22 февраля 2020, суббота, 05:10

Внеземные формы жизни могли проникнуть на Землю, оставаясь незамеченными

Зерно карбида кремения из Мурчисонского метеорита. Некоторые ученые признают возможность существования жизни на основе соединений кремния
Janaína N. Ávila

Первый британский космонавт и ученый-химик из Имперского колледжа Лондона Хелен Шармен (Helen Sharman) предположила, что инопланетные формы жизни, которые мы пока не в состоянии обнаружить, могут жить на Земле.

Шармен объясняет, что химические основы внеземной жизни вполне могут отличаться от земных. «Будут ли они такими же, как вы и я, состоящими из углерода и азота? Возможно, нет. Возможно, они сейчас здесь, и мы просто не можем их увидеть», — говорит она. Подобных живых существ с иной биохимией Хелен Шармен называет «теневой биосферой».

Найти их, если они действительно проникли на Землю, будет непросто. Возможности изучения микроскопического мира остаются ограниченными, так как в лаборатории можно культивировать лишь небольшой процент существующих микроорганизмов. Теперь появилась возможность секвенировать ДНК штаммов микробов, не поддающихся культивированию, но так можно обнаружить только жизнь, которая нам известна, — ту, что основана на ДНК.

Однако, если «теневую биосферу» удастся обнаружить, останется неясным, имеет ли она внеземное происхождение или же необычные формы жизни возникли на Земле и долгое время существовали параллельно с известными нам организмами, оставаясь незамеченными.