11 августа 2020, вторник, 13:35

Юный скифский воин оказался девушкой

Захоронение подростка в колоде, лук, колчан со стрелами, наконечники стрел и чекан
Stratum plus

В 1988 году археологи Института истории материальной культуры РАН нашли уникальный скифский могильник, относящийся к VII веку до н. э. В одной из колод было мумифицированное тело подростка, погребенное вместе с оружием и амуницией. В ходе генетических исследований, проведенных лабораторией исторической генетики МФТИ в этом году, оказалось, что это на самом деле девушка. Работа опубликована в журнале Stratum plus, кратко о ее результатах рассказывает пресс-служба МФТИ.

Наиболее известны скифы, населявшие в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. степи Северного Причерноморья и контактировавшие с оседлыми народами — ассирийцами, персами и греками. Основной источник сведений о них — сочинения античных авторов: Геродота, Гиппократа и Плиния Старшего. Но на самом деле они были распространены на огромной территории евразийских степей, включая Сибирь. Некоторые археологи даже считают регион Саян и Алтая прародиной скифов.

По немногочисленным скифским словам, записанным греками, можно установить, что они говорили на языке иранской группы. Во многих мифах о той эпохе, в частности у Геродота, есть упоминания об амазонках — племени женщин-воительниц, живущих на западе, на побережье Азовского и Черного морей. Однако до недавнего времени не было подтверждений подобного явления на востоке, у сибирских скифов.

Могильник Сарыг-Булун открыли во время археологических раскопок неподалеку от Тувы, по правому берегу Верхнего Енисея, в 1988 году. В одном из погребений в деревянной колоде, выдолбленной из цельного куска дерева, было обнаружено тело ребенка, предположительно юноши 12–14 лет, с полным комплектом вооружения: чеканом, колчаном со стрелами и луком. Благодаря особой, изолированной от внешних воздействий среде произошла естественная частичная мумификация тела и хорошо сохранились многие органические материалы.

«Нам предложили провести исследование на предмет происхождения этого юного воина по отцовской линии. Надо сказать, что мы старались. Видели бы вы, сколько переживаний было, когда у нас не получалось. Когда посмотрели по фрагментам ДНК, возникла гипотеза: мы увидели и короткие, и длинные локусы, а локусов, связанных с Y-хромосомой, — нет. Основываясь на этих результатах, мы предположили, что имеем дело не с юношей, а с девушкой, которая была захоронена таким своеобразным образом. И после комплекса исследований, которые мы провели еще несколькими способами, очень подробно и тщательно, доказали, что имеем дело с останками юной девушки, которая, видимо, росла и воспитывалась как молодой воин», — рассказал Харис Мустафин, заведующий лабораторией исторической генетики МФТИ.

Для генетического анализа в лабораторию были предоставлены три зуба и часть кожи. После проведения очистки образцы измельчали в костную муку, из которой выделялась ДНК. Для определения пола проводилась количественная и качественная оценка ДНК, а также анализ гена амелогенина с помощью полимеразной цепной реакции.

Анализ ДНК не впервые исправляет ошибки в определении пола древних останков. В прошлом году ученые определили, что два скелета VI века в итальянском городе Модена, погребенные бок о бок и получившие у археологов прозвище «Влюбленные из Модены», принадлежали мужчинам. Мужчиной оказалась и «сарматская принцесса», чье богатое погребение нашли в 2013 году в кургане в Оренбургской области. А вот погребенный в Швеции знатный воин-викинг, которого более ста лет считали мужчиной, на самом деле был женщиной.