из поездок в тропические страны. С 1960 по 2010 год число случаев заболевания увеличилось в 30 раз.

Австралийские ученые внедрили человеческий иммунный ген в основные виды комаров, которые, как известно, распространяют вирус денге. Впервые им удалось получить генетически модифицированных комаров с устойчивостью ко всем четырем серотипам вируса денге. «Когда комар пьет кровь инфицированного человеком, человеческий белок становится активным в комаре и нейтрализует вирус, так что комар не заражается, — рассказывает один из авторов исследования Прасад Парадкар (Prasad Paradkar). — Поскольку они не заражаются, они не могут передать вирус кому-то другому».

Наряду с геном, кодирующим иммунный белок, исследователи также вставили комарам ген флуоресцентного белка, который заставляет глаза комаров светиться, чтобы можно было отличить генетически модифицированных комаров от обычных. «Мы обнаружили, что 100 % генно-инженерных комаров были устойчивы к заражению вирусом денге и не могли его распространять», — говорят авторы работы. Теперь ученым предстоит провести эксперименты, чтобы доказать, что технология может работать, когда модифицированных комаров будут выпускать за пределы лаборатории.

О результатах работы рассказывает статья в журнале PLOS Pathogens.